Дело № 12-576/2022
14RS0035-01-2022-006338-25
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Якутск 06 мая 2022 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Холмогорова Л.И. единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов РС(Я) ФИО2 № от 21 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в отношении директора ___ ФИО1, ___
установил:
Постановлением заместителя министра финансов РС(Я) ФИО2 № от 21 марта 2022 г. ___ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, указывая, что ФИО1 подписал муниципальные контракты после проведенных закупок, размещенных в открытом доступе для неограниченного круга лиц, протоколов подведения итогов, подписанных комиссией, на основании способа, выбранного уполномоченным лицом. То есть моментом совершения административного правонарушения является дата выбора способа проведения закупки, а не дата заключения муниципальных контрактов. Учитывая разноплановость деятельности учреждения, а также объем закупок, ФИО1, в целях обеспечения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приказом назначены начальник отдела по дорожному строительству и начальник отдела по капитальному строительству в части определения способа проведения закупок и утверждения конкурсных документаций. О проведенной закупке административному органу было указано в объяснении директора от 18.03.2022 г. №. 21.03.2022 г. административным органом в адрес МКУ «Главстрой» ГО «г.Якутск» направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. 12.04.2022 г. учреждением в адрес административного органа направлен ответ №, согласно которому с начальника отдела по капитальному строительству К. взято объяснение, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания. 11.04.2022 г. директором учреждения издан приказ № назначении ответственных лиц по утверждению документации по закупкам и обеспечении данными лицами соблюдения требований Закона о контрактной системе. Вина ФИО1, выразившаяся в принятии решения о закупке работ для обеспечения муниципальных нужд у единственного подрядчика, в случае, если определение подрядчика должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, отсутствует, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании представитель МКУ «Главстрой» ГО «город Якутск» по доверенности ФИО3 жалобу поддержала, просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Представитель Министерства финансов РС(Я) ФИО4 в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила постановление оставить без изменения.
Суд, выслушав пояснения явившихся сторон, изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы административного дела, представленные Министерством финансов РС(Я), проверив доводы жалобы, приходит к следующему.
Часть 2 ст. 7.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Согласно материалам дела, Прокуратурой города Якутска проведена проверка по обращению гр. М. о соблюдении требований действующего законодательства при прокладке газопровода вдоль забора средней общеобразовательной школы № 5 им. Н.О. Кривошапкина, расположенной по адресу: <...> и многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Якутск, ____
14.12.2021 между МКУ «Главстрой» ГО «Город Якутск» (заказчик) и ООО «Ленагаз Плюс» (Подрядчик) заключены 2 муниципальных контракта на выполнение работ по объекту «Перенос газопровода со стройплощадки по объекту: «Пристрой к школе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №5 им. Н.О. Кривошапкина» ГО «город Якутск»: № № на сумму 573 815,00 руб., № на сумму 595 660,00 руб.
Муниципальные контракты заключены на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, на условиях, предусмотренных извещениями об осуществлении закупок, окончательными предложениями участника закупок, результатами осуществления закупок № с использованием электронного ресурса «Электронный магазин малых закупок» ГО «Город Якутск».
Предметом обоих договоров является выполнение работ по объекту: «Перенос газопровода со стройплощадки по объекту: «Пристрой к школе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Н.О. Кривошапкина» ГО «Город Якутск»». Общая сумма по договорам составляет 1 169 475,00 руб., срок исполнения с момента заключения договоров в течение 5 дней.
г.смежду ООО «Ленагаз Плюс» (Заказчик) и ООО «Ленагаз» (Подрядчик) заключен договор подряда от 10.12.2021 года № согласно которого Заказчик поручает, Подрядчик принимает на себя производство строительно-монтажных работ по прокладке газопровода по объекту «Перенос газопровода низкого давления со стройплощадки новой школы № 5 в 129 квартале г. Якутска (реконструкция)», согласно проектов №, разработанного ООО «Газпроект».
Общая стоимость монтажных работ, устанавливается в договорных ценах и составляет 1169 475,00 руб., подрядчик обязуется начать строительно-монтажные работы с 10.12.2021 и закончить до 19.12.2021 года.
Технические условия на реконструкцию сети газораспределения выданы Департаменту имущественных отношений и земельных отношений Окружной администрации «Город Якутск» (инвестору МКУ «Главстрой») от 10.09.2021 года, в качестве наименования объекта указан перенос газопровода низкого давления со стройплощадки новой школы № 5 в 129 кв. г. Якутска (реконструкция), давление газа в точке подключения максимальное: низкое от 0,0018 до 0.003 Мпа, фактическое (расчетное): низкое от 0,0018 до 0,003 МПа.
Рабочая документация на наружный газопровод, включая техническое задание, сметную документацию, составлена ООО «Газпроект» шифр №.
25.12.2021 акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) подписан начальником ОКС МКУ «Главстрой» ГО «Город Якутск» К.., директором ООО «Газпроект» И.., начальником СЭиРУГРС ДО «Сахатранснефтегаз» Г. и директором ООО «Ленагаз плюс» И.
