дело №12-57/2021
Р Е Ш Е Н И Е
24 февраля 2021 года <...>
Судья Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Гафурова Р.К.,
с участием защитника должностного лица ФИО1 - ФИО2, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей Министерства финансов Республики Башкортостан: главного специалиста - эксперта отдела административного производства Контрольно-ревизионного управления ФИО3 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Контрольно-ревизионного управления - ФИО4 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела административного производства Контрольно ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 09 декабря 2020 года <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Октябрьский районный суд города Уфы, ФИО1 ставит вопрос об отмене названного выше постановления, прекращении производства по делу, приводя доводы об его незаконности и необоснованности, выражает несогласие с выводами, изложенными в постановлении о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании защитник ФИО1 поддержала жалобу, по изложенной в ней доводам.
Представители Министерства финансов Республики Башкортостан просили отказать в удовлетворении жалобы, указав об обоснованности привлечения ФИО1 как должностного лица к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Согласно материалам дела жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от 09.12.2020, которое получено ФИО1 - 14.12.2020, направлена в суд почтовой корреспонденцией 23.12.2020, то есть в течение десяти суток со дня получения копии постановления в соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, ходатайство ФИО1 о восстановлении срока для подачи жалобы подано излишне.
Частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностного лица за утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), которым установлен порядок заключения государственных контрактов и муниципальных контрактов.
Согласно ч.3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как установлено в пункте 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
На основании части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 названного Закона, должна содержать:
1)согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2)при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 указанного Закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе указания на товарный знак или в случае. Если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 указанной статьи осуществляется:
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Как усматривается из материалов дела, в Министерство финансов Республики Башкортостан 06.07.2020 поступила жалоба ФИО , копия которой для проверки 16.07.2020 направлена также Прокуратурой Республики Башкортостан (л.д.38-40).
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок Министерством финансов Республики Башкортостан проведена выездная внеплановая проверка осуществления <данные изъяты> закупок на оказание услуг по техническому сопровождению Автоматизированной информационной системы «Стоматология» (извещение №, №), по результатам которой принято решение № от 28.10.2020.
В ходе проведения проверки установлено, что <данные изъяты> (далее - Учреждение), являющая заказчиком и осуществляющая закупочную деятельность, в извещении об осуществлении закупки и в пункте 16.2 документации об электронном аукционе, объявленном на право заключения контракта на оказание услуг по техническому сопровождению Автоматизированной информационной системы «Стоматология», установленной в Учреждении (извещение №), установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1236 от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В извещении об осуществлении закупки и документации об электронном аукционе (извещение №) отсутствует условие о передаче исключительных прав на программное обеспечение, о передаче прав на использование программного обеспечения или расширении ранее предоставленного объема прав.
В нарушение приведенных выше норм, а именно: части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пункта 2, подпункта «г» пункта 2(1) Постановления правительства №1236 Учреждением неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, в связи с тем, что осуществляется закупка услуг по техническому сопровождению Автоматизированной информационной системы «Стоматология», являющейся российским программным обеспечением (программное обеспечение зарегистрировано в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/ от 29.04.2016 №609).
В пункте 18.1 документации об электронном аукционе, объявленном на право заключения контракта на оказание услуг по техническому сопровождению Автоматизированной информационной системы «Стоматология» (извещение №), Учреждением установлено требование к указанию участниками закупки наименования страны происхождения товара в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В нарушение части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок Учреждением установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренное Законом о контрактной системе, поскольку объектом закупки является оказание услуг по техническому сопровождению Автоматизированной информационной системы «Стоматология», Учреждением не осуществляется закупка товара для оказания услуг.
Статьей 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, <данные изъяты> ФИО1, утвердившей 16.12.2019 документацию об электронном аукционе по извещению № на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по техническому сопровождению Автоматизированной информационной системы «Стоматология» (л.д.65-81).
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден протоколом об административном правонарушении, в котором отражены обстоятельства совершенного административного правонарушения, решением № от 28.10.2020 по результатам внеплановой проверки в Учреждении, Документацией об электронном аукционе и другими документами, находящимися в деле об административном правонарушении №.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом. Не доверять сведениям, указанным в нем, оснований не имеется.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия ФИО1 как должностного лица, выразившиеся в утверждении документации об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок, правильно квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ несостоятелен, так как опровергаются доказательствами, исследованными при рассмотрении дела.
Совокупность установленных должностным лицом Министерства финансов Республики Башкортостан правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, т.к. правоотношения в данном случае возникают в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и соблюдение законодательства в этой сфере имеет цель обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении таких закупок, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок - контроль в сфере закупок при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежат отклонению, так как в рассматриваемой ситуации нарушение выявлено в результате внеплановой проверки инспекцией Министерства финансов Республики Башкортостан в составе двух специалистов после проверки доводов жалобы ФИО , в том числе жалобы, поступившей из Прокуратуры Республики Башкортостан.
Порядок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюден.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, права должностного лица не нарушены.
Оснований для прекращения производства по делу либо изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л:
постановление начальника отдела административного производства Контрольно ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 09 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.К.Гафурова