ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2022 от 02.08.2022 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-57/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Мегион 02 августа 2022 г.

Судья Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Медведев С.Н., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Славнефть-Нижневартовск» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Темирова Альберта Сабитовича № 199-ОН от 13.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Славнефть-Нижневартовск», ИНН 8620012762, юридический адрес: 628684, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>,

УСТАНОВИЛ

Постановлением № 199-ОН от 13.04.2022 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 ООО «Славнефть-Нижневартовск» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

ООО «Славнефть-Нижневартовск» обратилось с жалобой на указанное постановление, указав, что основанием для привлечения к административной ответственности послужили следующие события: осуществление эксплуатации ООО «СН-НВ» объектов капитального строительства в составе проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1 категории, в отсутствие заключений федерального государственного экологического надзора; программа производственного экологического надзора Общества не соответствует требованиям Приказа МПР № 74 от 28.02.2018; неосуществление производственного экологического контроля в части учета выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на источниках (путевой подогреватель нефти) ПП-1,б № 1, ПП-1,6 № 2, ПП-1,6 № 3. В действиях ООО «СН-НВ» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, указанного в п. 1 Постановления, поскольку Общество действовало в соответствии с требованиями законодательства. Должностным лицом установлено несоблюдение ООО «СН-НВ» экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Административный орган ссылается на нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении объектов 1 категории. Результатом проведенного экологического надзора в отношении строящихся/реконструируемых объектов будет являться получение заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти. Прохождение экологического надзора в рамках строительства объектов капитального строительства и получение соответствующего заключения является требованием Градостроительного кодекса РФ, в рассматриваемом случае нарушения законодательства в области строительного надзора, градостроительной деятельности, что не составляет объективную сторону события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и не является нарушением экологических требований. Должностное лицо не выполнило требования о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела. Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.1 КоАП РФ, нельзя считать установленной и доказанной в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, является основанием для изменения постановления путем исключения из состава административного правонарушения п. 1 Постановления. Объекты капитального строительства эксплуатируются ООО «СН-НВ» в соответствии с нормами законодательства об охране окружающей среды и градостроительного законодательства. Государственный экологический надзор осуществлён в рамках государственного строительного надзора. Градостроительным кодексом не предусмотрено осуществление административным органом федерального государственного экологического надзора в отношении объектов I категории, уже введенных в эксплуатацию. Разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, указанные в таблице п. 1 постановления, получены Обществом в период сентябрь-ноябрь 2019 года. Градостроительным кодексом не предусмотрено осуществление административным органом федерального государственного экологического надзора в отношении объектов I категории, уже введенных в эксплуатацию. Объекты капитального строительства эксплуатируются Обществом в соответствии с нормами законодательства об охране окружающей среды и градостроительного законодательства. Государственный экологический надзор осуществлён в рамках государственного строительного надзора. В соответствии с ч. 1. ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного ОКС требованиям к строительству, реконструкции ОКС, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Положениями п. 8. ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что если в отношении ОКС предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Пунктом 32 Приказа Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38 предусмотрено, что Ростехнадзором в рамках федерального государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием ОКС требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, государственный экологический надзор. При осуществлении государственного строительного надзора с целью выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проводится проверка соответствия выполненных при строительстве ОКС требованиям, в том числе, технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение требований, предъявляемых к выдаче заключений о соответствии построенного ОКС требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации. Целостность состава и содержания требований в области охраны окружающей среды устанавливается соответствующими разделами проектной документации объекта капитального строительства, разрабатываемыми в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. Пунктом 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, установлены обязательные требования к содержанию раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации на ОКС, который должен содержать, в том числе, обязательные мероприятия по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на ОС и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства. Конечным результатом исполнения государственной функции по осуществлению строительного надзора является: обеспечение соответствия выполненных при строительстве объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение требований, предъявляемых к выдаче заключений о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации. Согласно п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения Ростехнадзором о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного ОКС требованиям проектной документации; заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти. Данное заключение предоставляется исключительно в целях ввода построенного объекта в эксплуатацию. Согласно ч. 6 ст. 55 ГрК РФ, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи. В