Основанием для проектирования объекта является муниципальная программа Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017 2032 годы. Застройщиком выступает МКУ «Главстрой» ГО «Город Якутск», сметная стоимость проекта (№ составляет 1 169 475,00 руб.
Таким образом, фактически контракты от 14.12.2021 года № образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 2 самостоятельными контрактами, что приводит к необоснованному ограничению и сокращению числа участников закупок, к формальному соблюдению ограничений.
Кроме того, в ходе проверки выяснилось, что подрядчик ООО «Ленагаз Плюс» выполнил работы по объекту: «Перенос газопровода со стройплощадки по объекту: «Пристрой к школе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №5 им. Н.О. Кривошапкина» ГО «Город Якутск»» в ноябре 2021 года, т.е. до заключения муниципальных контрактов с МКУ «Главстрой» ГО «город Якутск».
Вышеуказанный факт подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) п. 3 которого подтверждает строительство сетей газораспределения, газопотребления и объектов СУГ осуществлялось в сроки: начало работ с 18.11.2021 по 25.11.2021 года, данный акт с открытой датой, при этом подписан: начальником ОКС МКУ «Главстрой» ГО «Город Якутск» К. директором ООО «Газпроект» И.., начальником СЭ и Р УГРС АО «Сахатранснефтегаз» Г.. и директором ООО «Ленагаз плюс» И.
Также о работах, проделанных до заключения муниципального контракта, подтверждают сведения из обращения гр. ФИО5 о том, что данные работы ведутся с октября 2021 года, дата обращения 02.12.2021 года.
Кроме того, и.о. директора МКУ «Главстрой» ГО «Город Якутск» Р. обстоятельство того, что подрядчик приступил к работам без заключения контракта, объясняет самостоятельным риском.
Частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения
Согласно статьям 6, 7, 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе is сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона№ 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованном) ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 30.12.2021) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс е ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик, выбирая способ закушен, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участником закупки.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» устанавливает, что федеральным органам исполнительной власти, органам, государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка - это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделка на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственною поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Учитывая предметы договоров, единую цель осуществления закупок можно сделать вывод, что договора с ООО «Ленагаз Плюс» на выполнение работ по объекту: «Перенос газопровода со стройплощадки по объекту: «Пристрой к школе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Н.О. Кривошапкина» ГО «Город Якутск»» фактически образуют единые сделки, стоимость которых превышает 600 000,00 руб., раздробленные с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур определения поставщиков. Общая сумма по договорам составляет 1 169 475,00 руб.
Таким образом, исходя из норм Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки на выполнение работ по объекту: «Перенос газопровода со стройплощадки по объекту: «Пристрой к школе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Н.О. Кривошапкина» ГО «Город Якутск»» у заказчика отсутствуют основания для осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), данную закупку следует осуществлять, используя конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В нарушение части 5 статьи 24 и пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при заключении указанных договоров заказчиком выбран неверный способ определения поставщики (подрядчика, исполнителя).
Контракты от 14.12.2021 года № подписаны электронной цифровой подписью ФИО1.
ФИО1, как директор ___», осуществляет руководство и контроль над деятельностью Учреждения и выполнят организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Таким образом, субъектом данного административного правонарушения является должностное лицо, осуществившее выбор неверного способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при осуществлении закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ ___ ФИО1.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина должностного лица состоит в том, что он не обеспечил выполнение требовании законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и не предпринял зависящие от него меры по их соблюдению.
ФИО1, выбрав неверный способ определения исполнителя па выполнение работ по объекту: «Перенос газопровода со стройплощадки по объекту: «Пристрой к школе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. И.О. Кривошапкина» ГО «Город Якутск»», нарушил часть 5 статьи 24 и пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Виновность ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами: муниципальным контрактом от 14.12.2021, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2022, и другими доказательствами.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оснований ставить под сомнение установленные обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы представителя ФИО3 о том, что заказчик был вправе проводить данные закупки на одноименные работы в электронном магазине малых закупок, не может быть принят, поскольку в данном случае осуществлены не две разные закупки одноименных работ. Выполнение работ по объекту: «Перенос газопровода со стройплощадки по объекту: «Пристрой к школе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. И.О. Кривошапкина» ГО «Город Якутск»» является одним целым, работы функционально и технологически связаны между собой, целью исполнения указанных контрактов является перенос газопровода со стройплощадки по конкретному объекту.
Таким образом, факт административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
В связи с чем, является правильным вывод заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) о виновности должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, выразившееся в том, что он не обеспечил выполнение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и не предпринял зависящих от него мер по их обеспечению.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ и с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя министра финансов РС(Я) ФИО2 № от 21 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в отношении директора ___ ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Верховный суд РС(Я) через Якутский городской суд РС(Я).
Судья: Л.И. Холмогорова