Дело № 12-57/19 Р Е Ш Е Н И Е 17 апреля 2019 года гор. Владикавказ Судья Промышленного районного суда гор. Владикавказа РСО-Алания Моргоева Ф.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы (ФКГУ Росгранстрой) на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РСО-Алания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации, У С Т А Н О В И Л: В Промышленный районный суда гор. Владикавказа поступила жалоба ФГКУ Росгранстрой на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания по РСО-Алания ФИО1 вынесено постановление о назначении административного наказания №а-216/001 -01 от 28.01.2019г., которым ФГКУ Росгранстрой привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности в результате которой образуются отходы, в отсутствие установленных нормативов образования отхода и лимите» на их размещение, а также нового проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с назначением наказания в виде штрафа в размере 105 000 рублей. ФГКУ Росгранетрой считает постановление Управления Росприроднадзора по РСО Алания № а-216/001-01 от 28.01.2019 года необоснованным но следующим основаниям: Нарушение, допущенное ФГКУ Росгранетрой, связано с отсутствием обновленной документации. Фактически у ФГКУ Росгранстрой имеется проект нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР) - разработанный в 2012г. со сроком действия до 28 апреля 2017г. ПНООЛР разрабатывается с целью оформления документа об утверждении лимитов на размещение отходов производства и потребления. На основании ПНООЛР ФГКУ Росгранстрой в 2012г. сроком на 5 лет выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На основании установленных Управлением Росприроднадзора по РСО-Алания ФГКУ Росгранстройв подтверждение лимитов размещения отходов Северо- Кавказский филиал ФГКУ Росгранстрой представляет ежегодно в Управление Росприроднадзора по РСО-Алания Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный год. За 6 лет (с 2012г.) случаев превышения установленных ФГКУ Росгранстрой лимитов на размещение отходов не зафиксировано. ФГКУ Росгранстрой является добросовестным плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду (HBOC). Платежи за HBOC, в том числе за размещение отходов производятся ФГКУ Росгранстрой в полном объеме (копии платежных поручений за 2018г. прилагаются). С целью подготовки нового проекта, поскольку срок действия, имеющегося истек 28 апреля 2017г., - Северо-Кавказский филиал ФГКУ Росгранстрой неоднократно обращался в ЦА ФГКУ Росгранстрой о выделении денежных средств на разработку ПНООЛР (копии писем прилагаются). Письмом № МХЧ 03/ ИЛ-3134 от 06.09.2018г. ФГКУ Росгранстрой проинформировало, что финансирование разработки ПНООЛР будет произведено в 2019 году. ФГКУ Росгранстрой предприняты все необходимые меры для недопущения административного правонарушения, нарушение допущено в связи с ограниченным финансированием ФГКУ Росгранстрой, из федерального бюджета денежные средства на подготовку проекта в 2017- 2018 г. не выделялись. В ходе многократных обращений ФГКУ Росгранстрой в Минтранс России выделены денежные средства и в январе 2019 года в план -график размещения заказов включена закупка на разработку ПНООЛР, ПДВ, ПДС на МАПП «Верхний-Ларс» и МАПП «Нижний-Зарамаг» (информация находится в общем доступе на сайте госзакупок, п. 419 плана-графика прилагается). Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов может быть переоформлен без разработки нового ПНООЛР в случае неизменности условий деятельности учреждения (условия деятельности на пунктах пропуска МАПЛ «Верхний Ларе» и МАПЛ «Нижний Зарамаг» не изменились). На период просрочки получения нового документа об установлении лимитов размещения отходов или их переоформления учреждение оплачивает за HBOC в 5-кратном размере. Вышеизложенное показывает, что ФГКУ Росгранстрой не совершал каких-либо действий которые представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям или причинении им вреда, возникновению вредных последствий, тем более таких как квалифицированных Управлением Росприроднадзора по РСО-Алания по ст-8-2- КОАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами). Квалифицируя истечение срока действия ПНООЛР по ст.8.2. КОАП РФ Управление Росприроднадзора по РСО-Алания не приводит никаких доказательств фактического нанесения вреда экологии несоблюдением экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Нарушение, допущенное ФГКУ Росгранстрой является малозначительным, так как не отражается негативно на соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований и фактического вреда экологии не наносит. Судебная практика привлечения к административной ответственности за аналогичные нарушения показывает, даже отсутствие Проекта нормативов образования отходов (у ФГКУ Росгранстрой имеется) не квалифицируется наказанием в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ в связи с тем, что нарушение не отражается негативно на соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований. После проведения аукциона, заключения государственного контракта (планируется в марте 2019 года) - указанные, в постановлении мероприятия будут реализованы. Таким образом Управлением Росприроднадзора по РСО - Алания, нарушение ФПСУ Росгранстрой сроков перерегистрации или разработки нового ПНООЛР неправильно квалифицировано нарушением по ст. 8.2.