отношении ОКС, перечисленных в таблице постановления, проведены проверки при осуществлении государственного строительного надзора, объекты эксплуатируются на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, они выданы полномочным органом во исполнение государственной функции по осуществлению федерального строительного надзора по результатам проверочных мероприятий, что свидетельствует о проведении РТН, в том числе, государственного экологического надзора. Обратное явилось бы следствием отказа государственного органа в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию либо ненадлежащим исполнением государственной функции, что недопустимо. После ввода объекта в эксплуатацию в соответствии со ст. 65 Закона об охране окружающей среды в отношении спорных объектов 1 категории ведется государственный зоологический контроль (надзор). Нарушение обязательных требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации объекта влечет иные правовые последствия, чем получение заключения, необходимого для ввода объекта в эксплуатацию. В материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение Обществом требований при строительстве объектов капитального строительства, в том числе, технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации, а также не соблюдение требований, предъявляемых к выдаче заключений о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации. Ввод объектов не был оспорен административным органом в установленном законом порядке. Законодательством РФ не предусмотрено осуществление федерального государственного экологического надзора в отношении строящихся объектов I категории разности, проектная документация которых не прошла государственную экологическую экспертизу. В соответствии с положениями п. 7.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, относится к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня. В соответствии с положениями п. 13 Методических рекомендаций по выдаче федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, утвержденных Приказом Росприроднадзора от 28.06.2019 № 347, при осуществлении федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 2 рекомендаций, предметом проверки является соответствие такого объекта документации получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы. В соответствии с пунктом 17.6 Методических рекомендаций заключение органа федерального государственного экологического надзора должно содержать вывод об осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. При осуществлении экологического надзора проводится проверка объекта капитального строительства только на соответствие требованиям проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Осуществление федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, проектная документация которых не подлежала государственной экологической экспертизе, недопустимо. Объекты HBOC, расположенные в границах Западно-Усть-Балыкского лицензионного участка, отраженные в таблице п. 1 постановления, не относятся к I категории. Объекты, указанные в таблице постановления (мост через реку Куим, прожекторная мачта ПМ 1, ВЛ-6 кВ, автодорога), могут быть отнесены к объектам III либо IV категории. Согласно постановлению Правительства РФ от 26.09.2015 № 1029 (действовало до 31.12.2020) и постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (действует по настоящее время) «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1-4 категории»: к I категории относится: осуществление на объекте HBOC хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа (п.п. 2, п. 1. Раздела 1 Критериев); ко II категории относится: по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях (п.п. 17 п. 2. Раздела 2 Критериев). В таблице постановления указаны объекты (Вл, мост, прожекторная установка, автодорога), не связаны с обращением нефти и нефтепродуктов. Согласно п.п. 2, 4 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», присвоение объекту HBOC соответствующей категории, осуществляется при постановке его на государственный учет, которая осуществляется в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта. Строительство и ввод объектов в эксплуатацию осуществляется по этапам строительства на основании проектной документации. Сооружения, запроектированные при обустройстве площадки куста скважин, предназначены для сбора, измерения расхода продукции скважин и ее транспортировки. Строительство скважин в данной проектной документации не предусмотрено. На этапе строительства объектам не предусмотрено присвоение I категории в области ООС, следовательно, объектам, указанным в протоколе, может быть присвоена II, III, IV категория в области ООС на основании критериев, указанных в постановлениях Правительства РФ № 1029, № 2398. Поскольку объекты ООО «СН-НВ», перечисленные в постановлении, не относятся к объектам I категории HBOC, следовательно, получение заключения органа федерального государственного экологического надзора на данные объекты не требуется, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.1. КоАП РФ. Должностным лицом установлено несоблюдение ООО «СН-НВ» экологических требований ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Нормы вышеуказанной статьи не применимы к ООО «СН-НВ» так как вменяются к объектам, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять: в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории, в Арктической зоне Российской Федерации. Ни один из перечисленных в данной статье критериев не относится к объектам капитального строительства ООО «СН-НВ». Вмененный состав административного правонарушения в действиях (бездействии) ООО «СН-НВ» отсутствует. Полагает, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежащим изменению, путем исключения из состава административного правонарушения части, касающейся осуществления эксплуатации ООО «Славнефть-Нижневартовск» объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1 категории, в отсутствие заключений федерального государственного экологического надзора. Просит постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 13.04.2022 №199-ОН о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ООО «Славнефть-Нижневартовск», изменить путем исключения из состава административного правонарушения нарушения: осуществление эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 71-0186-000263-П (объект I категории) в отсутствие заключений органа федерального государственного экологического надзора при эксплуатации объектов капитального строительства.

