ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2015 от 06.02.2015 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 февраля 2015 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи - Сосновской О.А.,

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1,

представителей Службы контроля <данные изъяты>ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление <данные изъяты>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении , которым должностное лицо – ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты>ФИО3 должностное лицо – ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с вынесенным административным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу, мотивировав требования жалобы тем, что привлечена к административной ответственности после истечения срока давности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ; при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления нарушены ее права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ; отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ; ФИО1 была наделена правом второй подписи, в связи с чем не является субъектом правонарушения.

В письменных возражениях представителя <данные изъяты>ФИО3, приобщенных к материалам дела, указывается на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе и просила прекратить производство по делу.

Представители <данные изъяты>ФИО3, ФИО4 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, указав о наличии состава правонарушения в действиях ФИО1 и доказанности ее вины. Также пояснили, что Департаментом расходы по премированию Общества по итогам проведения конкурса отнесены на статью 290 КОСГУ «Прочие расходы», вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд». Тогда как указанные расходы следовало отнести на статью 240 КОСГУ «Безвозмездные перечисления организациям», вид расходов 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг». При отсутствии данной статьи в бюджетной росписи, Департаменту следовало выйти с инициативой о внесении изменений в бюджетную роспись.

Кроме того, представитель ФИО3 пояснила, что ФИО1 была извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. На рассмотрение дела явилась без документа, удостоверяющего личность, в связи с чем, не была допущена к участию, и в постановлении было указано, что дело рассмотрено без участия ФИО1

Суд, выслушав заявителя, пояснения представителей административного органа, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением <данные изъяты>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ за то, что, являясь должностным лицом – <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ допустила нарушение требований ст.ст.158, 162 Бюджетного кодекса РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2012 №171-н, а именно платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент перечислил <данные изъяты><адрес> бюджетные средства в сумме <данные изъяты> рублей, доведенные Департаменту по целевой программе «<данные изъяты>», в качестве премии по итогам конкурса по коду бюджетной классификации глава 460 «<данные изъяты>» раздел, подраздел 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» целевая статья 5222100, вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» КОСГУ 290 «Прочие расходы», то есть бюджетные средства были использованы на цели, не соответствующие данному виду расходов и КОСГУ.

Административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Целевая программа <данные изъяты>. Государственным заказчиком – координатором данной Программы определен Департамент <данные изъяты>. Цель данной программы: обеспечение населения <данные изъяты> коммунальными услугами нормативного качества, обеспечение надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры, создание условий для увеличения объемов жилищного строительства. В перечень основных программных мероприятий данной Программы входит – проведение конкурсов в сфере жилищно-коммунального комплекса.

Согласно сводной бюджетной росписи на ДД.ММ.ГГГГ, Департаменту выделены денежные средства на реализацию Программы «<данные изъяты>» в сумме <данные изъяты> рублей: код целевой статьи 5222100, в том числе предусмотрена «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд вид расходов 244.

В рамках реализации целевой программы
между Департаментом и <данные изъяты> заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении победителей конкурса на звание «Лучшая организация, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ.

Предметом Договора является перечисление Департаментом денежных средств Обществу, победившему в конкурсе в сфере жилищно-коммунального комплекса <данные изъяты> на звание «Лучшая организация, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ и получившей диплом III степени в номинации «<данные изъяты>».

В соответствии с пунктом 3.1 Договора, пунктом 5.1 Положения о конкурсе на звание «<данные изъяты>», утвержденного постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, источником финансирования денежных премий являются средства бюджета <данные изъяты>, выделенные Департаменту в рамках целевой программы.

На основании распоряжения Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О награждении победителей конкурса на звание «Лучшая организация, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент перечислил Обществу денежную премию по итогам конкурса в размере <данные изъяты> руб. по коду бюджетной классификации глава 460 «Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики <данные изъяты>» раздел, подраздел 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» целевая статья 5222100 «Программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса <данные изъяты>» вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» КОСГУ 290 «Прочие расходы».

Одним из принципов бюджетной системы РФ, установленных ст.28 Бюджетного кодекса РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст.38 БК РФ).

Статьей 18 Бюджетного кодекса РФ установлено, что для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных приказом Минфина РФ от 21.12.2012 №171н:

- по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, не относящиеся к элементам 241-243;

- по КОСГУ 290 «Прочие расходы» отражаются расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.

Таким образом, бюджетные средства, перечисленные Обществу по итогам проведенного конкурса в качестве премии, использованы Департаментом на цели, не соответствующие виду расходов 244 и КОСГУ 290.

На дату осуществления операции по перечислению Обществу субсидии (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 являлась <данные изъяты> (назначена на должность приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность ФИО1», на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении») ФИО1 уволена с гражданской службы по инициативе гражданского служащего с ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с должностной инструкцией, с которой ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, а так же осуществляет ведение бюджетной росписи по расходам Департамента и подведомственных учреждений, внесение изменений в бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных в соответствии со сводной росписью расходов на очередной финансовый год.

В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 Порядка открытия и ведения лицевых счетов Департаментом <данные изъяты>, утвержденного приказом Департамента <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, расчетным документом, на основании которого осуществляются операции по списанию и зачислению средств, является платежное поручение.

Реестр платежных поручений, в котором отражена информация о платежном поручении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Департамент перечислил Обществу денежную премию по итогам конкурса в размере <данные изъяты> рублей подписан <данные изъяты>ФИО1

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 обоснованно привлечена к ответственности по ст.15.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм закона.

В перечень основных программных мероприятий Программы «<данные изъяты>» действительно входило – проведение конкурсов в сфере жилищно-коммунального комплекса. Сводной сметой (Приложение к постановлению Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен и премиальный фонд по конкурсам в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно сводной бюджетной росписи на ДД.ММ.ГГГГ, Департаменту выделены денежные средства на реализацию Программы в сумме <данные изъяты> рублей: код целевой статьи 5222100, в том числе предусмотрена «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд вид расходов 244.

Для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 БК РФ).

В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ). Порядок ее применения согласно пункту 4 статьи 23.1 БК РФ устанавливается Минфином России.

Реализуя указанные полномочия, Минфин России определяет порядок применения статей и подстатей КОСГУ. В частности, Минфином России устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи КОСГУ.

Как указано выше, Департаментом расходы по премированию Общества по итогам проведения конкурса отнесены на статью 290 КОСГУ «Прочие расходы», вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

Тогда как указанные расходы следовало отнести на статью 240 КОСГУ «Безвозмездные перечисления организациям», вид расходов 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг».

Тот факт, что согласно сводной бюджетной росписи данная статья классификации расходов не была предусмотрена, о невиновности ФИО1 не свидетельствует.

Так, согласно ч.2 ст.158 БК РФ распорядитель бюджетных средств вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Указанное предусмотрено и в должностном регламенте <данные изъяты>ФИО1

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства составляет два года со дня его совершения.

Процессуальных нарушений по делу, в том числе ст.25.1 КоАП РФ, суд не усматривает.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения и наличии оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Так, по смыслу закона малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В судебном заседании установлено, что действия ФИО1 не повлекли существенного нарушения охраняемых общественных отношений либо причинения материального ущерба, каких-либо иных вредных последствий от ее действий не наступило.

На основании изложенного, руководствуясь ст.2.9, ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление <данные изъяты>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении , которым должностное лицо – ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей, - отменить, производство по делу в отношении ФИО1 прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская