ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-579/2022 от 22.06.2022 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД RS0-98

дело

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

22 июня 2022 г.

Судья Дзержинского районного суда Агарков А.В. (Историческая ул., Б, , 400075),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы (основную и дополнительную) защитника ООО «ВМС Рециклинг» по доверенности ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3-Э от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО ВМС «Рециклинг» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

по постановлению -Э от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 юридическое лицо ООО ВМС «Рециклинг» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник ООО «ВМС Рециклинг» по доверенности ФИО2 принёс на него жалобы – основную и дополнительную, в которых просит об отмене состоявшегося постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ООО «ВМС Рециклинг» состава вменённого административного правонарушения. В обоснование жалоб указывает, что выводы должностного лица об отнесении хладона к отходам является ошибочным, о чём неоднократно указывалось, а потому применение ст. 1, чч. 1, 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ч. 1 ст. 34 «Об охране окружающей среды», Приказа Министерства природы РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённых приказом Министерства природы РФ от ДД.ММ.ГГГГ. При этом обратил внимание судьи, что только ООО «ВМС Рециклинг» по своему усмотрению может отнести хладон и производные к отходам. Вместе с тем, ООО «ВМС Рециклинг» не относило и не относит изымаемый в ходе осуществления своей деятельности хладон к отходам. ООО «ВМС Рециклинг» передаёт изымаемый хладон на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ в пользу АО «Русхимпром», о чём свидетельствует акт приёма-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, а уже АО «Русхимпром» его утилизирует, что подтверждено актом утилизации от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме указанного обратил внимание, что должностным лицом нарушена процедура привлечения ООО «ВМС Рециклинг» к административной ответственности, поскольку о проведении плановой проверки юридическое лицо не было уведомлено в установленный срок, проверка проведена незаконно, без согласования с прокуратурой, а также в срок, менее чем спустя 3 года с момента проведения последней проверки, которая состоялась в 2021 г.

В судебном заседании защитник ООО «ВМС Рециклинг» ФИО2 доводы жалоб поддержал, просил их удовлетворить, отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу.

Должностное лицо ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, поскольку полагала её доводы надуманными.

Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалоб, выслушав защитника ООО «ВМС Рециклинг» и должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены следующие понятия:

– отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определённом законодательством Российской Федерации;

– паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с чч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I – IV классов опасности, утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Приказ МПР ).

Так, п. 1 к Приложению к Приказу МПР определено, что паспорт отходов I - IV классов опасности (далее – паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.

Согласно п. 3 к Приложению к Приказу МПР паспортизация отходов I – IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV классов опасности.

При паспортизации отходов I – IV классов опасности составляются паспорта отходов, включённых в Федеральный классификационный каталог отходов (далее по тексту – «ФККО»), утверждённый приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ФККО), и паспорта отходов, не включённых в ФККО.

В силу п. 5 к Приложению к Приказу МПР установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I – IV классов опасности виду отходов, включённому в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям и в связи с исполнением распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-р проведена выездная внеплановая проверка в рамках Федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении ООО «ВМС Рециклинг» (л.д. 106 – 108).

Согласно п. 16 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» р проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

О данном решении руководитель ООО «ВМС Рециклинг» был уведомлён в установленные законодателем в п. 16 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сроки, о чём свидетельствует соответствующее электронное письмо (л.д. 110).

Таким образом, указанный в жалобе довод о нарушении данного срока своего объективного подтверждения не нашёл и полностью опровергается отправленным ДД.ММ.ГГГГ электронным письмом.

По результатам проведённой внеплановой выездной проверки должностным лицом составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ, который по своим форме и содержанию в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к документам подобного рода (л.д. 189 – 203).

Из указанного акта усматривается, что должностными лицами установлен факт неисполнения юридическим лицом – ООО «ВМС Рециклинг» обязанности по отнесению образующегося в ходе хозяйственной деятельности отхода холодильного агента (хладон) к конкретному классу опасности, неисполнение обязанности по составлению паспорта отходов I – IV классов опасности на указанный отход.

К такому выводу группа пришла, поскольку на втором этаже производственного здания для утилизации отходов, на территории производственной базы по адресу: Волгоград, , стр. 17, эксплуатируемой ООО «ВМС Рециклинг», располагается материально-технический склад. В помещении склада в момент осмотра имеется оборудование, представленное Дробильным оборудованием для вторичного сырья серии НSS. Рядом с дробильным оборудованием складировано четыре прессованных тюка картона. Далее, вдоль стены расположены полипропиленовые пакеты большого объёма для сортировки отходов от демонтажа электрического и электронного оборудования, а также полезных компонентов, извлечённых в ходе демонтажа. Напротив в большом количестве складированы полипропиленовые мешки с готовой продукцией. Ближе к выходу из склада, складирована партия холодильного оборудования, стиральных машин бытовых, утративших потребительские свойства. Фреон (хладон) накапливается в баках (8 ед.), имеется станция для эвакуации фреона. В момент осмотра на территории склада имеется 1 единица складской техники, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ – вилочный автопогрузчик. На территории склада имеются напольные весы.

Согласно учёту в области обращения с отходами, годовой статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы) в 2020 году ООО «ВМС Рециклинг» произведена утилизация следующих отходов, содержащих холодильные агенты:

– «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4) в количестве – 230,877 тонн;

– «кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 713 11 52 4) в количестве – 1,528 тонн;

– «сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойств» (код по ФККО 4 82 713 15 52 4) в количестве – 68,424 тонны.

Согласно представленным сведениям, ООО «ВМС Рециклинг» передает полученный от разборки холодильного оборудования хладон АО «РУСХИМПРОМ», в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ, утилизация хладона производится на утилизационном полигоне ООО «Партнер» (лицензия № ОП-01-004184(77) от ДД.ММ.ГГГГ и ООО «Экопром» (лицензия от ДД.ММ.ГГГГ). В 2020 году, согласно акта утилизации от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Русхимпром» приняло на утилизацию от ООО «ВМС Рециклинг» 20 литров хладона.

Согласно учёту в области обращения с отходами, годовой статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы) в 2021 г. ООО «ВМС Рециклинг» произведена утилизация отходов:

– «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4) в количестве – 222,845 тонн.

– «кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 713 11 52 4) в количестве – 0,059 тонн;

– «сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойств» (код по ФККО 4 82 713 15 52 4) в количестве – 31,540 тонн.

Таким образом, группой было установлено, что ООО «ВМС Рециклинг» осуществляет приём отхода «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4), для целей дальнейшей утилизации.

В ходе утилизации отхода «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4), образуется холодильный агент (хладон), утративший потребительские свойства, который передаётся на утилизацию специализированной организации.

При этом отнесение данного отхода к конкретному классу опасности не произведено, паспорт на данный отход не разработан.

Довод защитника, указанный в жалобе, что изымаемый из холодильников хладон отходом не является, передаётся как вещество, а не отход, для дальнейшей утилизации в стороннюю организацию, а потому в действиях ООО «ВМС Рециклинг» отсутствует состав административного правонарушения, был предметом оценки должностного лица при производстве по делу об административном правонарушении и отвергнут, как не состоятельный в определении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 215 – 217).

Судья соглашается с такими выводами должностного лица по обстоятельствам, указанным выше, поскольку в ходе утилизации отхода «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4), образуется холодильный агент (хладон), утративший потребительские свойства, который передаётся на утилизацию специализированной организации.

Оснований согласиться с доводами жалобы, что только ООО «ВМС Рециклинг» может отнести изымаемый хладон к отходам, судья не усматривает.

В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие «отходов» – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определённом законодательством Российской Федерации.

Таким образом, должностное лицо пришло к обоснованному выводу, что хладон, который изымает при утилизации отходов «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 511 11 52 4), является отходом.

Это также следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, акта приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, акта утилизации за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что указанный отход – хладон, передаётся АО «Русхимпром» в целях его утилизации.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «ВМС Рециклинг» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо пришло к обоснованному выводу, что причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны юридического лица – ООО «ВМС Рециклинг», ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства.

Должностным лицом, при назначении наказания, проверялась возможность применения к ООО «ВМС Рециклинг» положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, однако в связи с отсутствием совокупности, указанной в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, такого основания не нашло.

Наказание назначено в соответствии с положениями статей 3.5, 3.8, 4.1 вышеуказанного Кодекса с учётом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств в пределах санкции части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный законодателем в ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежат оставлению без изменения, жалобы, как основная, так и дополнительная – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3-Э от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО ВМС «Рециклинг» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобы защитника ООО «ВМС Рециклинг» по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В. Агарков