УИД №RS0№-98
дело №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
22 июня 2022 г.
Судья Дзержинского районного суда Агарков А.В. (Историческая ул., Б, , 400075),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы (основную и дополнительную) защитника ООО «ВМС Рециклинг» по доверенности ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3№-Э от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО ВМС «Рециклинг» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
по постановлению №-Э от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 юридическое лицо ООО ВМС «Рециклинг» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник ООО «ВМС Рециклинг» по доверенности ФИО2 принёс на него жалобы – основную и дополнительную, в которых просит об отмене состоявшегося постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ООО «ВМС Рециклинг» состава вменённого административного правонарушения. В обоснование жалоб указывает, что выводы должностного лица об отнесении хладона к отходам является ошибочным, о чём неоднократно указывалось, а потому применение ст. 1, чч. 1, 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ч. 1 ст. 34 «Об охране окружающей среды», Приказа Министерства природы РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённых приказом Министерства природы РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом обратил внимание судьи, что только ООО «ВМС Рециклинг» по своему усмотрению может отнести хладон и производные к отходам. Вместе с тем, ООО «ВМС Рециклинг» не относило и не относит изымаемый в ходе осуществления своей деятельности хладон к отходам. ООО «ВМС Рециклинг» передаёт изымаемый хладон на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу АО «Русхимпром», о чём свидетельствует акт приёма-передачи оборудования № от ДД.ММ.ГГГГ, а уже АО «Русхимпром» его утилизирует, что подтверждено актом утилизации № от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме указанного обратил внимание, что должностным лицом нарушена процедура привлечения ООО «ВМС Рециклинг» к административной ответственности, поскольку о проведении плановой проверки юридическое лицо не было уведомлено в установленный срок, проверка проведена незаконно, без согласования с прокуратурой, а также в срок, менее чем спустя 3 года с момента проведения последней проверки, которая состоялась в 2021 г.
В судебном заседании защитник ООО «ВМС Рециклинг» ФИО2 доводы жалоб поддержал, просил их удовлетворить, отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу.
Должностное лицо ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, поскольку полагала её доводы надуманными.
Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалоб, выслушав защитника ООО «ВМС Рециклинг» и должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены следующие понятия:
– отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определённом законодательством Российской Федерации;
– паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с чч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I – IV классов опасности, утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Приказ МПР №).
Так, п. 1 к Приложению № к Приказу МПР № определено, что паспорт отходов I - IV классов опасности (далее – паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
Согласно п. 3 к Приложению № к Приказу МПР № паспортизация отходов I – IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV классов опасности.
При паспортизации отходов I – IV классов опасности составляются паспорта отходов, включённых в Федеральный классификационный каталог отходов (далее по тексту – «ФККО»), утверждённый приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – ФККО), и паспорта отходов, не включённых в ФККО.
В силу п. 5 к Приложению № к Приказу МПР № установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I – IV классов опасности виду отходов, включённому в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.
На основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям и в связи с исполнением распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№-р проведена выездная внеплановая проверка в рамках Федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении ООО «ВМС Рециклинг» (л.д. 106 – 108).
Согласно п. 16 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» р проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
О данном решении руководитель ООО «ВМС Рециклинг» был уведомлён в установленные законодателем в п. 16 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сроки, о чём свидетельствует соответствующее электронное письмо (л.д. 110).
Таким образом, указанный в жалобе довод о нарушении данного срока своего объективного подтверждения не нашёл и полностью опровергается отправленным ДД.ММ.ГГГГ электронным письмом.
По результатам проведённой внеплановой выездной проверки должностным лицом составлен соответствующий акт № от ДД.ММ.ГГГГ, который по своим форме и содержанию в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к документам подобного рода (л.д. 189 – 203).
Из указанного акта усматривается, что должностными лицами установлен факт неисполнения юридическим лицом – ООО «ВМС Рециклинг» обязанности по отнесению образующегося в ходе хозяйственной деятельности отхода холодильного агента (хладон) к конкретному классу опасности, неисполнение обязанности по составлению паспорта отходов I – IV классов опасности на указанный отход.