КоАП РФ На основании изложенного деликвент просил отменить Постановление Управления Росприроднадзора по Республике Северная Осетия-Алания № а-216/001-01 от 28.01.2019 года, прекратить производство по делу в отношении ФКГУ Росгранстрой на основании ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и освободить ФГКУ Росгранстрой от административной ответственности в соответствии в виде штрафа в размере 105 000 рублей, на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения. Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах. Из пункта 2 статьи 11 Закона об отходах следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначенный, как следует из пункта 2 данного документа, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора. Пунктом 7 Порядка закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационноправовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальною предпринимателя; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 данного Порядка. Согласно п. 12 Порядка нормативы-образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 данного Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В соответствии с п. 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, проведенной Владикавказской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Северная Осетия проверкой установлено, что 2011 г. Директором Махачкалинского филиала ФГКУ Росгранстрой ФИО2 10.М. утвержден проект, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, зарегистрированный в 20.01.2012 г. в Управлении Росприроднадзора по РСО Алания. На основании вышеуказанного проекта Управлением Росприроднадзора по РСО-Алания 23.04.2012 ФГКУ Росгранстрой утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. В настоящее время в нарушение вышеуказанных норм закона, по истечении установленного законом пятилетнего срока в Северо- Кавказском филиале ФГКУ «Росгранстрой» осуществляется деятельность, в результате которой образуются отходы, в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также нового проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Факт совершения ФГКУ Росгранстрой вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в частности, копией постановления о возбуждении Владикавказским транспортным прокурором дела об административном правонарушении от 28.12.2018 года, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении и иными материалами дела. В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Совокупность установленных государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по РСО-Алания фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Поскольку из представленных суду копий трех писем в ЦА ФГКУ Росгранстрой не усматривается, что заявки о выделении бюджетных средств для разработки проект нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР) имеют отношение к МАПП «Верхний-Ларс» и МАПП «Нижний-Зарамаг», расположенным в РСО-Алания (в частности, в одном из писем №МХЧ-10773 от 05.09.2018 г. ФГКУ Росгранстрой указаны заявки только объекты (МАПП) находящиеся на территории Республике Дагестан, а два других ответа на запроса не содержат конкретных сведений) суд считает, что государственный инспектор правильно пришел к выводу о том, что учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Следовательно, ФГКУ Росгранстрой обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из доводов поданной в суд жалобы, в том числе о том, что ФГКУ Росгранстрой были приняты все зависящие от него меры для разработки нового Проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР) в 2017 году и представления его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом допущены нарушения законодательства об административных правонарушениях и процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении государственный инспектор ФИО1 и помощник Владикавказского транспортного прокурора Василенко А.В. сочли, что учреждением не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения. Вопреки доводам представителя ФИО3 совершенное ФГКУ Росгранстрой деяние, выразившееся в отсуствии Проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР) с 2017 года правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием государственным инспектором норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Ходатайство о замене административного наказания, предусмотренного санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предупреждение с соблюдением положений статьи 4.1.1 данного Кодекса, не нашло положительного разрешения, поскольку согласно показаниям должностных лиц Управления Росприроднадзора по РСО-Алания, участвующим в деле, ФГКУ Росгранстрой не впервые привлекается к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Постановление о назначении административного наказания №а-216/001-01 от 28.01.2019 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия - Алания, в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы (ФКГУ Росгранстрой) по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Федерального государственного казенного учреждения «Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы (ФКГУ Росгранстрой) ФИО4 - без удовлетворения Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в соответствии со ст. 30. 01 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судья Ф.Б. Моргоева |