Дело № 12 - 57 / 2014 РЕШЕНИЕ по делу об административном правонарушении 26 июня 2014 год п. Междуреченский Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Слабынина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Авант» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> работающей <данные изъяты>, ранее не подвергавшейся административным наказаниям за совершение однородных правонарушений, по жалобе на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО-Югре Г. от ДД.ММ.ГГГГ№ Установил: Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по ХМАО-Югре Г.№ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Кондинский районный суд. В жалобе <данные изъяты> ФИО1 просит указанное постановление отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что не знала о необходимости ежедневно оприходовать в кассу выручку, совершила длящееся правонарушение, следовательно, в отношении неё правильно было составить один протокол и вынести одно постановление о назначении административного наказания. Её же привлекли к административной ответственности за каждый день неоприходования в кассу денежной наличности. Кроме того, <данные изъяты> применяет специальный режим налогообложения - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и неоприходование выручки в кассу не повлекло за собой негативных последствий. На основании изложенного, ФИО1 просит суд отменить указанное выше постановление, в случае отказа в отмене обжалуемого акта признать правонарушение малозначительным и освободить её от ответственности согласно ст. 2.9 КоАП РФ. В судебное заседание <данные изъяты>ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлена, предоставила в суд заявление о рассмотрения дела без её участия, доводы жалобы поддержала, просила постановление начальника МРИ ФНС № 2 по ХМАО-Югре № отменить. Начальник МРИ ФНС России № 2 по ХМАО-Югре представила в суд возражение на жалобу с дополнением, в котором указала, что с жалобой не согласна. По требованию от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении документов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> затребованы приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных документов, авансовые отчеты, кассовая книга, лимит кассы, бланки строгой отчетности, акт приемки бланков строгой отчетности, книга учета бланков строгой отчетности, акт о списании бланков строгой отчетности. <данные изъяты> предоставило в инспекцию копии журнала кассира операциониста, Z-отчеты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Иные запрашиваемые документы в <данные изъяты> не ведутся. В деятельности <данные изъяты> выявлены нарушения п. 1.2, 1.4, 1.8, 3.1, 4.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации № 373-п от 12.10.2011. Сумма денежных средств, полученных ДД.ММ.ГГГГ с применением ККТ Альфа-400 № составила ... рубля, ККТ Альфа-400 № - ... рублей, ККТ Альфа-400 № - ... рублей. По данным фискальных отчетов, показаниям главных суммирующих денежных счетчиков ККТ сумма выручки составила ... рублей. При этом выручка в кассовой книге за тот же день не указана, то есть денежная наличность за ДД.ММ.ГГГГ не оприходована в кассу, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. По результатам проверки составлен акт серии № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено обжалуемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. Инспекция обжалуемое постановление считает законным и обоснованным. С доводом заявителя о необоснованном составлении в отношении неё 4 протоколов об административном правонарушении за каждый выявленный день неоприходования денежной наличности в кассу, не согласна. В соответствии с п. 1.8 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации № 373-п от 12.10.2011 (далее Положение ЦБР) кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами №, расходными кассовыми ордерами № (далее - кассовые документы). Согласно п. 4.1 выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится указанными лицами по расходным кассовым ордерам №. Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат проводится юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по расходным кассовым ордерам №, расчетно-платежным ведомостям №, платежным ведомостям №. Таким образом, под оприходованием наличных денег в кассу понимается ежедневное внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных и расходных кассовых ордеров. В ходе проверки установлено несколько ежедневных неоприходований наличных денег в кассу, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ наказание ФИО1 назначено за каждое совершенное административное правонарушение. В судебное заседание представитель инспекции не явился, руководитель инспекции просил дело рассмотреть без участия представителя инспекции. Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу: ООО «Авант» включено в Единый государственный реестр юридических лиц. Основным видом деятельности общества является розничная торговля алкогольными и другими напитками. Реализация алкогольных напитков производится в магазинах <данные изъяты> в п. Междуречеснкий, магазине <данные изъяты> в п. Луговой. Расчеты с покупателями производятся с применением <данные изъяты>№. ФИО1 является <данные изъяты> бухгалтер в обществе отсутствует. <данные изъяты> применяет специальный режим налогообложения в виде ЕНВД. Из материалов дела следует, что в соответствии с планом по контролю и надзору за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями её регистрации и применения, за полнотой учета выручки денежных средств, утвержденным начальником МРИ ФНС России № 2 по ХМАО-Югре, на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ № произведена проверка в отношении ООО «Авант», расположенного по адресу: <адрес> по вопросу соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В ходе проверки установлено, что в <данные изъяты> не ведутся приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных документов, авансовые отчеты, кассовая книга, не установлен лимит кассы, не ведется книга учета бланков строгой отчетности, что не оспаривалось директором <данные изъяты> ФИО1 В ходе проверки выявлено неоприходование выручки ДД.ММ.ГГГГ года, полученной с применением <данные изъяты>№ в сумме ... рублей. ДД.ММ.ГГГГ сумма денежных средств, полученных с применением <данные изъяты>№ по данным фискальных отчетов, показаний суммирующих денежных счетчиков ККТ составила ... рублей. Запись о полученной выручке в кассовую книгу не внесена. Таким образом, установлено неоприходование наличных денежных средств ДД.ММ.