Дело № 12-57/2017
Р Е Ш Е Н И Е
12 декабря 2017 года г. Красноперекопск
Судья Красноперекопского районного суда Республики Крым Никишенко Т.Н., при секретаре Литвин Е.Ю., с участием законного представителя Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» - ФИО1, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> и городу Севастополю - начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> и городу Севастополю, начальником отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> – ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Крымскому федеральному округу - ведущим специалистом-экспертом отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и <адрес> ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод», предусмотренном части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления выездной внеплановой проверки Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» (далее - ПАО «СЗ»), было выявлено, что проектная документация ПАО «СЗ» на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр (специальное разрешение №, выданное официальным органом Украины до ДД.ММ.ГГГГ) не соответствует законодательству Российской Федерации, признана недействующей с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> и городу Севастополю - начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> – ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ за пользовании недрами без лицензии на пользование недрами, по итогам рассмотрения материалов об административном правонарушении юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Крымский содовый завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Генеральный директор ПАО «СЗ» ФИО4, не согласившись с постановлением должностного лица, обратился в Красноперекопский районный суд Республики Крым с жалобой, в которой просит суд отменить постановление о назначении административного наказания № года, производство по делу об административном правонарушении по ст.7.3 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием вины. Жалоба мотивирована тем, что ПАО «СЗ» были предприняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации о лицензировании. Указал, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основным видом деятельности ПАО «СЗ» является производство соды кальцинированной технической марок А и Б, пищевой соды и пищевой соли. Основным сырьем для производства кальцинированной соды является рапа Сивашского месторождения. Предприятие имеет специальное разрешение № на добычу полезного ископаемого (рапы), выданное Государственной службой геологии и недр Украины ДД.ММ.ГГГГ, срок действия специального разрешения (лицензии) до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ предприятие подало заявку в Министерство экологии и природных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию – Роснедра, по вопросу предоставления права пользования недрами Сивашского месторождения гидроминерального сырья в пределах площади месторождения, расположенного на территориях Республики Крым и <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Роснедр предоставил ответ о том, что на основании действующего законодательства РФ о недрах предоставление права пользования недрами невозможно вне границ акваторий Черного и Азовского морей, на которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым, предоставление права пользования недрами на Сивашском месторождении гидроминерального сырья не предоставляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ на адрес Министерства экологии и природных ресурсов РК была направлена заявка о предоставлении права пользования участком недр Сивашского месторождения гидроминерального сырья с целью добычи сырья, пригодного для производства кальцинированной соды, поваренной соли. ДД.ММ.ГГГГ из Министерства был получен ответ, в котором было рекомендовано обратится с данным заявлением в Федеральное агентство по недропользованию РФ. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в Федеральное агентство по недропользованию РФ была подана заявка на предоставление права пользования участком недр в пределах территории Республики Крым, однако, ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было возвращено в связи с тем, что на данный момент разграничение морских пространств Черного и Азовского морей в заливе Сиваш не производилось, что не дает возможности констатировать наличие в нем государственной границы. ДД.ММ.ГГГГ ПАО «СЗ» обратилось с письмом к Главе Республики Крым ФИО5 с просьбой принять меры по правовому урегулированию права пользования недрами Сивашского месторождения, на указанное обращение поступил ответ из Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, в котором предприятию было рекомендовано откорректировать координаты участка недр (Сивашское месторождение, расположенное в заливе Азовского моря) и повторно обратиться в Роснедра.
В соответствии с данными указаниями ДД.ММ.ГГГГ ПАО «СЗ» обратилось в Роснедра с запросом о предоставлении информации относятся ли объекты местной сырьевой базы ПАО «СЗ» (садочные бассейны для приготовления сырого рассола, рапохранилища, рассолохранилища) к участкам недр местного значения.
