ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/20 от 09.07.2020 Черняховского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

09 июля 2020 года г. Черняховск

Судья Черняховского городского суда Калининградской области С.В. Ткачева,

при секретаре Н.Ю. Штенгауер,

с участием представителя ООО «Балтийская Лесная компания» по доверенности О.В. Лысенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Балтийская Лесная Компания» Д.А. Соловьева, на постановление от 13.02.2020 № 1/2020, вынесенное заместителем начальника Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира – начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО4, состоявшееся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Балтийская Лесная Компания» (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением от 13.02.2020 №1/2020, вынесенным заместителем начальника Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира – начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО4 (далее -должностное лицо), общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, поданной в Черняховский городской суд Соловьев Д.А. выражает несогласие с названным актом, вынесенным в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы о его незаконности.

В судебном заседании представитель общества по доверенности Лысенко О.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Изучив жалобу, доспросив свидетелей по делу об административном правонарушении посредством видеоконференц связи, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Подпунктом «в» пункта 17 Правил установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка № 156-з.д. от 06 июля 2010 года общество с ограниченной ответственностью «Балтийская Лесная компания» приняло во временное пользование лесные участки, в том числе и в Черняховском районе Краснополянского лесничества выдел 1-75, сроком действия договора по 06 июля 2020 года.

На основании договора подряда от 24.11.2016 № 8-З ФИО18, являющийся подрядчиком, обязалось по заданию заказчика - общества с ограниченной ответственностью «Балтийская лесная компания» произвести комплекс работ по заготовке древесины на территории, в том числе и Черняховского лесничества.

В пункте 6 данного договора стороны договорились о том, что в комплекс работ по заготовке древесины входит очистка отведенного участка от порубочных остатков и имеющейся захламленности путем сжигания или полной вывозкой на дрова.

Актами № 26-30 от 07 декабря, 17 декабря, 21 декабря, 27 декабря, 28 декабря 2018 года подтверждается, что ФИО19 предоставил ООО «Балтийской лесной компании» услуги по заготовке древесины.

Согласно лесной декларации от 27.12.2017 заготовка древесины в выделе 4 квартала 23 Краснополянского участкового лесничества Черняховского лесничества должна была быть завершена до 31.12.2018.

Согласно приказу Министерства Строительства и жилищно – коммунального хозяйства Калининградской области от 07 марта 2019 года № 155 с изменениями внесёнными приказом от 01.04.2019 № 182 «Об установлении особого противопожарного режима» на территории Калининградской области на период с 15 марта 2019 года по 15 апреля 2019 года установлен особый противопожарный режим.

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.03.2019 № 465 «О проведении плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Калининградской области и должностных лиц органа государственной власти Калининградской области» в период с 01.04.2019 по 19.04.2019 была проведена проверка в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в рамках полномочий Рослесхоза по осуществлению контроля за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Во исполнение указанного приказа 10.04.2019 главным государственным инспектором отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу ФИО9 и заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу ФИО10 в присутствии лесничего Черняховского лесничества ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» ФИО6 был проведен осмотр лесных участков Черняховского лесничества, в результате которого обнаружено нарушение на лесосеке, разработанной арендатором ООО «Балтийская лесная компания» в квартале 23 выделе 4 Краснополянского участкового лесничества Черняховского лесничества, требований подпункта «в» пункта 17 Правил, выразившееся в том, что обществом произведена некачественная очистка места рубки от порубочных остатков; нарушены Правила пожарной безопасности в лесах при доочистке лесосеки, а именно: производственной бригадой (подрядчик ФИО20) производилось сжигание порубочных остатков в кучах. Сжигание производилось в условиях особого противопожарного режима.

Актом осмотра лесосеки подтверждается, что представитель ООО «Балтийской лесной компании» извещенный о дате и месте проведения осмотра 08 апреля 2019 года, совместно с должностным лицом – участковым лесничим 29 апреля 2019 года произвели осмотр места лесосечных работ в квартале 23 выделе 4 лесосеки 3, при этом нарушений не обнаружено.

