Дело № 12-576/2021
УИД 86RS0001-01-2020-006685-21
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 июля 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,
с участием:
представителя (защитника) юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 № 179-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 № 179-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо - ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 обратилась в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивировав доводы жалобы тем, что шламовый амбар кустовой площадки № Приобского месторождения не является специализированным объектом размещения отходов; шламовый амбар является неотъемлемой частью кустовой площадки и используется для временного накопления буровых отходов при строительстве скважины, на срок не более, чем одиннадцать месяцев, в целях дальнейшей утилизации отходов; определяя срок размещения отходов, руководствуясь датой начала бурения скважины и датой окончания бурения, административным органом не учтено, что в период бурения в теле шламового амбара осуществлялась утилизация буровых отходов силами привлеченной подрядной организации, о чем Обществом сообщалось информационным письмом, но надлежащая оценка данному факту не дана; в связи с чем, считает, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, административным органом не доказано.
В дополнениях к жалобе от ДД.ММ.ГГГГ представитель Общества указал, что истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности; состав правонарушения в действиях Общества отсутствует, деятельность по размещению отходов бурения на кустовой площадке № Приобского месторождения в смысле, предаваемом данному понятию ст.12 федерального закона №89-ФЗ, не осуществлялась; площадки вмененного накопления отходов не отвечают признакам объектов размещения отходов, соответственно основания для внесения информации о таких площадках в ГРОРО отсутствуют. Не представлено доказательств размещения Обществом на кустовой площадке № Приобского месторождения отходов бурения свыше 11 месяцев. Срок накопления отходов в теле кустовой площадки Обществом с даты окончания бурения скважин (ДД.ММ.ГГГГ) до передачи отходов бурения подрядной организации ООО «ЭлитКомфорт» в целях утилизации (ДД.ММ.ГГГГ) не превышает 11 месяцев.
В судебное заседание не явился представитель административного органа Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как должностное лицо направлено в командировку для проведения внеплановой выездной проверки.
Суд отказывает в удовлетворении данного ходатайства, так как у административного органа имелась возможность направить в судебное заседание иного сотрудника. Кроме того к ходатайству не приложено доказательств, свидетельствующих о командировании должностного лица.
В судебном заседании представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме, указав на отсутствие состава правонарушения в действиях Общества, на недоказанность вины, поскольку административным органом не осуществлялся выезд на объект, наличие отходов на зафиксировано; деятельность по размещению отходов бурения на кустовой площадке № Приобского месторождения не осуществлялась; срок накопления отходов в теле кустовой площадки Обществом с даты окончания бурения скважин (ДД.ММ.ГГГГ) до передачи отходов бурения подрядной организации ООО «ЭлитКомфорт» в целях утилизации (ДД.ММ.ГГГГ) не превышает 11 месяцев, при этом выполнение работ по утилизации отходов подтверждается журналом производственных работ; истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем, просила постановление отменить и прекратить производство по делу.
Суд, заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дел, установил следующее.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО4 №179-ОН от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ за то, допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в размещении отходов (бурового шлама) на объекте «шламовый амбар кустовой площадки № Приобского месторождения», не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, чем нарушены требования ст.39 Федерального закона от 10.01.2012 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ. Дата совершения административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ – первый день по истечении 11 месяцев размещения отходов бурения (бурового шлама) после окончания бурения скважин куста №. Место совершения административного правонарушения: ХМАО-Югра, Ханты-Мансийский район, Приобское месторождение нефти, шламовый амбар кустовой площадки №.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в редакции, действующей до 01.01.2020, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в редакции, действующей до 01.01.2020г., юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с ч.6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
Согласно п. 16 указанного Порядка Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Суд находит постановление, вынесенное в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз», законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения административного расследования, возбужденного на основании поступившего в Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора письма Региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» от ДД.ММ.ГГГГ№ и представленных данных ООО «PH-Юганскнефтегаз» о бурении скважин на кустовой площадке № Приобского месторождения (приложение к письму № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в размещении отходов бурения (бурового шлама) свыше 11 месяцев в шламовом амбаре указанной кустовой площадки, который не включен в государственный реестр объектов размещения отходов в качестве объекта размещения отходов.
В материалах дела в качестве доказательств представлены: протокол об административном правонарушении №11 от ДД.ММ.ГГГГ; письмо Региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» от ДД.ММ.ГГГГ.; письма ООО «РН-Юганскнефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ «о невозможности предоставления сведений», от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении информации и документации», от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О невозможности предоставления сведений»; копии договоров.