В судебном заседании законный представитель ПАО «СЗ» – ФИО1, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал доводы жалобы и дополнительно указал, что ДД.ММ.ГГГГ у заместителя Министра-Руководителя Федерального агентства по недропользованию ФИО6 состоялось совещание по вопросу предоставления ПАО «СЗ» права пользования Сивашским месторождением с целью добычи рапы, по результатам которого было решено Роснедрам уточнить границы Сивашского месторождения и разрешить вопрос о разовом платеже. Также указал, что акт проверки № года не содержит доказательств добычи ПАО «СЗ» рапы Сивашского месторождения, а постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обстоятельств, на основании которых административный орган пришел к выводам о виновности юридического лица.
В судебном заседании старший государственный инспектор Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> и городу Севастополю - начальник отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> – ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с доводами жалобы не согласился, предоставил письменные возражения. Пояснил, что проектная документация ПАО «СЗ» на выполнение работ, связанных с пользованием участка недр осуществляется на основании специального разрешения №, выданного официальным органом Украины до ДД.ММ.ГГГГ, которая в нарушении ФЗ №161-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не была до ДД.ММ.ГГГГ приведена в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Не смотря на отсутствие у ПАО «СЗ» надлежаще оформленной лицензии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ПАО «КСЗ» с ДД.ММ.ГГГГ продолжало осуществлять свою деятельность в области добычи природного ископаемого-рапы. В рамках проведенной внеплановой выездной проверки ПАО «СЗ» были предоставлены заверенные копии производственных отчетов цеха по производству соляного рассола и рапы за январь-апрель 2017 года, в котором указан объем перекачек рапы Западного Сиваша, а также справка о произведенном заборе (добыче) рапы Западного Сиваша за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ цехом ПСР и Р, свидетельствующие о фактической добыче рапы. Также указал, что представленные ПАО «СЗ» обращения по поводу получения лицензии не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности. Полагает, что ПАО «СЗ» не были предприняты все необходимые меры для получения лицензии на пользование недрами.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" (далее - Закона №) регулируют отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно ст.11 Закона № предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В соответствии со ст. 23 Закона № одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является - соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии с п.6, 12 «Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденных в установленном порядке технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и нормативных требований в сфере недропользования. Планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что с ДД.ММ.ГГГГ специальные разрешения (лицензии), которые выданы государственными и иными официальными органами Украины до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и на основании которых предоставлены в пользование участки недр, расположенные в Черном и Азовском морях, признаются недействующими.
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона №161-ФЗ предусматривает, что до ДД.ММ.ГГГГ пользователи недр, которым участки недр, расположенные в Черном и Азовском морях, предоставлены в пользование на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе обратиться с заявкой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти о предоставлении им в пользование данных участков недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 этого же Федерального закона установлены особенности пользования недрами в <адрес> и городе Севастополе с продленным переходным периодом, где проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, должна быть приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГг.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании приказа руководителя Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№-од в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка ПАО «СЗ», результаты которой зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ N 05-11/1-034/2017 (л.д. 161-165 тома 2).
Также установлено, что проведение внеплановой выездной проверки ПАО «СЗ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было согласовано с заместителем прокурора Республики Крым – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 159 тома 2).
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ было установлено нарушение ст.1.2, 11, 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах», а именно отсутствие в ПАО «СЗ» специального разрешения на пользование участком недр, технического проекта разработки, приведенного с российским законодательством плана развития горных работ на 2017 год, производство горных работ без согласованного с территориальными органами Ростехнадзора России годового плана, а также отступление от согласованного годового плана. Также не был представлен утвержденный и согласованный порядок осуществления производственного контроля в области охраны недр, составляющих лицензируемый вид деятельности.
По результатам проверки государственным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Крымскому федеральному округу, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления по надзору в сфере природопользования по <адрес> и городу Севастополю ФИО3 в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> и городу Севастополю – начальником отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и городу Севастополю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по итогам рассмотрения материалов об административном правонарушении юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Крымский содовый завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Согласно ст.2 Положения "О лицензиях на пользование недрами (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) в отношении участков недр, расположенных на территориях Республики Крым и <адрес>, право пользования которыми предоставлено на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> до дня вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 51, решение о выдаче лицензии принимается Федеральным агентством по недропользованию в 3-месячный срок со дня поступления от пользователей недр заявки на оформление лицензии с прилагаемыми к ней специальными разрешениями и заверенным в соответствии со статьей 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате переводом таких специальных разрешений (лицензий) на русский язык.
