Дело № 12-57/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кирс 08.11.2019 г.
Судья Верхнекамского районного суда Кировской области Сунцова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области г. Кирс дело об административном правонарушении по жалобе главы МКУ Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, вынесенное заместителем министра финансов Кировской области ФИО2ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении главы МКУ Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя финансов Кировской области ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ глава МКУ Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> коп.
Не согласившись с данным постановлением, главой МКУ Администрация Кирсинского городского поселения ФИО1 подана жалоба, в которой он просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. В обоснование жалобы указывает, что факт административного правонарушения, выражается в нарушении им п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ, пунктов 1.1, 3.5.5 трехстороннего соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении в 2018 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». Считает, что обжалуемое постановление вынесено без учёта вины должностного лица и иных юридических обстоятельств. В рамках бюджета поселения на 2018 год были выделены и заложены средства на реализацию мероприятий по программе переселения граждан из аварийного жилого фонда. Лимиты бюджетных обязательств ГРБС утверждены на 2018 по КБК № в сумме <данные изъяты> руб., по КБК № в сумме <данные изъяты> руб., по КБК № в сумме <данные изъяты> руб. В бюджетной смете администрации Кирсинского городского поселения расходы на реализацию инвестиционной программы (проекта) утверждены в объеме на 2018 по КБК № в сумме <данные изъяты> руб., по КБК № в сумме <данные изъяты> руб., по КБК № в сумме <данные изъяты> руб. Согласно выписке из лицевого счета получателя средств №: за период 2018 кассовый расход по КБК № прошел в объеме <данные изъяты> руб. За период 2018 г. согласно выписке из лицевого счета получателя средств № кассовый расход по КБК № прошел в объеме <данные изъяты> руб., по КБК № кассовый расход составил <данные изъяты> руб. Следовательно, бюджетные средства были направлены и оплата бюджетных обязательств была произведена по тому КБК и на те цели, по которому планировались. При вынесении постановления, контролирующий орган ссылается на нарушение условий трехстороннего соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и обстоятельств невыполнение показателей результативности переселения граждан. В 2018 году Администрация Кирсинского городского поселения на выделенные денежные средства были приобретены две благоустроенные комнаты в коммунальной квартире по адресу: <данные изъяты>, площадью 17,7 кв.м. для переселения ФИО3 и комната по адресу: <данные изъяты> площадью 12,4 кв.м. для нанимателя ФИО4 и её членов семьи. Все наниматели аварийных жилых помещений изначально давали своё согласие о переселении в комнаты коммунальной квартиры, с ними проводилась работа и заключались предварительные соглашения об условиях переселения, но из личных мотивов отказались переселяться в приобретенные благоустроенные комнаты в коммунальной квартире. Каких-либо умыслов в нарушении бюджетного законодательства РФ не имелось. Оценивая обстоятельства дела, контролирующий орган не проанализировал в полном объеме характер совершенного правонарушения, считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.07.1999 № 11-П и Постановлении ВС РФ от 24.03.2005 № 5 отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, принцип соразмерности, выражающийся требованиям справедливости предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию, при применении взыскания. В вынесенном постановлении отсутствуют доказательства их совокупности, характеру и степени общественной опасности, какого-либо прямого умысла на совершение правонарушения и то, что оно повлекло за собой какие-либо негативные последствия. Вынесенный штраф нарушает принцип соизмеримости наказания характеру совершенного правонарушения и несёт в данном случае карательный метод воздействия, а не превентивного характера. При рассмотрении дела просит учесть, что данная программа проводилась им впервые, предусмотренный размер административного штрафа для него является неподъемным.
В судебном заседании глава МКУ Администрация Кирсинского городского поселения ФИО1 просит суд отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ, так как нецелевого использования денежных средств и его вины нет, программа переселения администрацией Кирсинского городского поселения выполнена.
