ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/19 от 16.01.2019 Могочинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №12-57/2019

75RS0016-01-2019-000727-93

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Могоча 18 декабря 2019 года

Судья Могочинского районного суда Забайкальского края Жгенти Л.А.,

при секретаре Тимофеевой А.Е.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ПАО «Ксеньевский прииск» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Ксеньевский прииск» на постановление мирового судьи судебного участка № 16 Могочинского судебного района Забайкальского края от 01.11.2019г.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 16 Могочинского судебного района Забайкальского края от 01.11.2019г. публичное акционерное общество «Ксеньевский прииск» (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе, поданной в Могочинский районный суд, представитель общества ФИО1 просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов ссылается на то, что после получения предписания от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Ксеньевский прииск» в установленном порядке были предприняты все необходимые меры для его исполнения. Предписание исполнено с нарушением установленного срока по причине несвоевременного исполнения государственными органами своих полномочий, что не принято во внимание мировым судьей.

В судебном заседании представитель ПАО «Ксеньевский прииск» - ФИО1 доводы, изложенные в жалобе поддержала по указанным в ней основаниям.

Управление Росприроднадзора в судебное заседание своего представителя не направило, уведомлено надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушениии, исследовав материалы указанного дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

С учетом вышеизложенного, неисполнение юридическим лицом предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений природоохранного законодательства не представляет само по себе нарушение норм законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» на пользователе недр лежат обязанности по выполнению условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.

Из материалов дела следует, что ПАО «Ксеньевский прииск» является владельцем лицензии на право пользования недрами ЧИТ 01022 БЭ, с целевым назначением продолжение добычи россыпного золота дражным способом на техногенном месторождении <адрес>.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки в ДД.ММ.ГГГГ году в отношении ПАО «Ксеньевский прииск» было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в целях устранения нарушений п.2.2.18 Лицензионного соглашения ЧИТ 01022 БЭ, п.10 ч.2 ст.22 Закона «О недрах», в срок до 06.08.2019 обществу предписано обеспечить утверждение запасов полезных ископаемых (россыпного золота) по участку недр в границах лицензии ЧИТ 01022 БЭ в установленном порядке. Предписание получено ПАО «Ксеньевский прииск» ДД.ММ.ГГГГ г.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ года временно исполняющего обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю ФИО2 поручено провести внеплановую выездную проверку в отношении ПАО «Ксеньевский прииск» по адресу: <адрес>, с целью установления факта исполнения в том числе предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек 06.08.2019г., к проведению проверки приступить с ДД.ММ.ГГГГ года, окончить проверку не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что в соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Ксеньевский прииск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано обеспечить утверждение запасов полезных ископаемых (россыпного золота) по участку недр в границах лицензии ЧИТ 01022 БЭ в установленном порядке. По информации ПАО «Ксеньевский прииск» геологические материалы «Отчет о результатах оценки и разведки остаточных запасов россыпного золота техногенного месторождения р<адрес>. Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и пересчет запасов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» рассмотрены ФБУ «ГКЗ» Роснедра ДД.ММ.ГГГГ. Информация о принятом ФБУ «ГКЗ» решении по рассмотрению представленных недропользователем материалов не представлена, в информационной системе «Недра», «АСЛН» не отражена, при этом государственным балансом по месторождению россыпного золота <адрес> в границах лицензии ЧИТ 01022 БЭ, утвержденные ФБУ «ГКЗ» Роснедра по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ запасы не учитываются. Таким образом, утверждение запасов россыпного золота по лицензионному участку в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Ксеньевский прииск» не обеспечено, нарушение п.2.2.18 лицензионного соглашения не устранено, предписание от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок не выполнено.

ДД.ММ.ГГГГ г. по факту невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «Ксеньевский прииск» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В объяснениях к протоколу об административном правонарушении представитель Общества выразил несогласие с нарушением, указав, что «материалы ТЭО и отчета о результатах оценки и разведки остаточных запасов на <адрес> направлены для прохождения гос.экспертизы запасов в ФБУ «ГКЗ» Роснедра в ДД.ММ.ГГГГ г. Решением ГКЗ утверждено заключение гос.экспертизы (протокол от находится на утверждении в Роснедра».

При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья пришел выводу о наличии в действиях ПАО «Ксеньевский прииск» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку ПАО «Ксеньевский прииск» не предприняло все зависящие меры по исполнению законного предписания.

Вместе с тем, полагаю доводы ПАО «Ксеньевский прииск» заслуживающими внимания.

Согласно ст. 6 Закона «О недрах» недра могут быть предоставлены в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых.

В соответствии со ст. 11 Закона «О недрах» лицензия на право пользования недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между государственным органом и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно п. 4, 5 ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах» недропользователь обязан обеспечить предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.

В соответствии со ст. 23 Закона «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию недр являются: проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними замечающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

В силу ст. 29 Закона «О недрах» государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69) государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых полезных ископаемых вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.

Как следует из материалов дела, лицензия ПАО «Ксеньевский прииск» предусматривает добычу россыпного золота дражным способом.

С учетом приведенных правовых норм, условия по оценке запасов полезных ископаемых их государственной экспертизе предусмотрено действующим законодательством о недрах и является обязательным условием для ПАО «Ксеньевский прииск».

Вместе с тем, нормы Закона «О недрах» не содержат сроков проведения работ по оценке запасов полезных ископаемых и сроков проведения государственной экспертизы. Определение сроков исполнения предписания находится в компетенции должностных лиц, уполномоченных на вынесение предписания, которые устанавливают его по своему усмотрению.

Из материалов дела следует, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Ксеньевский прииск» получено ДД.ММ.ГГГГ г.

Заявление о проведении государственной экспертизы в Федеральное агентство по недропользованию ПАО «Ксеньевский прииск» направлено ДД.ММ.ГГГГ г., получено ДД.ММ.ГГГГ г., после чего ДД.ММ.ГГГГ направлено агентством для проведения государственной экспертизы в ФБУ «ГКЗ». Согласно перечню прилагаемых документов предоставляемый на экспертизу «Отчет о результатах оценки и разведки остаточных запасов россыпного золота..» с технико-экономическим обоснованием состоит из 9 книг в 8 папках. Протокол НТС Центрсибнедра №34 составлен 04.04.2019 г.

Заключение государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов россыпного золота месторождения <адрес> (лицензия ЧИТ 01022 БЭ), предоставленное ПАО «Ксеньевский прииск», утверждено протоколом № 5974 заседания Государственной комиссии по утверждению заключений государтвенной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию 23.08.2019 г. Протокол утвержден руководителем агентства 10.09.2019 г., получен ПАО «Ксеньевский прииск» 01.10.2019 г., после проведения проверки.

06.08.2019 АО «Ксеньевский прииск» ходатайствовало о продлении срока исполнения предписания ввиду отсутствия возможности устранения выявленных нарушений в установленный срок.

Таким образом, поскольку ПАО «Ксеньевский прииск» предприняты все необходимые меры для исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок, нарушение срока допущено по не зависящим от общества обстоятельствам, в действиях ПАО «Ксеньевский прииск» отсутствует субъективная сторона правонарушения - умысел на неисполнение вынесенного надзорным органом предписания.

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №16 Могочинского судебного района Забайкальского края от 01.11.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении ПАО «Ксеньевский прииск» отменить, производство по делу прекратить.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Л.А. Жгенти