ГГГГ в сумме ... рублей, неведение обязательных первичных документов, приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации кассовых ордеров, кассовой книги, отсутствие распорядительного документа об установленном лимите остатка наличных денег, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в виде неоприходования в кассу денежной наличности, что является нарушением п. 1.2, 1.4, 1.8, 3.1, 4.1, главы 5 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" от 12.10.2011 года N 373-П. Выявленные проверяющим нарушения оформлены актом серии <данные изъяты>, на основании которого в отношении <данные изъяты> ФИО1 специалистом 1 разряда отдела выездных проверок МР ИФНС России N 2 по ХМАО-Югре ... составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ начальником Межрайонной ИФНС России N 2 по ХМАО-Югре ... вынесено постановление № которым <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, связанного с неоприходованием <данные изъяты> наличных денег в кассу предприятия ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. Из материалов дела следует, что <данные изъяты> осуществляет розничную торговлю алкогольными и другими напитками. Реализуется алкогольная продукция в трех торговых точках, расположенных в п. Междуреченский магазин <данные изъяты> на <адрес> магазин <данные изъяты> на <адрес>, в п. Луговой магазин <данные изъяты> на <адрес>. В каждом из магазинов установлена контрольно-кассовая техника для расчетов с покупателями. При этом кассовая книга не ведется, денежная наличность в кассу не оприходуется. Руководитель МРИ ФНС в возражении на жалобу дал аналогичные пояснения по обстоятельствам совершенного правонарушения, указал, что оприходование наличных денег в кассу должно производиться ежедневно. Записи в кассовую книгу должны вноситься ежедневно на основании приходных и расходных кассовых ордеров. В ходе проверки установлено несколько нарушений в виде ежедневного неоприходования выручки, поэтому составлены протоколы об административном правонарушении по каждому выявленному административному правонарушению. С учетом изложенного, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление основано на собранных и исследованных доказательствах, подтверждающих вину <данные изъяты> ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, при изложенных в постановлении обстоятельствах. При этом все положенные в основу обжалуемого постановления доказательства: акт проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты оприходования в кассу <данные изъяты> наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов от ДД.ММ.ГГГГ серия №, карточки регистрации контрольно-кассовой техники №, требование о предоставлении документов, реестр представленных документов, пояснительная записка директора ООО «Авант», расчет оприходования выручки, Z-отчеты, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ являются достоверными доказательствами, полученными с соблюдением требований закона. Доводы <данные изъяты> ФИО1 о совершении ею длящегося административного правонарушения и применении к ней ст. 2.9 КоАП РФ, освобождении от административной ответственности в связи с отсутствием негативных последствий правонарушения, подлежат отклонению. В соответствии с п. 5 ст. 346.26 НК РФ плательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П) определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (наличные деньги) на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения. Положение N 373-П вступило в силу с 1 января 2012 года (п. 7.1 Положения N 373-П) и действовало до 01.06.2014. Согласно п. 1.1 Положения N 373-П его действие распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Положением N 373-П на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена, в частности, обязанность по ведению кассовой книги. Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ. В силу части 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, состоит в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, под которой следует понимать отсутствие либо искажение учета поступивших или не поступивших в кассу наличных денежных средств (части денежных средств). Неведение кассовой книги, приходных и расходных кассовых ордеров приводит к неоприходованию в кассу денежной наличности, соответственно, к правонарушению, предусмотренному частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ Как следует из текста обжалуемого постановления, директору ООО "Авант" вменено нарушение п. 1.2, 1.4, 1.8 Главы 1, п. 3.1 главы 3, п. 4.1 главы 4 «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ" от 12.10.2011 N 373-П. В соответствии с п. 1.2 указанного Положения для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). В соответствии с п. 1.4 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства). Согласно п. 1.8 Положения кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами №, расходными кассовыми ордерами № (далее - кассовые документы). П. 3.1 Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам №. В силу п. 4.1 Положения выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится указанными лицами по расходным кассовым ордерам №. Кроме того, согласно главе 5 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу № Записи в кассовой книге № осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру № (расходному кассовому ордеру №), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге №, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге № сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге № сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. По смыслу Положения ЦБ РФ о порядке ведения кассовых операций, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу наличности в кассовой книге предприятия. Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу организации является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия. В суде с достоверностью установлено, что в <данные изъяты> кассовая книга не ведется, ФИО1 является директором общества, бухгалтер на предприятии отсутствует, его функции исполняет ФИО1, которая не оприходовала денежную наличность ДД.ММ.ГГГГ в сумме ... рублей. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Под административную ответственность, предусмотренную частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ, подпадает не факт неведения кассовой книги, а неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности. Правонарушение, совершенное директором <данные изъяты> ФИО1 не может быть признано длящимся, поскольку неоприходование наличных денежных средств в кассу предприятия может состоять из отдельных действий, то есть быть многоэпизодным, но не длящимся правонарушением. Следовательно, неоприходование денежных средств считается оконченным правонарушением в день, когда не соблюден установленный порядок учета выручки. Моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Поэтому <данные изъяты> ФИО1 может быть привлечена к ответственности за каждый день, в котором общество получало наличные денежные средства и не оприходовало их в кассу. Иной ответственности за неведение кассовой книги законодательством не предусмотрено. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении публично-правовых обязанностей, посягает на интересы государства в области торговли, финансов, налогов и сборов, на установленный нормативными правовыми актами порядок работы с денежной наличностью. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении руководителя юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей. В связи с чем, довод подателя жалобы о малозначительности совершенного им правонарушения не может быть признан обоснованным. Обжалуемое постановление соответствует требованиям 1 и 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ, содержит сведения о получателе штрафа, наказание <данные изъяты> ФИО1 назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в минимальном размере. С учетом изложенного, отсутствуют основания, предусмотренные ст. 30.7 КоАП РФ для отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> ФИО1, признанной виновной по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Г.№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности <данные изъяты>ФИО1 по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья: А. В. Слабынина |