ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2018 от 16.01.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 января 2018 года г.Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Сосновская О.А.,

с участием:

представителя (защитника) юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления Росприроднадзора <данные изъяты>ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района ФИО3 на постановление <данные изъяты>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - Муниципальное предприятие «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <данные изъяты>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района (далее – МП «ЖЭК-3») привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Считая данное постановление незаконным и необоснованным, представитель МП «ЖЭК-3» ФИО3 обратился в суд с жалобой об его отмене, доводы жалобы мотивированы тем, что в материалах дела доказательства того, что МП «ЖЭК-3» в процессе деятельности произвел слив жидких коммунальных (бытовых) отходов на рельеф местности в несанкционированном месте не имеется; проверка в отношении юридического лица проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона №294-ФЗ, в связи с чем, полученные доказательства не могут являться таковыми; вина Предприятия не доказана.

В судебном заседании представитель МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района ФИО2 обоснования и требования жалобы поддержал в полном объёме, указав на отсутствие виновных действий со стороны Предприятия, на недоказанность вины.

Представитель Росприроднадзора <данные изъяты>ФИО6 с доводами жалобы не согласился, указав на доказанность вины и обоснованность привлечения МП «ЖЭК-3» к административной ответственности, просил постановление оставить без изменения.

По ходатайству представителя административного органа к материалам дела приобщен CD-диск с видеозаписью происшествия, видеозапись просмотрена в судебном заседании.

Суд, заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя административного органа, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением <данные изъяты>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – муниципальное предприятие «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за то, что в нарушение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства осуществляется деятельность по сбору, транспортировке и последующему размещению жидких бытовых отходов на объекте, не предназначенном для размещения жидких бытовых отходов, а именно: ДД.ММ.ГГГГ МП «ЖЭК-3» автомобилем марки «<данные изъяты>» г.н. производился слив необезвреженных и необеззараженных жидких бытовых (коммунальных) отходов на земельный участок географические координаты , расположенный в <адрес>.

Административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Суд приходит к выводу об обоснованности привлечения МП «ЖЭК-3» к административной ответственности.

Федеральный закон от 10.01.2012 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которые являются обязательными для всех субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч.1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из ч.1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.3.1 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждёнными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

Согласно п.3.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Указанные выше требования закона были нарушены МП «ЖЭК-3».

Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> поступило обращение жителя <адрес>ФИО7 о несанкционированном сливе жидких коммунальных (бытовых) отходов на рельеф местности.

В ходе проведения административного расследования, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> в присутствии <данные изъяты> осуществлён осмотр земельного участка, находящегося в <адрес>, на который осуществляется слив жидких коммунальных отходов (ЖКО).

Как следует из протокола осмотра территорий от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении осмотра земельного участка установлено, что слив жидких коммунальных отходов на земельный участок географические координаты , расположенный в <адрес>, где раньше располагался маслоцех, осуществляется автомобилем «<данные изъяты>», государственный номер .

В месте слива отходов присутствует резкий специфический запах фекалий. Специалистом лаборатории <данные изъяты> отобраны пробы почвы, а также пробы жидких коммунальных отходов, пробы сточной воды.

В ходе проведения осмотра велась фото, видеофиксация. Слив жидких коммунальных отходов транспортным средством <данные изъяты> г.н. , принадлежащим МП «ЖЭК-3», в момент осмотра зафиксирован на видеозапись.

Согласно заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам количественного химического анализа (КХА) проб почвы, отобранной на загрязненном участке (протоколы КХА от ДД.ММ.ГГГГ), наблюдается превышение содержания хлорид-ионов в <данные изъяты> раз, подвижных соединений фосфора более чем в <данные изъяты> раза, нитрат-ионов в <данные изъяты> раза, сульфат-ионов в <данные изъяты> раза, по сравнению с незагрязненным (фоновым) участком (протокол КХА от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно протоколу биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ проб сточной воды, выявлено острое токсическое действие на тест объекты. При вскрытии указанной пробы в образце отмечалось присутствие нерастворенных веществ неизвестного происхождения, что отражалось на показателе прозрачности и характеризовалось как мутная. По цвету вода имела черный окрас, по запаху - проба имела интенсивный запах разложившейся органики.

Согласно представленным данным МП «ЖЭК-3», сбор и вывоз жидких коммунальных отходов на территории <адрес> осуществляется согласно поступающим заявкам от потребителей. Вывоз жидких коммунальных отходов осуществляется на <данные изъяты>, согласно заключенному договору на приемку и очистку сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно паспорта транспортного средства автомобиль - <данные изъяты> государственный номер , с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит МП «ЖЭК-3».

Таким образом, МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района в нарушение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства осуществляется деятельность по сбору, транспортировке и последующему размещению жидких бытовых отходов на земельный участок <адрес>, не предназначенном для размещения жидких бытовых отходов.

Виновность муниципального предприятия «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района установлена и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; информационным письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; обращением жителя <адрес>ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ; актом проведения осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами; информационным письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; определением о продлении срока проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; информационным письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; информационным письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; картами схемами земельных участков; протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра территорий от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к протоколу осмотра территорий от ДД.ММ.ГГГГ; заявкой на лабораторные исследования, измерения и испытания в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ; заключением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; актами отбора пробы почвенного объекта от ДД.ММ.ГГГГ с приложением; актом вскрытия пробы от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами КХА , , от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами биотестирования , , от ДД.ММ.ГГГГ; актами отбора пробы сточной воды в с приложением от ДД.ММ.ГГГГ; актом вскрытия пробы от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом КХА от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ; копиями паспорта транспортного средства , водительского удостоверения ФИО8, удостоверения о повышении квалификации ФИО8, путевых листов специального автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; копией договора на прием и очистку хозяйственно-бытовых сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ (с приложением); ЕГРЮЛ; видеозаписью на CD-диске.

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона.

Суд не принимает в качестве доказательств письменные объяснения свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они получены с нарушением процессуальных требований, свидетелям не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.6 КоАП РФ, и они не предупреждались об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, совокупности иных доказательств по делу достаточно для установления виновности МП «ЖЭК-3».

Доводы жалобы суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они опровергаются представленными по делу доказательствами и основаны на неверном толковании норм закона.

Так, доводы о недействительности результатов проверки, в связи с грубыми нарушениями требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008, несостоятельны. Поскольку в отношении МП «ЖЭК-3» плановая (внеплановая) проверка, порядок проведения которой предусмотрен Федеральным законом №294-ФЗ, не проводилась.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из обстоятельств инкриминируемого МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района и представленных доказательств, суд приходит к выводу, что юридическим лицом не были приняты все необходимые и своевременные меры для соблюдения экологических требований.

МП «ЖЭК-3» обоснованно привлечено к административной ответственности. Действия юридического лица правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление <данные изъяты>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - Муниципальное предприятие «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей - оставить без изменения, жалобу ФИО3- без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская