ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2022 от 01.08.2022 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

г. Большой Камень 01 августа 2022 год

Судья Шкотовского районного суда Приморского края Клюкин А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Порт «Вера» на постановление Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Порт «Вера» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ с наказанием в виде штрафа в размере 40000 рублей, за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Порт «Вера» подало жалобу, в которой просит постановление Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Порт «Вера» отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы ООО «Порт «Вера» указало, что в отношении ООО «Порт «Вера» не выявлено нарушение правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Обществом проводятся ежеквартальные исследования компонентов окружающей среды в рамках производственного экологического контроля, в том числе проводятся работы по контролю за состоянием грунтов территории терминала. В соответствии с полученными результатами геохимических исследований грунтов в 2019-2020 годах содержание нефтепродуктов в грунтах территории промышленной площадки не превышает значений нормативных значений загрязненности на всех участках проб отбора и находится на уровне фоновых природных значений. Порча земель должна являться следствием нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. В отношении Заявителя не выявлено нарушение правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, которые могли привести к порче земель в месте отбора проб. Указанных фактов не установлено ни в рамках собственного производственного контроля Общества, ни в рамках проверок уполномоченными государственными органами. Также ООО «Порт «Вера» указывает, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушением сроков. Протокол составлен по истечении 8 месяцев после окончания проверки, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене. Содержание нефтепродуктов в пробе № 1 и в пробе № 2 свидетельствует об одинаково низком уровне загрязнения почвы, и не может являться доказательством порчи земель. Существенное изменение качества земель может характеризоваться изменением нормативно закрепленного уровня загрязнения и не может выражаться в небольших отклонениях концентрации веществ в рамках одного уровня загрязнения, так как данные отклонения могут зависеть от локальных условий отбора проб, изначально разными показателями грунта и не являться следствием негативного воздействия со стороны Общества. В связи с вышеизложенным, отсутствует факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы. В соответствии с МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая основа качества почвы населенных мест» принята градация значений степени загрязнения нефтепродуктами почв и грунтов: за ПДК принимают фоновое региональное значение, от 0 до ПДК - допустимый уровень загрязнения, низкий уровень - от ПДК до 1000 мг/кг, средний - от 1000 до 2000 мг/кг, высокий уровень - от 2000 до 3000 мг/кг, очень высокий уровень загрязнения - от 3000 до 5000 мг/кг. По показателю «нефтепродукты» в почве отсутствуют предельно допустимые концентрации (ПДК), экологически безопасные нормы их содержания в почве не разработаны, по Приморскому краю также отсутствуют актуальные репрезентативные данные о региональном фоновом значении концентрации нефтепродуктов в почве. В соответствии с «Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель», 2008 года, концентрации нефтепродуктов в пробах почв не должны превышать 1000 мг/кг. В связи с вышеизложенным, содержание нефтепродуктов как в пробе № 1, так и в пробе № 2 свидетельствует об одинаково низком уровне загрязнения почвы, и, соответственно, не может являться доказательством порчи земель. Кроме этого ООО «Порт «Вера» заявило ходатайство об освобождении от административной ответственности ООО «Порт «Вера», поскольку начальник терминала ООО «Порт «Вера» ФИО2 постановлением Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности по ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ с наказанием в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В судебном заседании представитель ООО «Порт «Вера» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на требованиях настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснив, что критериев определения степени загрязнения почвы не имеется. Обнаруженные загрязнения являются незначительными. В случае, если суд не усмотрит оснований для прекращения производства по делу за отсутствием события преступления, просит рассмотреть вопрос о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении , судья приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, судья проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления, соответствует ли оно цели закона, вынесено ли оно с учетом соблюдения иных процессуальных правил вынесения постановления.

Часть 2 ст. 8.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Наказание за указанное правонарушение предусмотрено в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Порт Вера» по контролю соблюдения Обществом обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Порт Вера» осуществляет эксплуатацию угольного морского терминала на основании проектной документации «Угольный морской терминал грузооборотом 20 млн. тонн/год в районе м. Открытый – «Порт Вера», которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В ходе проведения осмотра производственной территории были отобраны пробы почв, о чем был составлен протокол отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Испытательной лабораторией филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю были отобраны пробы почвы.