Из письма региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» от ДД.ММ.ГГГГ и из представленных данных ООО «РН-Юганскнефтегаз» о бурении скважин на кустовой площадке № Приобского месторождения (приложение к письму за номером № от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что в шламовом амбаре кустовой площадки № Приобского месторождения размещены отходы бурения в объеме 24635 м3, которые размещаются свыше 11 месяцев: дата начала бурения скважин – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения скважин ДД.ММ.ГГГГ, и Объект размещения отходов (Шламовый амбар кустовой площадки № Приобского месторождения) как объект размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Доводы жалобы и представителя Общества в судебном заседании суд находит несостоятельными в силу нижеследующего.
Представителем ООО «РН-Юганскнефтегаз» ранее в судебном заседании были представлены копия договора с ООО «ЭлитКомфорт» № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по утилизации отходов бурения, образующихся при строительстве эксплуатационных скважин на территории производственной деятельности ООО «РН-Юганскнефтегаз» (Приобское месторождение (приоритетный район – правый берег)), согласно которого силами привлеченной подрядной организации ООО «ЭлитКомфорт» осуществлялась утилизация буровых отходов; наряды-заказы № от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору, копия журнала производства работ КП № Приобского месторождения, акты сдачи-приемки выполненных работ за период август-декабрь 2019 года, Акты отбора проб строительных материалов, грунтов и протоколов испытаний по кустовой площадке № Приобского месторождения.
Вместе с тем, оценив вышеуказанные документы в совокупности с другими материалами дела, суд пришел к следующему.
Так, из материалов дела следует, что ООО «PH-Юганскнефтегаз» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действуя на основании договора на оказание операторских услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляло бурение скважин на кустовой площадке № Приобского месторождения, переданного в аренду ПАО «НК «Роснефть» (Т.1, л.д.213-214, 221- 237,238-240).
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «НК«Роснефть» в лице генерального директора ООО «PH-Юганскнефтегаз» ФИО5 и ООО «ЭлитКомфорт» (подрядчик) был заключен договор на выполнение работ по утилизации отходов бурения, образующихся при строительстве эксплуатационных скважин на территории производственной деятельности ООО «PH-Юганскнефтегаз» (Приобское месторождение (приоритетный район - правый берег)) №, в связи с чем подрядчик ДД.ММ.ГГГГ приступил к выполнению работ по утилизации отходов бурения на территории Приобского месторождения, что подтверждается нарядом-заказом № от ДД.ММ.ГГГГ и журналом производства работ кустовой площадки № Приобского месторождения (Т.3, л.д.21,22-59, 60-95).
Однако, представленные Обществом акты сдачи-приемки выполненных работ (услуг), в соответствии с которыми ООО «ЭлитКомфорт» выполнило работы по утилизации соответствующих отходов бурения в рамках исполнения вышеуказанного договора в период с августа по декабрь 2019 года, составлены только ДД.ММ.ГГГГ (Т.3 л.д.96-116,121-124), что существенно превышает установленный законодательством срок - 11 месяцев после окончания бурения нефтяных скважин (данный срок истек ДД.ММ.ГГГГ).
Из представленного суду представителем Общества журнала производственных работ следует, что работы по утилизации отходов производились и после ДД.ММ.ГГГГ (Т.3, л.д.60-95).
Кроме того, как усматривается из письма ООО «PH-Юганскнефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ на имя старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по автономному округу ФИО4, работы по утилизации отходов бурения на дату написания письма подрядной организацией не закончены, соответствующая документация юридическому лицу не представлена, то есть акты выполненных работ, журналы производства работ, журналы по учету объема утилизированных отходов бурения (Т.1 л.д.211).
Таким образом, ООО «PH-Юганскнефтегаз», являющееся лицом, ответственным за исполнение вышеуказанных требований закона, надлежащим образом не обеспечило утилизацию отходов бурения, размещенных в шламовом амбаре кустовой площадки № Приобского месторождения, отсутствовал контроль с его стороны за исполнением подрядной организацией ООО «ЭлитКомфорт» обязанностей по утилизации соответствующих отходов в установленный 11 месячный срок со дня окончания бурения нефтяных скважин на объекте.
Кроме того, лицензия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (66)-6886-СТОУБ/П от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО «ЭлитКомфорт», не предоставляет указанному юридическому лицу право на проведение работ на территории куста № Приобского месторождения, что установлено контрольно-надзорным органом в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (Т.2 л.д.21-29,30-36).
Тот факт, что административным органом выезд на объект не осуществлялся и наличие отходов не фиксировалось, не свидетельствует о недоказанности вины ООО «РН-Юганскнефтегаз», поскольку факт размещения отходов установлен на основании представленных Обществом документов, которые являются надлежащими доказательствами. При этом количество размещенных отходов не имеет правового значения при квалификации действий юридического лица по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» обоснованно привлечено к административной ответственности, и его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.
Постановление о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований для его отмены, изменения суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 № 179-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО1