ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/16 от 08.12.2016 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело 12-57\16

Поступило 09.08.2016 года

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Обского городского суда Новосибирской области Захаров А.Ю., с участием начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) ФИО2, рассмотрев в установленном главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях порядке жалобу заместителя генерального директора по авиационной безопасности ООО «Глобус» Васькина А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, вынесенное УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора по авиационной безопасности ООО «Глобус» Васькин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб..

Ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В обоснование вины должностного лица в совершении данного правонарушения, административный государственный орган сослался на следующее. На основании распоряжения начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора т ДД.ММ.ГГГГ. была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Глобус» по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности, в части исполнения Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения плановой выездной проверки в ООО «Глобус» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения.

В нарушение требований пункта 5.6.12 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ. в субъекте транспортной инфраструктуры отсутствует порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее – порядок передачи данных с инженерно-технических систем).

В нарушение требований пункта 5.11. Требований от ДД.ММ.ГГГГ проверка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статью 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» проведена в отношении 132 сотрудников данной категории (19.04.2016г.) после назначения их на должности и исполнения ими служебных обязанностей, а в отношении сотрудников непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности: Васькина А.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6 в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ. более того проверка ФИО5 на предмет соответствия требованиям пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» проведена только ДД.ММ.ГГГГ, справки №, . Нарушение было устранено в ходе проведения проверки.

В нарушение требований пункта 5.13. Требований от ДД.ММ.ГГГГ в субъекте транспортной инфраструктуры не осуществлена в полном объеме специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации. До настоящего времени не прошли обучение по транспортной безопасности, как лица, ответственные за ТБ на ТС командиры ВС: -ФИО14., - ФИО7, -ФИО8

В нарушение требований пункта 5.14 Требований от ДД.ММ.ГГГГ в субъекте транспортной инфраструктуры допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС, а также привлекаются к исполнению обязанностей по защите ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение требований пункта 5.24 Требований от ДД.ММ.ГГГГ в субъекте транспортной инфраструктуры отсутствует круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности ТС, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с видеокамер, установленных перед пилотской кабиной.

В нарушение требований пункта 5.31 Требований от ДД.ММ.ГГГГ в субъекте транспортной инфраструктуры не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ВС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.

В нарушение требований пункта 5.31.6 Требований от ДД.ММ.ГГГГ в письменных обращениях на выдачу постоянных и разовых пропусков имеются сокращения и аббревиатуры, (в т.ч. письменные обращения от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО9, от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО10, от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО11,).

В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту - Закона №16-ФЗ) транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Пунктом 9 статьи 1 Закона №16-ФЗ предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств их на ином законном основании.

В соответствии с п. 11 ст.1 Закона №16-ФЗ определено, что транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: - воздушные суда коммерческой гражданской авиации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ООО «Глобус» эксплуатирует на законном основании 19 воздушных судов, имеет выданные Росавиацией бессрочные лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ, возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах изложены в «Требованиях по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно, п.1 ст.4 Закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Приказом генерального директора ООО «Глобус» от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за обеспечение транспортной безопасности с выполнением соответствующих функциональных обязанностей в субъекте транспортной инфраструктуры-ООО «Глобус» назначен заместитель генерального директора по авиационной безопасности - Васькин Александр Викторович. В соответствии с требованиями должностной инструкции он обязан организовывать работу по оценке уязвимости транспортных средств воздушного транспорта от АНВ, разрабатывать и реализовывать Планы обеспечения транспортной безопасности ТС ВС ООО «Глобус» (п.2.7), обеспечивать контроль доведения требований по транспортной безопасности ТС ВС и авиационной безопасности до персонала в части их касающейся и организовывать выполнение (п.2.9), разрабатывать и вводить в действие меры по противодействию актам незаконного вмешательства в деятельность авиакомпании (п.2.10), требовать от персонала ООО «Глобус» строгого выполнения приказов и указаний территориальных (федеральных) органов исполнительной власти в области транспортной безопасности и Генерального директора по вопросам обеспечения (усиления) мер транспортной безопасности ТС воздушного транспорта, авиационной безопасности и режима (п.2.16), анализировать состояние транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта (п.2.18). В письме начальника Управления транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта на имя генерального директора ООО «Глобус» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в связи с незавершенностью разработки нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, возможность проведения аттестации отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности в настоящее время отсутствует. Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте» зарегистрирован в Минюсте РФ только ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, вина заместителя генерального директора по авиационной безопасности, Васькина А.В. требований пункта 5.14 Требований от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу аттестации сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации - отсутствует.