Заместитель прокурора Верхнекамского района Кузнецов И.И. в судебном заседании считает, что жалоба главы МКУ Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района ФИО1 не подлежит удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснение главы МКУ Администрация Кирсинского городского поселения ФИО1, привлекаемого к административной ответственности, заместителя прокурора Верхнекамского района Кузнецова И.И., допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Должностные лица на основании статьи 2.4 КоАП подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно нормам указанной статьи должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы МКУ Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района ФИО1 прокурором Верхнекамского района младшим советником юстиции Кирпиковым Д.А. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, из которого следует, что постановлением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013-2019 годы (далее - Областная программа). Согласно паспорту указанной Областной программы, ее целью является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение определенных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Задача Областной программы - переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки; снос или реконструкция аварийных многоквартирных домов. В соответствии с разделом 5 Областной программы органы местного самоуправления приобретают и (или) осуществляют строительство жилых помещений для переселения граждан; осуществляют контроль за ходом строительства (приобретения) жилых помещений и целевым расходованием средств. Согласно приложению № к Областной программе в Перечень аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению в 2018-2019 годах, входит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Кирсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2018 год (далее по тексту - Муниципальная программа). Согласно паспорту указанной Муниципальной программы, ее целью является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Задача Муниципальной программы - в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки; снос или реконструкция аварийных многоквартирных домов. В соответствии с разделом 4 Муниципальной программы к способам переселения граждан относится предоставление построенных (приобретенных) жилых помещений по договорам социального найма гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в аварийных многоквартирных домах. ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства Кировской области, МКУ Администрация Верхнекамского района и МКУ Администрация Кирсинского городского поселения (получатель) заключено трехстороннее соглашение №/А (далее - Соглашение) о предоставлении в 2018 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования Кирсинское городское поселение Верхнекамского района Кировской области за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составляет <данные изъяты> тыс. руб., за счет средств областного бюджета составляет <данные изъяты> тыс. руб. Объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете поселения составляет <данные изъяты> тыс. руб. Согласно п. 3.5.5 Соглашения исполнитель обязуется в том числе: использовать перечисленную субсидию на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; обеспечивать достижение значений целевых показателей результативности предоставления субсидии - количество переселенных граждан из аварийного жилищного фонда не менее 71 человека (количество ставится из Приложения 3 к постановлению Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/365) и выполнение мероприятий Программы до 31.12.2018; обеспечивать исполнение требования по возврату средств в областной бюджет в соответствии с п. 3.1.5 настоящего соглашения. В соответствии с п.3.1.5 Соглашения в случае, если получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не выполнены значения целевых показателей результативности предоставления субсидий орган исполнительной власти обязуется направлять получателю требование о возврате средств в областной бюджет в объеме, рассчитанном органом исполнительной власти в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Кировской области. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилого фонда, вместо отдельных жилых помещений МКУ Администрация Кирсинского городского поселения приобретены комнаты в многоквартирных домах. ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона (извещение 91) между МКУ Администрация Кирсинского городского поселения и Верхнекамский фонд поддержки малого предпринимательства-микрокредитная компания «Бизнес-партнёр» в интересах собственника квартиры ФИО5 заключен муниципальный контракт № на приобретение комнаты по адресу: <адрес>, площадью 17,7 кв.м., по цене <данные изъяты> руб. Жилое помещение приобретено для ФИО3, переселяемой из аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 13,8 кв.м., которая на момент проверки отказывается переселяться в приобретенное жилое помещение. Решением Верхнекамского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований МКУ Администрация Кирсинского городского поселения о выселении ФИО3 из занимаемого жилого помещения в приобретенную для нее комнату. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения. ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона между МКУ Администрация Кирсинского городского поселения и Верхнекамский фонд поддержки малого предпринимательства - микрокредитная компания «Бизнес-партнёр» в интересах собственника квартиры ФИО6 заключен муниципальный контракт на приобретение комнаты по адресу: <адрес>., по цене <данные изъяты> руб. Жилое помещение приобретено для ФИО4, переселяемой из аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 10,5 кв.м., которая на момент проверки отказывается переселяться в приобретенное жилое помещение. Решением Верхнекамского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано и удовлетворении исковых требований МКУ Администрация Кирсинского городского поселения о выселении семьи ФИО4 из занимаемого жилого помещения я приобретенную комнату. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, мероприятия Областной программы, Муниципальной программы не исполнены по причине приобретения МКУ Администрация Кирсинского юродского поселения жилых помещений, не отвечающих целям Программ, и невозможности их предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилого фонда, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств. Вышеуказанные муниципальные контракты заключались от имени МКУ Администрация Кирсинского городского поселения ФИО1, который также утверждал аукционную документацию. ФИО1 избран главой муниципального образования Кирсинское городское поселение Верхнекамского района Кировской области решением Кирсинской городской Думы Верхнекамского района Кировской области четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам конкурса (л.д.40-43).
Постановлением заместителя финансов Кировской области ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ глава МКУ Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области ФИО1 признан виновным в нарушении требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 1.1, 3.5.5 трехстороннего соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№/А «О предоставлении в 2018 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», в части нецелевого использования бюджетных средств, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> коп.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 названного Кодекса установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают факт нарушения главой МКУ Администрация Кирсинского городского поселения ФИО1 требований бюджетного законодательства РФ, получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что бюджетные средства были направлены и оплата бюджетных обязательств была произведена по тому КБК и на те цели, по которому и планировались, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ цель использования бюджетных средств определяется законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. В данном случае средства субсидии, предоставлены по соглашению, которое, в свою очередь, является правовым основанием предоставления указанных средств и определило цель, на которую допускается направление бюджетных средств - обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что Администрация Кирсинского городского поселения в лице главы ФИО1 фактически израсходованы на приобретение жилых помещений, не отвечающих требованиям Программы, то есть, направлены на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным соглашением, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Доводы жалобы о том, что наниматели жилых помещений изначально давали согласие на переселение в комнаты коммунальной квартиры являются несостоятельными, так как противоречат требованиям областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013-2019 годы, которая предусматривает условия переселения о том, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 – ведущий специалист, бухгалтер-финансист администрации Кирсинского городского поселения, суду подтвердила обстоятельства дела об административном правонарушении, суду пояснив, что программа переселения предусматривает покупку жилья площадью соответствующую площади, которую граждане занимали ранее. Бюджет поселения имеет дефицит денежных средств, поэтому оплатить дополнительные метры для покупки квартиры ФИО4 и ФИО3 возможности не имелось. Администрацией по программе переселения приобретались комнаты, так как квартир с маленькой жилой площадью в Кирсинском городском поселении не имеется.
К показаниям свидетеля ФИО8, заместителя главы Кирсинского городского поселения, о том, что программа переселения выполнена в соответствии с ее условиями, поэтому нецелевого использования денежных средств не имеется, суд относится критически, поскольку они противоречат совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.
С доводом жалобы ФИО1 о малозначительности совершенного им правонарушения также нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, вправе освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности административного правонарушения.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.032005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Положение закона о малозначительности может быть применено ко всем составам административных правонарушений, в том числе имеющим формальный характер, поскольку иное не следует из содержания КоАП РФ.
При этом надлежит учитывать, что по смыслу вышеназванных положений закона, существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению предусмотренных законом обязанностей.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в п. 21 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, правонарушение, совершенное главой МКУ Администрация Кирсинского городского поселения ФИО1, нельзя признать малозначительным.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При назначении административного наказания лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.14 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельство, смягчающее вину, а также отсутствие отягчающих вину обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя финансов Кировской области ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении главы МКУ Администрация Кирсинского городского поселения ФИО1, оставить без изменения, а жалобу главы МКУ Администрация Кирсинского городского поселения ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента вручения, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Судья О.В.Сунцова