ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-579/20 от 16.02.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Полняков А.А. Дело № 7А-49/2021

(№ 12-579/2020)

РЕШЕНИЕ

16 февраля 2021 года г.Калининград

Судья Калининградского областного суда Тращенкова О.В.,

при секретаре Корж А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда – Центр развития ребенка – Детский сад № 7 на решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 07 декабря 2020 года, которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 22 сентября 2020 года юридическое лицо – МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 07 декабря 2020 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения.

МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 с таким решением не согласилось и заведующая учреждением ФИО1 подала жалобу с просьбой о его отмене и прекращении производства по делу. В жалобе представитель учреждения ссылалась на то, что в ее действиях признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.143 УК РФ, не усмотрено, поскольку обстоятельства получения работником детского сада травмы не связаны с допущенными нарушениями в области охраны труда и соблюдения режима безопасности на рабочем месте. Настаивала на том, что средство индивидуальной защиты – каска была выдана Н.Н., о чем имеется соответствующий акт, которым, однако, детский сад на момент рассмотрения дела не располагал. Кроме того, обратила внимание, что 08 июля 2020 года детский сад не находился на отопительном сезоне, в обязанности Н.Н. входило лишь обслуживание бойлерных установок, при выполнении таких работ каска не требуется.

Заведующая МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 ФИО1 и защитник юридического лица по ордеру ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме. Настаивали на том, что Н.Н., который получил травму при неустановленных обстоятельствах, средство индивидуальной защиты – каска было выдано еще 09 января 2020 года, о чем имеется его подпись в соответствующем акте, который не мог быть представлен ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни при рассмотрении жалобы на постановление, поскольку этот документ находился у одного из сотрудников детского сада. Впоследствии указанный документ был изъят следственными органами.

Выслушав представителя и защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с ч.1 ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно ч.2 данной нормы на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии со ст.221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н, пункт 56 которого содержит нормы выдачи средств индивидуальной защиты для машинистов (кочегаров) котельных.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н.

Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в Калининградской области в связи с поступившим из Прокуратуры Калининградской области обращением Г.М. о сокрытом несчастном случае на производстве, произошедшим 08 июля 2020 года с ее супругом Н.Н. – машинистом котельной МАДОУ ЦРР Детский сад № 7, а также в целях контроля исполнения ранее выданного предписания проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что работодатель Н.Н. – МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 не обеспечил приобретение и выдачу ему прошедших в установленном порядке сертификацию (декларирование) соответствия средств индивидуальной зашиты – каски защитной (2 класса защиты).

Таким образом, МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вина учреждения в совершении названного выше административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, а именно, заключением главного государственного инспектора труда от 12.08.2020, из которого следует, что МАДОУ ЦРР Д/С № 7 процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты не соблюдена, требования ст.ст.212, 221 ТК РФ, приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты нарушены; актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 21.09.2020, в котором отражено, что на момент проверки работодатель не обеспечил приобретение и выдачу машинисту котельной Н.Н. прошедших в установленном порядке сертификацию соответствия средств индивидуальной защиты, в том числе, каски; предписанием от 12.08.2020, пунктом 6 которого на заведующую МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 возложена обязанность в срок до 18 августа 2020 года выдать работникам прошедшие в установленном порядке сертификацию соответствия специальные одежду и обувь, другие средства индивидуальной защиты согласно Типовых норм, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты; предписанием от 21.09.2020, пунктами 4 и 5 которого на заведующую учреждением возложены аналогичные обязанности со сроком исполнения 30 сентября 2020 года; сообщением заведующей учреждением от 18 августа 2020 года в Государственную инспекцию труда в Калининградской области о том, что во исполнение предписания от 12.08.2020 организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты согласно Типовых норм, работникам выданы прошедшие в установленном порядке сертификацию соответствия специальные одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты; протоколом об административном правонарушении.

Названные выше доказательства являются достаточными для установления вины МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 в совершении административного правонарушения, всем доказательствам судьей в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дана надлежащая оценка.

Вопреки доводам жалобы об обратном, в ходе рассмотрения дела требования ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были соблюдены, юридически значимые обстоятельства совершенного правонарушения выяснены всесторонне, полно и объективно. В силу требований ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, виновность данного лица в его совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения.

Доводы жалобы о том, что Н.Н. выдавалось средство индивидуальной защиты – каска, о чем имеется его подпись в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, обоснованными признать нельзя в силу следующего.

Действительно, к жалобе, поданной на решение судьи районного суда, заведующей учреждением приложена личная карточка б/н учета выдачи средств индивидуальной защиты Н.Н. с отметкой о том, что 09 января 2020 года последнему выдана специальная одежда и средства индивидуальной защиты, в том числе, каска. Вместе с тем, данную карточку суд оценивает критически, поскольку ее достоверность вызывает сомнения.

Так, из материалов дела следует, что 31 августа 2020 года в МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Калининградской области был направлен запрос о предоставлении в срок до 11 сентября 2020 года для проведения внеплановой проверки ряда документов, в том числе, документов, подтверждающих выдачу пострадавшему Н.Н. спецодежды и средств индивидуальной защиты (личные карточки учета выдачи СИЗ) и сертификатов соответствия СИЗ.

Вместе с тем, судом установлено и стороной защиты не оспаривалось то обстоятельство, что испрашиваемые документы учреждением представлены в установленный срок не были.

При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении заведующая МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 ФИО1 о наличии документов, подтверждающих выдачу Н.Н. средства индивидуальной защиты (каски) должностное лицо не уведомила, о том, что такое средство индивидуальной защиты Н.Н. выдавалось, доводов не приводила, подтверждающих данное обстоятельство документов не представила. Не отразила ФИО1 наличие у работодателя указанной карточки учета выдачи СИЗ и в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не ссылалась на это и суду при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Ссылки ФИО1 на то, что эта карточка находилась у иного должностного лица, и ее наличие обнаружилось уже после принятия судом оспариваемого решения, суд находит несостоятельными.

Сертификат соответствия на защитные каски, выданный 20 марта 2020 года, сам по себе обеспечение работодателем работника данным средством индивидуальной защиты не подтверждает.

То обстоятельство, что постановлением следователя от 11 ноября 2020 года в возбуждении в отношении ФИО1 уголовного дела, предусмотренного ч.1 ст.143 УК РФ, было отказано в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления, правового значения не имеет, поскольку данное обстоятельство об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в необеспечении работника средствами индивидуальной защиты, не свидетельствует.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административном правонарушении, в отношении должностного лица, также не свидетельствует об отсутствии состава данного правонарушения в действиях юридического лица. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено по причине того, что доказательств именно ее вины, как должностного лица, в совершении данного правонарушения, не установлено, однако такие выводы не исключают наличие вины учреждения в совершении административного правонарушения.

Довод жалобы об отсутствии необходимости в ношении работниками котельной каски в летний период времени вне отопительного сезона значения не имеет и отмену оспариваемого решения не влечет.

Порядок и срок давности привлечения МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и является обоснованным.

Обстоятельств, которые в силу п.п.2-4 ч.2 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы явиться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 07 декабря 2020 года и постановление должностного лица – главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда – Центр развития ребенка – Детский сад № 7 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья