ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2021 от 20.12.2021 Макарьевского районного суда (Костромская область)

Дело № 12-57/2021

УИД 44MS0040-01-2021-007696-91

РЕШЕНИЕ

20 декабря 2021 года г. Макарьев

Судья Макарьевского районного суда Костромской области Вишняков П.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Макарьевского муниципального района Костромской области на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области № 366 от 24.09.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Макарьевского муниципального района Костромской области, ИНН <...>, КПП <...>, юридический адрес: <адрес>, <адрес><адрес>,

установил:

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области № 366 от 24.09.2021, администрация Макарьевского муниципального района Костромской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно данному постановлению, правонарушение выразилось в том, что 28.01.2021 на основании исполнительного листа № <...> от 25.01.2021, выданного Макарьевским районным судом по делу №2-434/2020, вступившему в законную силу 23.01.2021, по которому администрация Макарьевского муниципальное района Костромской области обязана предоставить ФИО1, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, возбуждено исполнительное производство -ИП.

30.03.2021 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в адрес администрации Макарьевского муниципального района Костромской области было направлено требование об исполнении решения Макарьевского районного суда по делу №2-434/2020 от 25.01.2021 в срок до 02.08.2021.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, администрация Макарьевского муниципального района <адрес> не исполнила требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исх. , требование исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный законом срок администрация Макарьевского муниципального района Костромской области обратилась с жалобой на постановление, в которой указывает, что в реестре муниципального имущества свободные жилые помещения для предоставления вышеуказанной категории граждан отсутствуют, бюджет Макарьевского муниципального района является дотационным, органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий не обеспечили передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций, в целях исполнения переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениям.

Во исполнения решений судов администрацией направлено письмо от 29.12.2020 №5472 в <...><адрес> о выделении дополнительных финансовых средств для приобретения жилых помещений. 21.01.2021 получен ответ о том, что вопрос о выделении бюджету муниципального образования в 2021 году средств субвенций может быть рассмотрен при наличии экономии, образующейся в результате проведения процедур по закупке жилых помещений органами местного самоуправления Костромской области, бюджетам которых в соответствии с законом об областном бюджете выделены средства на текущий финансовый год.

28.01.2021 отделом ОСП по Макарьевскому району Костромской области возбуждено исполнительное производство -ИП и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.

На осуществление вышеуказанных государственных полномочий Макарьевскому муниципальному району в 2021 году были предусмотрены субвенции в размере <...> рублей.

12.03.2021 администрацией было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

22.03.2021 комиссией был составлен протокол рассмотрения заявок, согласно которому по окончании срока приема заявок не подано ни одной заявки, аукцион признан не состоявшимся.

01.04.2021 в <...><адрес> и в <...>, <...> и ТЭК <адрес> администрацией направлялось письмо № 1384 о выделении Макарьевскому муниципальному району дополнительных финансовых средств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

30.04.2021 администрацией было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

20.05.2021 комиссией был составлен протокол рассмотрения заявок, согласно которому подана одна заявка, электронный аукцион признан не состоявшимся. Администрация с единственным поставщиком заключила муниципальный контракт №1 от 02.06.2021, приобретено 1 жилое помещение на сумму <...> рублей для данной категории граждан, которое на основании постановления администрации Макарьевского муниципального района от 29.07.2021 № 307 «О включении жилого помещения в муниципальный специализированный жилищный фонд Макарьевского муниципального района Костромской области для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа» предоставлено 30.07.2021 по договору социального найма ребенку-сироте в порядке очередности возбуждения исполнительных производств данной категории.

25.06.2021 в <...><адрес> и в <...>, <...> и <...><адрес> администрацией направлялось письмо № 2628 о выделении Макарьевскому муниципальному району дополнительных финансовых средств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В ответе от 07.07.2021 №5360 <...><адрес> сообщил, что Законом Костромской области от 21.12.2020 № 37-7-3KO «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрен дополнительный объем субвенций Макарьевскому муниципального району в размере 745 200 руб. Всего объем субвенций на 2021 год составляет 1 490 400 руб.

После получения в июле текущего года дополнительных областных субвенций на данные цели, в целях исполнения решения суда по данному делу, 28.07.2021 года администрацией был объявлен очередной электронный аукцион по приобретению жилого помещения для граждан данной категории в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сумму 745 200 рублей. Муниципальный контракт подписан сторонами 31.08.2021, объект контракта принят по акту приема-передачи от 24.09.2021, в настоящее время ведется работа по регистрации перехода права на объект. После завершения данной работы, взыскателю ФИО1ФИО5 будет предложено заключить договор найма данного специализированного жилого помещения.