Согласно с протоколом результата анализа проб почв от ДД.ММ.ГГГГ, содержание нефтепродуктов в пробе № 1 (объединенная проба почвы, отобранная на производственной территории в районе угольных складов около ветрозащитных экранов) составляет 421+/-105 мг/кг. В пробе № 2 содержание нефтепродуктов (объединенная проба почвы, отобранная в более 500 метрах от зоны влияния предприятия ООО «Порт «Вера»), составляет 218+/-87 мг/кг.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Порт «Вера» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 настоящего Кодекса.

То обстоятельство, что протокол об административном правонарушении составлен спустя 8 месяцев после окончания проверки, не может свидетельствовать о незаконности как постановления по делу об административном правонарушении, так и самого протокола об административном правонарушении, и не является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем, суд находит доводы ООО «Порт «Вера» в этой части несостоятельными.

Таким образом, с учетом того, что территория в районе в более 500 метрах от зоны влияния предприятия ООО «Порт «Вера» менее загрязнена, установлено, что почва на производственной территории ООО «Порт «Вера» в районе угольных складов около ветрозащитных экранов, загрязнена нефтепродуктами.

В соответствии со ст. 2.10 ч. 1 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Порт Вера» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ, полностью доказана, имеющимися в деле доказательствами в их совокупности:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено существо правонарушения;

- актом проверки ООО «Порт «Вера» от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколом от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа почв, в котором отражена степень загрязнения.

Также суд не может согласиться с доводами о том, что ООО «Порт «Вера» подлежит освобождению от административной ответственности в связи с привлечением начальника терминала ООО «Порт «Вера» ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ.

Данные доводы не состоятельны, поскольку привлечение должностного лица к административной ответственности не освобождает от ответственности юридическое лицо, по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 с. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Вместе с тем, судом не установлено, что Обществом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, так как судом установлено, что загрязнение почвы нефтепродуктами на территории ООО «Порт «Вера» имеется.

Имеющиеся в материалах дела процессуальные документы, отражающие применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составлены уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, основания для признания данных процессуальных документов недопустимыми доказательствами отсутствуют, содержащиеся в них данные не противоречат иным материалам дела.

Совокупность допустимых и достоверность доказательств является достаточной для вывода о виновности ООО «Порт «Вера» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, неустранимых сомнений в его виновности материалы дела не содержат.

Мера наказания ООО «Порт «Вера» определена в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, как в материалах дела по жалобе ООО «Порт «Вера», так и в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о допустимом уровне загрязнения, в связи с чем, не возможно сделать вывод о степени загрязнения почвы нефтепродуктами на территории ООО «Порт «Вера».

Вывод о загрязненности территории ООО «Порт «Вера» был сделан должностным лицом Росприроднадзора только на основании того, что территория в районе в более 500 метрах от зоны влияния предприятия ООО «Порт «Вера» менее загрязнена.

Согласно Письму Минприроды России № 04-25/61-5678 от 27.12.1993 года «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», допустимым уровнем загрязнения земель нефтепродуктами является показатель менее 1000 мг/кг.

Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа почв, на степень загрязненности почв ООО «Порт «Вера» составил 421+/-105 мг/кг.

В связи с изложенным, судья приходит к выводу о малозначительности совершенного ООО «Порт «Вера» правонарушения.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, хотя формально в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, суд учитывает незначительную степень загрязнения почвы на территории ООО «Порт «Вера», и приходит к выводу, что в данном случае существенного нарушения охраняемых правоотношений не допущено, деяние не повлекло неблагоприятных последствий и не причинило вреда здоровью людей и окружающей среде.

На основании изложенного, в порядке ст. 2.9 КоАП РФ суд признает совершенное административное правонарушение малозначительным и считает возможным ООО «Порт «Вера» освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление по делу подлежит отмене, производства по делу - прекращению.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

На основании ст.2.9 КоАП РФ признать совершенное Обществом с ограниченной ответственностью «Порт «Вера» административное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Постановление Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Порт «Вера» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения через Шкотовский районный суд.

Судья А.Г. Клюкин