ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-579/2015 от 28.12.2015 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-579/2015.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Омск 28 декабря 2015 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Тарабанов С.В., с участием представителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области Горбуновой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации города Омска: юридический адрес: <адрес>, ОГРН: 1025500757259; ИНН <данные изъяты>; КПП: 550301001, на постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области № 809/12019/15/55007-ИП от 19.10.2015 г. Администрация города Омска была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Как следует из названного постановления, 24.02.2015 г. судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Омской области на основании исполнительного документа – исполнительного листа № 2-6602/2014 от 08.12.2014 г., выданного Центральным районным судом г. Омска возбуждено исполнительное производство № 12019/15/55007-ИП. Предмет исполнения – обязать Администрацию города Омска предоставить Басаргиной Е.И. на состав семьи из трёх человек жилое помещение на условиях договора социального найма во внеочередном порядке в черте города Омска общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления с учётом права Басаргиной Е.И. на дополнительную жилую площадь.

10.03.2015 г. судебным приставом-исполнителем на основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, п. 3 которого установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, а именно до 31.03.2015 г.

Во вновь установленный срок, Администрация города Омска требования, содержащиеся в исполнительном листе, не выполнила, в связи с чем должник был привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

14.08.2015 г. должнику было вновь вручено требование, в котором был установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе до 10.09.2015 г., однако требование вновь не было исполнено.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Администрации города Омска обратилась в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на вышеназванное постановление и просит его изменить, признав правонарушение малозначительным, заменить штраф на устное замечание, по следующим основаниям. В настоящее время имеется более 200 решений районных судов г. Омска о возложении на Администрацию города Омска обязанность предоставить гражданам жилые помещения. Из них, в отношении граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний – 44 решения. Освобождающиеся в процессе эксплуатации жилые помещения муниципального жилищного фонда города Омска предоставляются взыскателям по списку в соответствии с датой возбуждения исполнительных производств.

Решение Центрального районного суда г. Омска от 08.12.2014 г. было вынесено в пользу Басаргиной Е.И. в связи с тем, что её сын является ребёнком-инвалидом, и имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Басаргин А.А. относится к отдельным категориям граждан, которым предоставляется жилые помещения жилищного фонда российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан вне очереди, Администрация города Омска вынуждена обращаться в Арбитражный суд по взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации средств на приобретение жилых помещений. Решением Арбитражного суда Омской области от 15.07.2015 г. за счёт казны Российской Федерации в пользу Администрации города Омска взыскано 3 112 128 рублей убытков на приобретение жилого помещения семье Басаргиных.

Администрацией города Омска принимаются все возможные меры для исполнения решения суда. За период с 01.01.2015 г. по настоящее время во исполнение решений судов взыскателям по исполнительным производствам было предоставлено 99 жилых помещений из муниципального жилищного фонда города Омска.

Представитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области просила постановление оставить без изменения, поскольку в действиях Администрации города Омска имеется состав административного правонарушения. После истечения срока для добровольного исполнения судебного решения, Администрации города Омска было представлено время для исполнения требования судебного приказа, однако требование вновь выполнено не было. После привлечения к административной ответственности, во вновь установленный срок требование также не было исполнено. С рассрочкой или отсрочкой исполнения решения заявитель не обращался, решение суда не обжаловалось.

Изучив дело об административном правонарушении, заслушав доводы сторон, суд не находит оснований для отмены постановления.

В соответствии с п. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристав-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно пункта 2 названной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае действия (бездействие) Администрации города Омска верно квалифицированы по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ – неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Вина Администрации города Омска подтверждается требованием судебного пристава-исполнителя от 14 августа 2015 г., протоколом об административном правонарушении, составленным в присутствии представителя Администрации города Омска, и по сути, не оспаривается заявителем.

Доводы жалобы о том, что в целях обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан вне очереди, Администрация города Омска вынуждена обращаться в Арбитражный суд по взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации средств на приобретение жилых помещений, не могут служить основанием для освобождения Администрации города Омска от ответственности.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Содержащееся в п. 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжёлыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, предоставление жилья инвалиду по договору социального найма во внеочередном порядке не является дополнительной обязанностью Администрации города Омска.

Данных о том, что Администрацией города Омска принимались все меры для исполнения требования судебного пристава-исполнителя самостоятельно, не представлено, за отсрочкой или рассрочкой исполнения решения, Администрация не обращалась.

Кроме того, администрация имела право (при наличии оснований) обратиться за возмещением убытков за счёт казны Российской Федерации, в последующем.

Для принятия всех необходимых мер для выполнения судебного решения устанавливался разумный срок, и неисполнение требований исполнительного документа существенно нарушает права инвалидов на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области № 809/12019/15/55007-ИП от 19.10.2015 г. в отношении Администрации города Омска: юридический адрес: <адрес>, ОГРН: 1025500757259; ИНН <данные изъяты>; КПП: 550301001, по ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу её представителя – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.

Судья: С.В. Тарабанов