Кроме того, на запрос администрации от 16.08.2021 № 3803 от <...><адрес> поступил ответ от 09.09.2021 №4120-07-03 о том, что вопрос о выделении бюджету Макарьевского муниципального района Костромской области в 2021 году дополнительных средств будет рассмотрен <...><адрес> при наличии экономии, образующейся в результате проведения процедур по закупке жилых помещений органами местного самоуправления, бюджетам которых в соответствии с законом выделены средства на текущий финансовый год.

Возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере.

Ввиду недостаточности сумм субсидирования исполнения данных полномочий, отсутствия в настоящий момент в реестре Макарьевского муниципального района свободного жилого помещения в специализированном жилищном фонде для детей-сирот, учитывая необходимость соблюдения норм и сроков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрация считает, что принимала необходимые меры к исполнению исполнительного документа. Просит суд постановление начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области по делу об административном правонарушении отменить.

В судебном заседании представитель администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3 жалобу поддержала по указанным в ней доводам, дополнительно пояснила, что в настоящее время администрация готова предоставить жилое помещение ФИО1. Квартира приобретена на дополнительные средства, выделенные в связи с внесением изменений в Закон Костромской области от 21.12.2020 № 37-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов». В настоящее время ФИО1 находится <адрес>, она уведомлена о необходимости явки для подписания договора найма жилого помещения. Обращает внимание суда на то, что администрация не бездействовала, распорядителю бюджетных средств неоднократно направлялась информация о предоставлении субвенций для приобретения специализированного жилья с целью исполнения решения суда, администрация несет ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении заместитель начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО4 извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в суд не явилась, ходатайств не представила.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа ФС , выданного Макарьевским районным судом Костромской области 25.01.2021, постановлением старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району УФССП России по Костромской области 28.01.2021 возбуждено исполнительное производство -ИП, предметом исполнения которого является обязанность администрации Макарьевского муниципального района Костромской области предоставить ФИО1 с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.

27.02.2021 указанное исполнительное производство передано для исполнения по территориальности в Межрайонное отделение судебных приставов по особо важным исполнительным производствам.

25.03.2021 исполнительное производство принято к исполнению заместителем начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО4 с присвоением -ИП.

Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО4 в отношении администрации Макарьевского муниципального района Костромской области 30.03.2021 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до 17.05.2021.

24.05.2021 должник был предупрежден об ответственности за неисполнение решения суда, назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 15.07.2021, а впоследствии до 02.08.2021.

Решением Макарьевского районного суда Костромской области от 30.07.2021, вступившего в законную силу 31.08.2021, администрация Макарьевского муниципального района Костромской области освобождена от взыскания исполнительского сбора по постановлению заместителем начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО4 от 30.03.2021, вынесенного в рамках исполнительного производства -ИП, ввиду отсутствия доведенных из областного бюджета субвенций для приобретения специализированного жилья, что лишало возможности должника исполнить требования исполнительного документа.

Согласно рапорту заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО4 от 02.09.2021, администрация Макарьевского муниципального района Костромской области не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 02.08.2021.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Макарьевского муниципального района Костромской области протокола об административном правонарушении от 16.09.2021 и вынесения 24.09.2021 в отношении последней постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 названного Кодекса наличие объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Из материалов дела следует, что администрацией Макарьевского муниципального района неоднократно (29.12.2020, 01.04.2021, 25.06.2021) направлялись предложения по выделению бюджетных субвенций для исполнения решения суда в рамках возбужденного исполнительного производства, однако, запрашиваемое количество субвенций для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области и <...><адрес> в полном объеме предоставлены не были.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Также судом установлено, что Законом Костромской области от 02.07.2021 № 105-7-ЗКО внесены изменения в Закон Костромской области от 21.12.2020 г. № 37-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Данными изменениями бюджету Макарьевского муниципального района Костромской области на 2021 год предусмотрен дополнительный объем субвенций в размере 745 200 руб. в целях приобретения одного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После получения в июле 2021 года дополнительных областных субвенций, по результатам очередного электронного аукциона по приобретению жилого помещения для граждан данной категории, 31.08.2021 был подписан муниципальный контракт, объект контракта принят по акту приема-передачи от 24.09.2021. В настоящее время ФИО1ФИО6 может заключить договор найма специализированного жилого помещения.

С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что администрацией Макарьевского муниципального района были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, а также о наличии объективных препятствий в исполнении решения суда в отношении ФИО1, обусловленных недостаточным финансированием из соответствующего бюджета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для отмены постановления начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области № 366 от 24.09.2021.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8, 30.10 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области № 366 от 24.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Макарьевского муниципального района Костромской области - отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья П.З. Вишняков