Как указано в обжалуемом постановлении, Васькин А.В. не осуществил планирование, не организовал работу и не обеспечил контроль проведения мероприятий по передаче и накоплению данных с инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, по осуществлению проверки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, по осуществлению в полном объеме специальной профессиональной подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, по установлению единого вида пропусков в сектора зоны транспортной безопасности ВС, а также не обеспечил в субъекте транспортной инфраструктуры ООО «Глобус» выполнение требований пунктов 5.6.12, 5.11, 5.13, 5.24, 5.31, 5.31.6 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушитель с данным постановлением не согласился, указав в жалобе на то, что в его действиях состав указанного правонарушения отсутствует в отношении следующих пунктов административного обвинения:

- в части нарушения пунктов 5.6.12, 5.24 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. по отсутствию порядка передачи данных с инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям ФСБ России, МВД России, а также территориальному управлению Ространснадзора; по отсутствию круглосуточно непрерывно функционирующих постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ТС, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с камер, установленных перед пилотской кабиной; по отсутствию видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности в пункте управления обеспечением транспортной безопасности (пилотской кабине); воздушные суда не оснащены такими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, как средства видеообнаружения, видеомониторинга объектов видеонаблюдения в салоне ВС, в том числе обеспечивающих передачу видеоизображения с инженерно-технических систем в реальном времени, а также обеспечивающими проведение досмотра ВС в целях обеспечения транспортной безопасности (в соответствии с представленным планом ТБ ВС). Приказ определяет систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, применяется в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и является обязательным для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры, и распространяется на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС. При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусматривает процедуры оценки уязвимости ОТИ и ТС, а также порядок планирования и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС. Так, статьей 5 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрена оценка уязвимости ОТИ и ТС средств от актов незаконного вмешательства, которая проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и ТС от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и ТС. В соответствии с приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», результатом проведенной оценки уязвимости ОТИ или ТС является, в том числе, описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на ОТИ и/или ТС по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ или ТС применительно к модели нарушителя, а также определение субъекту транспортной инфраструктуры мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. Результатом также является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ и/или ТС в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ, пунктами 2, 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ или ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции и утверждается компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Компетентным органом, утверждающим планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС на воздушном транспорте, в соответствии с пунктом 5.14.3 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является Федеральное агентство воздушного транспорта. Таким образом, действующее законодательство прямо связывает реализацию субъектами транспортной инфраструктуры Приказа с разработанным ими и утвержденным компетентным органом плана обеспечения транспортной безопасности. Соответственно, именно план обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Федеральным агентством воздушного транспорта, является исполнительным документом по обеспечению транспортной безопасности на ТС. Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта по предоставлению государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок действий заявителя и компетентного органа, а также перечень документов, которые предоставляются в компетентный орган, а также перечень документов, которыми руководствуется компетентный орган при предоставлении государственной услуги. При этом компетентный орган обязан отказать в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности в случае несоответствия содержания плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Таким образом, по смыслу совокупности норм законодательства о транспортной безопасности, обеспечение выполнения Приказа со стороны субъекта транспортной инфраструктуры (авиакомпании) заключается в проведении оценки уязвимости и в дальнейшем, основываясь на ее результатах, в подготовке и направлении в компетентный орган (Росавиацию) на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности. Конструктивно-технические характеристики воздушного суда не предусматривают возможности установки и подключения дополнительного оборудования и оснащения воздушного судна техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне воздушных судов, а также обеспечивающими передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени без существенного вмешательства в конструкцию воздушного судна. В настоящее время воздушные суда Авиакомпании в соответствии с требованиями стандартов Международной организации гражданской авиации (подпункт «Ь» пункта 13.2.3. Приложения «Эксплуатация воздушных судов» часть I. «Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты» к Конвенции о международной гражданской авиации) оборудованы системой видеонаблюдения, покрывающей в зависимости от типа воздушного, его взлетной массы и пассажировместимости, соответствующие зоны наблюдения, что непосредственно отражено в соответствующих планах обеспечения транспортной безопасности авиакомпании, которые в свою очередь прошли процедуру утверждения в Росавиации, в соответствии с требованиями части 2 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности». При этом необходимо отметить, что в настоящее время установка технических средств обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающих видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне воздушных судов, а также передачу данных с инженерно-технических систем в реальном времени, отвечающих требованиям Федерального закона «О транспортной безопасности», на воздушных судах, находящихся в эксплуатации, не представляется возможной, ввиду отсутствия необходимой нормативной базы, а также технических средств обеспечения транспортной безопасности, отвечающих требованиям Федерального закона «О транспортной безопасности». Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 12.2. Федерального закона «О транспортной безопасности», все технические средства обеспечения транспортной безопасности должны соответствовать требованиям к функциональным свойствам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и подлежат обязательной сертификации в соответствии с порядком, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время указанные акты Правительства Российской Федерации не утверждены, соответственно не определены функциональные свойства технических средств обеспечения транспортной безопасности, не определены также и органы, уполномоченные на проведение сертификации, отсутствует порядок проведения сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, следовательно, отсутствуют и сертифицированные, отвечающие требованиям Федерального закона «О транспортной безопасности» технические средства обеспечения транспортной безопасности. Однако, даже при установке такого оборудования на воздушное судно и последующей его сертификации, применение на практике такой системы невозможно в виду отсутствия наземной инфраструктуры в Российской Федерации, которая будет принимать, накапливать, обрабатывать и хранить получаемое с борта воздушного судна видеоизображение.

по нарушению п. 5.11 Требований в части проверки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», нарушитель указал, что соответствующая проверка (на наличие или отсутствие судимости либо факта привлечения к уголовной ответственности) проводилась еще до трудоустройства указанных сотрудников в ООО «Глобус».

по нарушению п. 5.13 Требований в части не осуществления в полном объеме специальной профессиональной подготовки сил транспортной безопасности, в частности, не прохождения обучения по транспортной безопасности, как лицами, ответственными за ТБ на ТС командиров ВС ФИО14., ФИО7, ФИО8, в жалобе нарушитель указал, что указанные лица в период проверки фактически трудовую деятельность в ООО «Глобус» не осуществляли, о чем была представлена соответствующая справка.

по нарушению п. 5.14 Требований по допуску к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС, а также привлекаются к исполнению обязанностей по защите ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. По данному вопросу Федеральное агентство воздушного транспорта письмом от ДД.ММ.ГГГГ. пояснило, что «в связи с незавершенностью разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы транспортной безопасности, возможность проведения аттестации отельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности в настоящее время отсутствует». В частности, в настоящее время не утверждены акты, предусмотренные пунктом 20, 21, 22 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

Перечни вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;

Методика проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критерии оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личных (психофизиологических) качеств отдельных категорий аттестуемых лиц;

Порядок присвоения аттестуемому лицу уникального идентификационного номера;

Порядок использования средств аудио- и видеофиксации и требования к ним,

Порядок установления соответствия аттестуемых лиц требованиям к знаниям, умениям и навыкам, соответствия отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям к личностным (психофизиологическим) качествам и уровню физической подготовки.

