ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/13 от 06.03.2013 Вичугского городского суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Вичуга Ивановской области 6 марта 2013 года

Судья Вичугского городского суда Ивановской области Климов П.Б., с участием В., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о прекращении дела об административном правонарушении , вынесенное 21 декабря 2012 года руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Б. в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Б. о прекращении дела об административном правонарушении от 21 декабря 2012 года в отношении ФИО1 прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденном по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. В жалобе сообщила, что обжалуемым постановлением установлен факт совершения ею административного правонарушения, с чем она не согласна. 21.11.2011 года она, являясь членом Единой комиссии при рассмотрении первых частей аукционных заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по монтажу кондиционеров с их поставкой отказала в допуске к участию в аукционе заявкам , 4, допустила заявку . Основание отказа в доступе - несоответствие заявок требованиям, установленным подпунктом 1.2 п. 13 части II документации об открытом аукционе в электронной форме (отсутствие сведений о товарном знаке (конкретного указания на товарный знак) предлагаемого для использования товара. В отклоненной заявке был указан знак - <данные изъяты>, в отклоненной заявке - <данные изъяты> в заявке указано словосочетание «товарный знак <данные изъяты>», то есть имелось указание на то, что <данные изъяты> является товарным знаком. Лицо, составившее постановление, сочло данные действия нарушающими права участников аукциона и интересов государства, так как они якобы повлекли допуск к участию в аукционе заявки, несоответствующей требованиям аукционной документации. Товарным знаком согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В отклоненных заявках не было указано, что применяется конкретный товарный знак, и что данные наименования являются товарным знаком, так как в соответствии с законодательством РФ товарный знак подлежит регистрации в установленном порядке. Поэтому комиссией было специально оговорено, что остальные заявки не соответствуют требованиям, поскольку отсутствует конкретное (явное) указание на товарный знак предлагаемого для использования товара. Кроме того, в постановлении указано, что заявка , допущенная к участию в аукционе, содержала конкретные показатели товара (кондиционеров) в части температурного режима, не соответствующие требованиям аукционной документации, в которой был указан температурный режима работы кондиционеров: от -25 до +43 градусов Цельсия, а в заявке - от -15 до +43. между тем в аукционной документации была допущена техническая ошибка, так как закупаемых кондиционеров с заявленным температурным диапазоном промышленность не выпускает, что подтверждается любым из открытых информационных ресурсов и является очевидным фактом. В силу того, что на момент рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ внести изменения в аукционную документацию было невозможно, данные обстоятельства не могли быть использованы для рассмотрения их в качестве оснований для оценки заявок, так как были включены в аукционную документацию заказчиком при размещении извещения о проведении аукциона. Согласно п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 в постановлении о прекращении производства по делу за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не могут содержаться выводы рассматривающего органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. Считает факт правонарушения не доказанным, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. 16.11.2012 года она была вызвана в Вичугскую межрайонную прокуратуру для дачи пояснений, вместо этого ей было вручено заранее распечатанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.11.2012 года, вынесенное и.о. заместителя прокурора Фрунзенского района г. Иваново. Таким образом, она извещалась о необходимости дать пояснения, а не для составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Между моментом ее извещения и моментом составления данного постановления прошло не более часа. Перед вручением постановления она была ознакомлена с копиями материалов проверки, около 100 страниц, ознакомиться и уяснить для себя в полном объеме существо претензии не представлялось возможным. Претензии касались ее служебной деятельности в качестве члена единой комиссии, связанные с ними факты имели место около года назад при проведении открытого аукциона в электронной форме, поэтому она не в состоянии держать в памяти подробности обоснования принятого тогда комиссией решения. Согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайство от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Доказательства по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ устанавливаются в том числе на основании объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ запрещено использование доказательств, полученных с нарушением закона. В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

В дополнениях к жалобе ФИО1 указала, что в тексте обжалуемого постановления о прекращении дела об административном правонарушении содержатся ссылки на нарушения, совершение которых ей вменялось, а именно: «..В ходе рассмотрения данного административного дела установлено, что зафиксированное в указанном выше постановлении и.о. заместителя прокурора Фрунзенского района г.Иваново административное правонарушение имело место быть.». «…На момент отказа в допуске заявкам и до участия в размещении указанного государственного заказа и незаконного допуска заявки членом единой комиссии Инспекции являлась ФИО1 Факт противоправных действий членной Единой комиссии Межрайонной ИФНС по Ивановской области при указанных обстоятельствах при размещении данного государственного заказа подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 21.11.2011 (далее Протокол), который был подписан всеми членами комиссии, в том числе ФИО1 Таким образом, нарушение членом единой комиссии порядка отбора участников аукциона на право заключать контракт, в том числе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.». «…Следовательно, административную ответственность за нарушение закона о размещении заказов должно нести лицо, исполнявшее на момент совершения административного правонарушения обязанности члена Единой комиссии Межрайонной ИФНС по Ивановской области - ФИО1» «…Учитывая, что рассматриваемое правонарушение было совершено ДД.ММ.ГГГГ (дата подписания ФИО1 протокола). Полагает, что наличие указанных абзацев противоречит разъяснениям, данным в п.13.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г.№5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Просит изменить постановление о прекращении дела об административном правонарушении от 21.12.2012 года в части указания на правонарушения, путем исключения из постановления вышеперечисленных абзацев.

В судебное заседание ФИО1, прокурор Фрунзенского района г. Иваново, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, последний просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области. ФИО1, как сообщил в судебном заседании ее защитник, В., также просила рассмотреть жалоб в ее отсутствие. В связи изложенным суд счел возможным рассмотреть жалобу без участия перечисленных лиц.

В ходе судебного заседания защитник ФИО1, В., сообщил, что жалобу поддерживает по доводам, изложенным в ней и в дополнении к жалобе. Отметил, что в обжалуемом постановлении содержатся выводы о виновности ФИО1. Обязательный признак состава административного правонарушения - вина, в постановлении указано, что правонарушение было, и ФИО1 его совершила. Просит изменить обжалуемое постановление путем исключения из него выводов о виновности ФИО1.

Временно исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области в информации, представленной в ответ на запрос суда, сообщила, что выводов о виновности ФИО1 обжалуемое постановление не содержит, поскольку на момент составления постановления истек установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности, дело по существу не рассматривалось, так как КоАП предусмотрена обязанность прекращать такие дела.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

16.11.2012 года и.о. заместителя прокурора Фрунзенского района г. Иваново вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, постановление в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ направлено для рассмотрения в УФАС России по Ивановской области.

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 21.12.2012 года производство по делу об административном правонарушении возбужденное по ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекращено на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет 1 год.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении члена Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, работ и услуг для нужд Межрайонной ИФНС по Ивановской области ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место 21 ноября 2011 года, срок давности привлечения к административной ответственности истек 21 ноября 2012 года.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ); мотивированное решение по делу (п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).

В соответствии с п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

В нарушении указанных норм, в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности содержатся выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Так, в описательно-мотивировочной части постановления указано, что зафиксированное в указанном выше постановлении и.о. заместителя прокурора Фрунзенского района г. Иваново административное правонарушение имело место быть. С учетом того, что ранее в обжалуемом постановлении указано, что постановление прокурора вынесено в отношении ФИО1, указание на имевшее место быть нарушение свидетельствует о констатации ее вины.

Также в постановлении после указания на то, что ФИО1, являлась членом Единой комиссии отмечено, что факт противоправных действий членов Единой комиссии при указанных обстоятельствах подтверждается протоколом, который был подписан в том числе ФИО1 Далее в постановлении содержится вывод, что нарушение членом единой комиссии порядка отбора участников аукциона на право заключить контракт является административным правонарушением. Далее в постановлении указано, что административную ответственность за нарушение Закона о размещении заказов должна нести ФИО1 Далее в постановлении указано, что рассматриваемое правонарушение было совершено 21.11.2011 года. Данная запись у учетом последующей фразы - дата подписания ФИО1 протокола - также свидетельствует о выводе о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Сохранение указанных противоречий приводит к неоднозначному толкованию вопроса относительно виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В связи с несоответствием обжалуемого постановления требованиям закона суд на основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ считает необходимым изменить постановление, путем исключения из него выводов о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения. Суд учитывает, что положение ФИО1 при изменении постановления не ухудшается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Б. о прекращении дела об административном правонарушении от 21 декабря 2012 года в отношении ФИО1 изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления фразы:

- «зафиксированное в указанном выше постановлении и.о. заместителя прокурора Фрунзенского района г. Иваново административное правонарушение имело место быть»;

- «факт противоправных действий членов Единой комиссии»;

-«нарушение членом единой комиссии порядка отбора участников аукциона на право заключить контракт»;

-«является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ»;

-«административную ответственность за нарушение Закона о размещении заказов должна нести лицо, ФИО1»;

-«рассматриваемое правонарушение было совершено ДД.ММ.ГГГГ».

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья П.Б. Климов