Кроме того, в силу положений ст.2, 3 Правил принятия решения о предоставлении права пользования участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и <адрес>", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1031, предоставление права пользования участками недр осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по решению Правительства Российской Федерации. Для получения права пользования участком недр лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к пользователям недр в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О недрах", подает в Федеральное агентство по недропользованию заявку.
Как усматривается из материалов дела, ПАО «Крымский содовый завод» имело специальное разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ), выданное Государственной службой геологии и недр Украины, для добычи сырья пригодного для производства кальцинированной соли, кухонной соли, брома и магния Сивашского месторождения расположенного в заливе Азовского моря на территории Российской Федерации и <адрес> Украины (л.д. 156-157 тома 2).
ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» внесены в ЕГРЮЛ (л.д. 23-45 тома 2).
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «СЗ» подало заявку в Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации Федеральное агентство по недропользованию по вопросу предоставления права пользования недрами Сивашского месторождения гидроминерального сырья в пределах площади месторождения, расположенного на территориях Республики Крым (л.д. 55-56 тома 1).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство по недропользованию РФ сообщило ПАО «СЗ», что Сивашское месторождение расположено на территории двух государств, а именно: на территории Республики Крым Российской Федерации и <адрес> Украины. Поскольку на основании норм действующего законодательства о недрах предоставление права пользования недрами невозможно вне границ акваторий Черного и Азовского морей, на которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым, предоставление права пользования недрами на Сивашском месторождении гидроминерального сырья не представляется возможным (л.д. 57-58 тома 1).
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «СЗ» направило заявку в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым на предоставление права пользования участком недр Сивашского месторождения гидроминерального сырья для добычи сырья, пригодного для производства кальцинированной соды, поваренной соли (л.д. 59-60 тома 1).
ДД.ММ.ГГГГ из Министерства Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым получен ответ, из которого следует, что согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении права пользования участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и <адрес>" предоставление права пользования участками недр осуществляется без проведения торгов по решению Правительства Российской Федерации. В связи с чем, ПАО «СЗ» рекомендовано обратиться в Федеральное агентство по недропользованию РФ (л.д. 61-61 тома 1).
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «СЗ» повторно подало заявку в Федеральное агентство по недропользованию РФ на предоставление прав пользования участком недр в пределах территории Республики Крым (л.д. 63-64 тома 1).
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации вышеуказанное заявление было возвращено заявителю, поскольку разграничение морских пространств Черного и Азовского морей в заливе Сиваш не производилось, что не дает возможности констатировать наличие в нем государственной границы (л.д. 65 тома 1).
13.03.2017г. ПАО «СЗ» обратилось с письмом к Главе Республики Крым ФИО5 с просьбой принять меры по правовому урегулированию права пользования недрами Сивашского месторождения (л.д. 66-68 тома 1).
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предприятию было рекомендовано откорректировать координаты участка недр (Сивашское месторождение расположенное в заливе Азовского моря) и повторно обратиться в Роснедра (л.д. 69-70 тома 1).
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «СЗ» обратилось в Роснедра с запросом о предоставлении информации относится ли участок недр Сивашского месторождения, представляющий собой объект местной сырьевой базы предприятия, к участкам недр местного значения (л.д. 71 тома 1).
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации дан ответ, из которого следует, что в соответствии с п.3 ст.2.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» участки недр, расположенные в границах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации относятся к участкам недр федерального значения (л.д. 134 тома 1).
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «СЗ» повторно обратилось с запросом в Федеральное агентство по недропользованию Российской Федерации, в котором просило разъяснить, на основании какого действующего федерального закона ему отказано в рассмотрении заявки на предоставление права пользования участком недр с целью добычи рапы промышленной для производства кальцинированной соды (л.д. 135 тома 1).
Федеральное агентство по недропользованию Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, указало, что по данному вопросу ранее давался ответ по существу, позиция Роснедр не поменялась (л.д. 220 тома 1).