Департаментом транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России также указывается на то, что в настоящее время ряд таких документов проходят процедуру согласования.

Таким образом, на момент прохождения проверки, у ООО «Глобус» отсутствовала законодательно оформленная возможность привлекать к исполнению обязанностей по защите ТС от актов незаконного вмешательства сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- в части нарушений п. 5.31 Требований по не установлению единых видов пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологической секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ВС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев. Нарушитель просил учесть суд, что в соответствии с пунктом 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Пунктом 2 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается посредством: 1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; 2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; 3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; 4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции"; 5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов. В силу пункта 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Согласно пунктам 3 и 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (п. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О транспортной безопасности»). Из указанных положений следует, что обязанность обеспечения авиационной (транспортной) безопасности в аэропорту возложена на службу авиационной безопасности аэропорта. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму (пункты 14 и 15 Федеральных авиационных правил). ООО «Международный аэропорт Домодедово» является базовым для ООО «Глобус» и должно соблюдать установленный пропускной и внутриобъектовый режим ООО «Международный аэропорт Домодедово» (п. 2 Договора на оказание услуг по выдаче пропусков от ДД.ММ.ГГГГ.). Согласно Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму в международном аэропорту Домодедово, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, требования инструкции являются обязательными для авиационного персонала, работников аэропорта и авиапредприятий гражданкой авиации независимо от форм собственности, должностных лиц государственных органов Российской Федерации осуществляющих свою деятельность не территории международного аэропорта Домодедово (п. 1.4 Инструкции). В целях проведения процедур, применяемых в авиакомпании в отношении пропусков и допуска лиц в зону транспортной безопасности и на критический элемент ВС ООО «Глобус» и в соответствии с Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму в международном аэропорту «Домодедово» признает пропуска, выдаваемые аэропортами базирования Домодедово, персоналу авиакомпании, а также работникам сторонних организаций (по соответствующим заявкам) документам, действительными для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы воздушных судов авиакомпании при наличии в пропусках соответствующих зон допуска (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с этим нарушитель полагает, что ООО «Глобус» могло использовать пропуска аэропорта, как единые виды пропусков в соответствии с п. 5.31 Положения .

На основании изложенного, Васькин А.В. считает, что оснований для привлечения его к административной ответственности по вышеперечисленным нарушениям не имелось, в связи с чем просил суд признать постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное Заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО12 незаконным в части инкриминируемых нарушений п. 5.6.12, п. 5.11, п. 5.13, 5.24, 5.31 Требований

На рассмотрение жалобы Васькин А.В. в суд не явился, его защитник доводы жалобы подтвердил, дополнительно указав, что Васькин А.В. не оспаривает не обеспечение выполнения им указанного в обжалуемом постановлении п. 5.31.6 Требований от ДД.ММ.ГГГГ в том, что в письменных обращениях на выдачу постоянных и разовых пропусков имеются сокращения и аббревиатуры. Таким образом, в случае удовлетворения судом жалобы и признания незаконным постановления УГАН НОТБ СФО Ространснадзора в части нарушений п. 5.6.12, п. 5.11, п. 5.13, 5.24, 5.31 Требований , в действиях Васькина А. В. сохранится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в связи с допущенным им нарушением п. 5.31.6 Требований , а также не измениться вид и размер назначенного ему административного наказания. Но, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Защитник считает, что бездействие, выражающеся в необеспечении контроля за заполнением обращений на выдачу пропусков с использованием сокращений и аббревиатур, формально содержит признаки состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, но не может существенно повлиять на безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в связи с чем просил суд признать Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО12 незаконным в части: инкриминируемых нарушений п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 5.11, п. 5.13, 5.24, 5.31 Требований , прекратить производство по данному делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился.

Выслушав защитника, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу о необходимости жалобу Васькина А.В. удовлетворить частично по следующим основаниям.

В соответствии с утвержденными Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», данные требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (п.4).

При этом (п.5) субъект транспортной инфраструктуры обязан (п.5.6.6) разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе Положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС. Каких либо исключений из данного правила, связанных, в, том числе, с имеющимися в аэропортах планами по обеспечению транспортной безопасности, данные Требования не содержат. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Требований , субъект транспортной инфраструктуры обязан также разработать Порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Согласно п. 5.24 он также обязан обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

Нарушителем отсутствие указанного в п.5.6.12 Порядка и предусмотренного п. 5.24 круглосуточного функционирования пунктов управления обеспечением транспортной безопасности не оспаривалось. Вместе с тем, ссылка на то, что Росавиацией такой порядок не был утвержден, системы видеофиксации для ВС не сертифицированы и отсутствуют наземные службы для сбора информации, не может быть принята судом, поскольку разработка указанного Порядка прямо возложена Требованиями на авиакомпании, как субъекты транспортной безопасности, установка видеосистем возможна без интегрирования таковых в конструкцию самолета с передачей информации на наземные посты по отдельным каналам.

Вместе с тем, Требованиями предусмотрено (п.5.31.6), что письменные обращения на выдачу постоянных и разовых пропусков должны заполняться на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (компьютера) без сокращений слов, аббревиатур, исправлений или помарок, а ( п.5.31.8) письменные обращения на пропуск автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.

Наличие аббревиатур в указанных письменных обращениях и отсутствие информации о целях пребывания автотранспорта в зоне контроля в обращениях за пропусками нарушителем не оспаривалось. Ссылка его на то, что пропуска оформляются наземными службами аэропорта не может быть принята во внимание, поскольку соблюдение порядка допуска на свое воздушное судно авиакомпания в силу требований Приказа Минтранса РФ обязана контролировать самостоятельно.

Одновременно, согласно п. 5.14 Требований, субъект ТБ обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обсуждая аргументацию нарушителя в этой части, суд находит ее состоятельной, поскольку подзаконными актами порядок проведения такой аттестации в настоящее время не урегулирован.

Нарушение положений п.5.11 Требований в отношении работников авиакомпании Васькина А.В., ФИО3, ФИО4 и ФИО5 нарушителем фактически не оспаривалось, сделана ссылка на устранение этого нарушения в ходе проверки.

Вместе с тем, нарушителем суду представлены доказательства того, что не прошедшие обучение по транспортной безопасности КВС Илюшников, Максимов и Руднев действительно длительное время находятся в административных отпусках, в силу действующего трудового законодательства их обучение возможно только после выхода из таковых, в связи с чем суд считает возможным жалобу Васькина А.В. в этой части удовлетворить.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заместитель генерального директора по авиационной безопасности ООО «Глобус» Васькин А.В. не исполнил в полном объеме установленные Приказом Минтранса требования по обеспечению транспортной безопасности по неосторожности, эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, в связи с чем он обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Учитывая то, что наказание Васькину А.В. назначено государственным органом в минимальных пределах, исключение из фабулы административного обвинения нарушения им положений п. 5.13 и п. 5.14 Требований при наличии других нарушений не влечет за собой снижение назначенной ему ответственности.

Требование о применении к Васькину А.В. положений ст. 2.9 КоАП РФ в части признания его действий малозначительными, не может быть удовлетворено судом, поскольку указанное нарушение совершено в области авиационной безопасности и таковым признано быть не может.

Каких либо существенных нарушений порядка привлечения должностного лица к административной ответственности не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.п. 1, 2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу заместителя генерального директора по авиационной безопасности ООО «Глобус» Васькина А.В. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, вынесенное УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично, исключить из данного постановления указание на виновное невыполнение им положений п. 5.13 и п. 5.14 утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта».

В остальной части жалобу заместителя генерального директора по авиационной безопасности ООО «Глобус» Васькина А.В. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, вынесенное УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения, а само постановление без изменения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья ПОДПИСЬ А.Ю. Захаров

<данные изъяты>