Факт нарушения обществом Правил пожарной безопасности в лесах подтвержден собранными по делу доказательствами: копией протокола №1 об административном правонарушении от 09 января 2020 года, копией акта натурной проверки лесных участков, расположенных в Черняховском лесничестве, вышедших из – под рубок лесных насаждений от 10.04.2019, фотоматериалом к акту осмотра, обследования лесного участка от 10.04.2019, представленного как на бумажном носителе, так и на цифровом носителе, копиями приказа от 07.03.2019 № 155 «Об становлении особого противопожарного режима», копией приказа от 01 апреля 2019 года № 182 «О внесении изменений в Приказ Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Калининградской области от 07 марта 2019 года № 155, Уставом ООО «Балтийская лесная компания» (редакция от 08.08.2019); договором аренды лесного участка от 06.07.2010 № 156-з.д.; объяснениями ООО «Балтийская лесная компания» от 17.01.2020; актом осмотра лесосеки от 29.04.2019; объяснениями представителя ООО «Балтийская лесная компания» Сопова О.И. от 06.02.2020; объяснениями ФИО8 от 13.02.2020; Приказом Рослесхоза от 22.03.2019 № 465 «О проведении плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Калининградской области и должностных лиц органа государственной власти Калининградской области»; копией договора подряда на выполнение услуг по заготовке древесины № 8-з от 24 ноября 2016 года; лесной декларации от 27.12.2017, показаниями свидетелей ФИО9 и ФИО10 из содержания которых следует, что в рамках плановой выездной проверки деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области совместно с лесничим ФИО11 и участковым лесничим ФИО12 в апреле 2019 года было осмотрено Черняховское лесничество, на территории которого они увидели дым, подъехав ближе, увидели людей сжигающих порубочные остатки, из пояснений лесничих было установлено, что арендатором данного участка является «Балтийская Лесная компания» по заданию которой бригада ФИО21 в этом месте вела порубку деревьев. Рабочие пояснили им, что сжигают порубочные остатки по поручению руководства. Поскольку они подумали, что у руководства рабочих имеется разрешение на производство таких работ, опрашивать и устанавливать личность их они не стали, так как это не входит в их компетенцию, а передали материалы в Министерство, где уже и было установлено, что в этот период действовал особый противопожарный режим и разрешения на сжигание порубочных остатков никому не выдавалось, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемый акт, должностное лицо сочло, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, чем создана угроза возникновения и распространения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима.

Вывод должностного лица о наличии в данном случае признаков состава инкриминируемого правонарушения и виновности юридического лица в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных доказательствах, и ООО «Балтийская лесная компания» на законных основаниях привлечено к административной ответственности.

Вопреки доводам жалобы обжалуемое постановление должностного лица вынесено после надлежащего установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ООО «Балтийская Лесная компания» правильно признано надлежащим субъектом вменяемого деяния, поскольку именно данное общество в силу ст. ст. 21, 25, 45 Лесного кодекса РФ является юридическим лицом, осуществляющим использование лесов. Собранная по делу доказательная база является достаточной для установления наличия состава вменяемого деяния, и несогласие подателя жалобы с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене принятого постановления по делу не является.

Заключение юридическим лицом со сторонней организацией договора подряда на выполнение работ по заготовке древесины не исключало возможности привлекаемого к ответственности лица в соответствии с условиями договора и положениями ст. 715 Гражданского кодекса РФ своевременно проверять ход и качество выполняемых подрядчиком работ, в том числе на предмет соблюдения норм законодательства применительно к видам производимых работ, не вмешиваясь в его деятельность.

Кроме того, суд принимает во внимание, что общество было уведомлено 08 апреля 2019 года, что том, что 29 апреля 2019 года будет проведена проверка совместно с должностным лицом – участковым лесничим осмотр места лесосечных работ в квартале 23 выделе 4 лесосеки 3.

Из объяснений представителя общества Прокиным, данных при составлении протокола об административном правонарушении 09 января 2020 года усматривается, что в период указанный в акте от 10.04.2019 года вывяленные незначительные нарушения по очистке места рубок от порубочных остатков по заданию лесничества устранены, данная лесосека сдана Черняховскому лесничеству без нарушений и замечаний, при этом нарушений не обнаружено, в то же время указано, что никаких работ компания не вела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО «Балтийская лесная компания» будучи своевременно извещённой 08 апреля 2019 года о планируемом осмотре места лесосечных работ в квартале 23 выделе 4 лесосеки 3, поручила подрядчику подготовить лесосеку к проверке, однако, о том, что в указанный период действует особый противопожарный режим, в соответствии с которым запрещено сжигание остатков, не уведомила лиц, выполнявших данное поручение, из фотографий, представленных в цифровом формате, усматривается? что в указанной лесосеке ведутся работы именно по сжиганию порубочных остатков, что также следует из показаний свидетелей, оснований не доверять показаниям которых у суда не имеется.

Доводы жалобы, касающиеся недопустимости протокола об административном правонарушении в связи с неправильным указанием места совершения выявленного правонарушения, были подвергнуты анализу должностным лицом, им дана надлежащая оценка, потому данные доводы подлежат отклонению.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов поданной в Черняховский городской суд жалобы, в том числе о том, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах было допущено обществом, обстоятельства совершения им административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления не является.

Иных значимых доводов, опровергающих выводы должностного лица и дающих основания для сомнения в законности принятого по делу постановления, в жалобе не заявлено.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление от 13.02.2020 № 1/2020, вынесенное заместителем начальника Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира – начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО4, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Балтийская Лесная компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья: С.В. Ткачева