Из копии протокола совещания у председателя Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ДМ-П7-53пр, следует, что на совещании поднимался вопрос, касающийся оформления лицензий на право пользования недрами на участках недр, расположенных на территории Республики Крым, в том числе Сивашского месторождения. Одним из его решений было поручено Совету Министров Республики Крым (ФИО5) представить до ДД.ММ.ГГГГг. в Минприроды России, МИД России и Минпромторг России предложения по оформлению лицензий на право пользования недрами на участках недр, расположенных на территории Республики Крым, в том числе Сивашского месторождения гидроминерального сырья, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.14) (л.д. 214-219 тома 1).
Согласно сообщения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение п.14 указанного выше поручения Советом Министров Республики Крым подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого вопрос предоставления права пользования недрами и оформления лицензий на пользование недрами на континентальной части Республики Крым урегулирован, представление дополнительных предложений по предоставлению права пользования недрами и оформлению лицензий на пользование недрами на территории Республики Крым не требуется (л.д. 122-124 тома 2).
Из представленной копии протокола совещания у заместителя Министра-руководителя Федерального агентства по недропользованию ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что темой совещания было – предоставление ПАО «Крымский содовый завод» права пользования Сивашским месторождением с целью добычи рапы (поручение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ДМ-П7-53пр). По итогам совещания принято решение Роснедрам с учетом позиции МИД России уточнить границы участка недр Сивашского месторождения, планируемого для предоставления в пользование ПАО «Крымский содовый завод», Роснедрам поручено также подготовить и представить в Минприроды России предварительную оценку разового платежа за предоставление права пользования участком недр Сивашского месторождения ПАО «Крымский содовый завод» (л.д. 128130 тома 2).
Согласно статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункта 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
В силу изложенного становится очевидным, что собранные по делу доказательства не могут свидетельствовать о виновности юридического лица - ПАО «СЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что возможности для соблюдения правил и норм действующего законодательства, нарушение которых влечет административную ответственность, в силу не урегулирования вопроса по оформлению лицензии на право пользование недрами на участках недр Сивашского месторождения гидроминерального сырья у юридического лица не имелось, ПАО «СЗ», в свою очередь, были приняты все зависящие от него меры по соблюдению нарушенных правил, о чем также свидетельствует наличие двух лицензий на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ номера 0032 и 0033, выданных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, для разведки и добычи запасов подземных вод на участках 1 и 2 месторождения подземных вод «Сольпром», а также справкой об оплате налога на добычу полезного ископаемого, договор № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по оформлению лицензии на пользование недрами на часть Сивашского месторождения – переоформление специального разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87, 136-144 тома 1, л.д. 149 – 150 тома 2).
Суд также учитывает, что из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что органом в ПАО «СЗ» выявлено отсутствие технического проекта разработки, приведенного в соответствие с российским законодательством плана развития горных работ на 2017 год, производство горных работ без согласованного с территориальными органами Ростехнадзора России годового плана, а также отступление от согласованного годового плана, отсутствие утвержденного и согласованного порядка осуществления производственного контроля в области охраны недр, составляющих лицензируемый вид деятельности, в связи с чем, административный орган пришел к выводу о наличии признаков административного правонарушения – пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических процессов.
Доводы представителя заявителя об исключении доказательств по делу, а именно справку б/н и даты за подписью ФИО8 о заборе рапы Западного Сиваша, производственных отчетов цеза по производству соляного рассола и рапы за январь-апрель 2017 года, судья находит несостоятельными ввиду того, заверенные ПАО «СЗ» копии данных документов материалов находятся в деле № и были предоставлены при проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано в акте под № (л.д. 140 тома 2).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ч. 3 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе на это постановление выносится решение об отмене постановления и (или) решения и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и (или) решение.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление административного органа о привлечении Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, в связи с отсутствием в действиях Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Жалобу Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» - удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> и городу Севастополю – начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и городу Севастополю ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения, но может быть обжаловано в надзорную инстанцию Верховного суда Республики Крым в порядке ст.30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.Н. Никишенко