К такому выводу группа пришла, поскольку на втором этаже производственного здания для утилизации отходов, на территории производственной базы по адресу: Волгоград, , стр. 17, эксплуатируемой ООО «ВМС Рециклинг», располагается материально-технический склад. В помещении склада в момент осмотра имеется оборудование, представленное Дробильным оборудованием для вторичного сырья серии НSS. Рядом с дробильным оборудованием складировано четыре прессованных тюка картона. Далее, вдоль стены расположены полипропиленовые пакеты большого объёма для сортировки отходов от демонтажа электрического и электронного оборудования, а также полезных компонентов, извлечённых в ходе демонтажа. Напротив в большом количестве складированы полипропиленовые мешки с готовой продукцией. Ближе к выходу из склада, складирована партия холодильного оборудования, стиральных машин бытовых, утративших потребительские свойства. Фреон (хладон) накапливается в баках (8 ед.), имеется станция для эвакуации фреона. В момент осмотра на территории склада имеется 1 единица складской техники, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ – вилочный автопогрузчик. На территории склада имеются напольные весы.
Согласно учёту в области обращения с отходами, годовой статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы) в 2020 году ООО «ВМС Рециклинг» произведена утилизация следующих отходов, содержащих холодильные агенты:
– «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4) в количестве – 230,877 тонн;
– «кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 713 11 52 4) в количестве – 1,528 тонн;
– «сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойств» (код по ФККО 4 82 713 15 52 4) в количестве – 68,424 тонны.
Согласно представленным сведениям, ООО «ВМС Рециклинг» передает полученный от разборки холодильного оборудования хладон АО «РУСХИМПРОМ», в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ№, утилизация хладона производится на утилизационном полигоне ООО «Партнер» (лицензия № ОП-01-004184(77) от ДД.ММ.ГГГГ и ООО «Экопром» (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ). В 2020 году, согласно акта утилизации от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «Русхимпром» приняло на утилизацию от ООО «ВМС Рециклинг» 20 литров хладона.
Согласно учёту в области обращения с отходами, годовой статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы) в 2021 г. ООО «ВМС Рециклинг» произведена утилизация отходов:
– «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4) в количестве – 222,845 тонн.
– «кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 713 11 52 4) в количестве – 0,059 тонн;
– «сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойств» (код по ФККО 4 82 713 15 52 4) в количестве – 31,540 тонн.
Таким образом, группой было установлено, что ООО «ВМС Рециклинг» осуществляет приём отхода «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4), для целей дальнейшей утилизации.
В ходе утилизации отхода «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4), образуется холодильный агент (хладон), утративший потребительские свойства, который передаётся на утилизацию специализированной организации.
При этом отнесение данного отхода к конкретному классу опасности не произведено, паспорт на данный отход не разработан.
Довод защитника, указанный в жалобе, что изымаемый из холодильников хладон отходом не является, передаётся как вещество, а не отход, для дальнейшей утилизации в стороннюю организацию, а потому в действиях ООО «ВМС Рециклинг» отсутствует состав административного правонарушения, был предметом оценки должностного лица при производстве по делу об административном правонарушении и отвергнут, как не состоятельный в определении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 215 – 217).
Судья соглашается с такими выводами должностного лица по обстоятельствам, указанным выше, поскольку в ходе утилизации отхода «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4), образуется холодильный агент (хладон), утративший потребительские свойства, который передаётся на утилизацию специализированной организации.
Оснований согласиться с доводами жалобы, что только ООО «ВМС Рециклинг» может отнести изымаемый хладон к отходам, судья не усматривает.
В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие «отходов» – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определённом законодательством Российской Федерации.
Таким образом, должностное лицо пришло к обоснованному выводу, что хладон, который изымает при утилизации отходов «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4), является отходом.
Это также следует из договора № от ДД.ММ.ГГГГ, акта приёма-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, акта утилизации за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что указанный отход – хладон, передаётся АО «Русхимпром» в целях его утилизации.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «ВМС Рециклинг» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо пришло к обоснованному выводу, что причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны юридического лица – ООО «ВМС Рециклинг», ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства.
Должностным лицом, при назначении наказания, проверялась возможность применения к ООО «ВМС Рециклинг» положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, однако в связи с отсутствием совокупности, указанной в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, такого основания не нашло.
Наказание назначено в соответствии с положениями статей 3.5, 3.8, 4.1 вышеуказанного Кодекса с учётом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств в пределах санкции части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный законодателем в ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежат оставлению без изменения, жалобы, как основная, так и дополнительная – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3№-Э от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО ВМС «Рециклинг» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобы защитника ООО «ВМС Рециклинг» по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья А.В. Агарков