РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Кузовлева И.С. Дело № 12-57/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Калининградского областного суда Шубин Д.В.,
при секретаре Киячко А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на не вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 января 2018 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного ареста на срок двадцать суток.
Заслушав пояснения ФИО1, его защитника Степаненко А.А., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
27 января 2018года участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН УМВД России по г. Калининграду составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1 Материал передан на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 января 2018 года ФИО1 признан виновным в совершенииадминистративного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного ареста на срок двадцать суток.
В жалобе, поданной в Калининградский областной суд, защитником ФИО1 Степаненко А.А. ставится вопрос об отмене постановления судьи районного суда, как незаконного и необоснованного, и о прекращении производства по делу. В обоснование указывает, что в оспариваемом постановлении не отражено, каким образом он организовал несанкционированный митинг. Факт раздачи им листовок не установлен. Обнаруженные у него листовки были предназначены для личного пользования, что подтверждается их небольшим количеством. Репост в социальной сети о готовящемся 28 января 2018 года публичном мероприятии не свидетельствует о том, что ФИО1 является организатором мероприятия. ФИО1 был задержан до начала публичного мероприятия, следовательно, ему не может быть вменена его организация, он осуществлял лишь приготовление к нему, за что административная ответственность не предусмотрена.
Проверив материалы дела, заслушав объясненияФИО1, его защитника Степаненко А.А., изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Статьёй 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации (статья 31) права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Статьей 4 этого же закона определены действия, относимые к организации публичного мероприятия, в том числе: оповещение возможных участников публичного мероприятия, проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Как указано в ст. 5, организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1 и 2 ст. 5).
Положениями ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
В соответствии со ст. 10 организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Частью 8 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. В соответствии с ч. 2 этой же статьи, административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Установлено, что 15 января 2018 года в администрацию городского округа «Город Калининград» от организатора М. поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга28 января 2018 года с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут от ДК Моряков (Ленинский проспект, д. 83) по Ленинскому проспекту до Дома Искусств (Ленинский проспект, д. 155) с митингом по адресу: г. Калининград, площадка у Дома Искусств (Ленинский проспект, д. 155), предполагаемое количество участников мероприятия – 700 человек.
По результатам рассмотрения уведомления организатору публичного мероприятия было предложено альтернативное местоего проведения: 28 января 2018 года с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут на центральной аллее в парке «Южный», то есть проведение публичного мероприятия в указанные в уведомлении месте и время не было согласовано уполномоченным органом власти.
27 января 2018 года в 17 часов 45 минут в г. Калининграде у дома № 28А по Ленинскому проспекту гражданин ФИО1, ранее решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 октября 2017 года привлекавшийся к административной ответственности по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, путем раздачи гражданамлистовок агитировал к участию в несогласованном с администрацией городского округа «Город Калининград» публичном мероприятии – шествии, митинге, запланированном на 28 января 2018 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, д. 83 (Дом Культуры Моряков) до памятника «В.И. Ленину» г. Калининград, тогда как уведомительный порядок им как организатором такого мероприятия соблюден не был, а соответствующее уведомление организатора М.не было согласовано уполномоченным органом.
При этомФИО1 было известно о том, что проведение публичного мероприятияв установленном порядке не согласовано уполномоченным органом.
Вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в деле, а именно: его пояснениями, данными в судебныхзаседаниях судов первой и второй инстанций; рапортами оперативного дежурного ДЧ УМВД России по г. Калининграду С. от 27.01.2018; рапортами сотрудников ОБППСП УМВД России по г. Калининграду Б. и Ю. от 27.01.2018; рапортом начальника ОООП УМВД России по г. Калининграду Т. от 29.01.2018; рапортом дознавателя ОД УМВД России по г. Калининграду И. от 27.01.2018; уведомлением организатора публичного мероприятия М. от 15.01.2018 и ответом администрации городского округа «Город Калининград» по результатам рассмотрения уведомления от 18.01.2018; протоколом осмотра места происшествия от 27.01.2018; материалами фотофиксации; видеоматериалами; листовками; иными материалами дела.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 №1428-О, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу самой своей сути публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственнаязащита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем, чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Данным положениям корреспондируют нормы Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривающие определенные условия проведения и организации публичных мероприятий. Несоблюдение таких условий (в том числе совершение действий, определяемых законом как организация мероприятия) является нарушением порядка проведения такого мероприятия, влекущем предусмотренную законом ответственность.
Факт раздачи ФИО1 листовок гражданам в указанные в постановлении время и место подтвержден средствами объективного контроля (кадрами видеосъемки).
Довод о том, что ФИО1 распространял листовки иного содержания, а изъятые в ходе осмотра места происшествия листовки не имеют отношения к нему, ничем не подтвержден. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ФИО1 было предложено представить те листовки, которые он якобы раздавал гражданам, однако, сделано им это не было. Рапорт сотрудника полиции С., на который ссылается сторона защиты в обоснование данного довода, не является доказательством, подтверждающим его, поскольку С., как видно из его рапорта, исполнял обязанности оперативного дежурного, на месте происшествия не находился, т.е. описывал событие со слов других сотрудников полиции. Кроме того, при составлении рапорта о происшествии задача точно отразить политические требования, изложенные в листовке, очевидно перед ним не стояла.
То обстоятельство, что действия ФИО1 не повлекли наступления общественно опасных последствий в виде беспорядков, причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу, не является основанием для освобождения его от ответственности, поскольку вменяемый ему состав правонарушения является формальным, и наступления таких последствий не требует.
Иные доводы жалоб не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, направлены на переоценку установленных обстоятельств дела.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
В соответствии со ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания суд первой инстанции учел характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, характеристику лица, в отношении которого ведется производство по делу об административной правонарушении. С учетом того, что ранее ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, наказания не исполнены, следует признать, что назначение ему наказания в административного ареста сроком на 20 суток не является чрезмерно суровым.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Постановление судьи районного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения указанного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 января 2018 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Д.В. Шубин