В судебном заседании представитель ООО «Славнефть-Нижневартовск» ФИО2 доводы жалобы поддержала.

Представитель Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. До начала судебного заседания от государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 поступило обращение, в котором, в том числе, указано, что согласно п. 3 ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела в городе Сургут.

Выслушав представителя ООО «Славнефть-Нижневартовск» ФИО2, исследовав материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Вопреки доводам должностного лица Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, по настоящему делу территориальная подсудность рассмотрения жалобы определяется с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из территории, на которую распространяется юрисдикция должностного лица, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол и вынесено постановление по делу об административном правонарушении, то есть по месту совершения правонарушения, которым является город Мегион.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Наказание должностным лицом по ст. 8.1 КоАП РФ назначено ООО «Славнефть-Нижневартовск» за: Осуществление ООО «Славнефть-Нижневартовск» эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 71-0186-000263-П (объект I категории), с нарушением требований природоохранного законодательства, а именно в отсутствие заключений органа федерального государственного экологического надзора; Не соответствие требованию приказа МПР № 74 от 28.02.2018 Программы производственного экологического надзора Общества; Не осуществление проведения производственного экологического контроля в части учёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Указанные нарушения были выявлены в ходе плановой выездной проверки юридического лица, проведенной на основании решения Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.09.2021 № 173-рш «О проведении плановой выездной проверки юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Славнефть-Нижневартовск»; решения Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 04.10.2021 № 181-рш «О приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия»; решения Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 18.10.2021 № 217-рш «О приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия»; решения Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25.10.2021 № 1960 «О внесении изменений в Решение Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.09.2021 № 173-рш», в отношении ООО «Славнефть-Нижневартовск».

Одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Как следует из акта проверки № 180 от 08.11.2021, ООО «Славнефть-Нижневартовск» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Свидетельство № 2961510 от 01.06.2020 об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: Объекты добычи нефти и газа Западно-Усть-Балыкского лицензионного участка. Место нахождение объекта: РФ, Тюменская область, ХМАО – Югра, Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкский лицензионный участок. Дата ввода объекта в эксплуатацию: 10.01.2005. Код объекта 71-0186-000263-П, I-я категория объекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции на дату инкриминируемого деяния), если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).

Пунктом 8 указанной статьи Федерального закона № 7-ФЗ (в той же редакции) предусмотрено, что при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

При этом, согласно п. 9 названной статьи, при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи: плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся; контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

Согласно п. 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (действовавшего на дату инкриминируемых деяний), если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.

В соответствии с п. 32 Приказа Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти» Ростехнадзором в рамках федерального государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.

При осуществлении государственного строительного надзора с целью выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проводится проверка соответствия выполненных при строительстве объектов капитального строительства требованиям, в том числе, технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение требований, предъявляемых к выдаче заключений о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации.

Целостность состава и содержания требований в области охраны окружающей среды устанавливается соответствующими разделами проектной документации объекта капитального строительства, разрабатываемыми в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать, в том числе обязательные мероприятия по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, в том числе: Результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам; Обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод; Мероприятия по охране атмосферного воздуха; Мероприятия по оборотному водоснабжению - для объектов производственного назначения; Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова; Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов; Мероприятия по охране недр - для объектов производственного назначения; Мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов); Мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона; Мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости); Программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях.

Конечным результатом исполнения государственной функции по осуществлению строительного надзора является: обеспечение соответствия выполненных при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также соблюдение требований, предъявляемых к выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Конечный результат исполнения государственной функции достигается путем принятия мер, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации по результатам проверок.

В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения Ростехнадзором о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ч. 1 ст. 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с ч. 1.3 ст. 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 54 настоящего Кодекса.

Отсутствие документов, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В отношении указанных в акте проверки ООО «Славнефть-Нижневартовск» и в обжалуемом постановлении объектов капитального строительства, проведены проверки при осуществлении государственного строительного надзора. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, эти объекты эксплуатируются на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, выданных уполномоченным органом во исполнение государственной функции по осуществлению федерального строительного надзора по результатам проверочных мероприятий, что свидетельствует о проведении Ростехнадзором, в том числе, государственного экологического надзора. Обратное, явилось бы следствием отказа в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

Факт получения разрешений на ввод рассматриваемых объектов в эксплуатацию подтверждает их соответствие всем нормативным требованиям, наличие всей необходимой документации и возможность использования в соответствии с целями, для которых объекты были созданы.

Указанные в обжалуемом постановлении объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные в границах Западно-Усть-Балыкского лицензионного участка, (мост через реку Куим, прожекторная мачта ПМ 1, ВЛ-6 кВ, автодорога), могут быть отнесены к объектам III либо IV категории.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2015 № 1029 (действовало до 31.12.2020) и постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (действует по настоящее время) «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1-4 категории», к I категории относятся объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, в частности, (п. 1 Критериев отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории) объекты по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа.

Ко II категории относятся, в частности, объекты по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях (п. 17 Критериев отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории).

Указанные в обжалуемом постановлении объекты (Вл, мост, прожекторная установка, автодорога), не связаны с обращением нефти и нефтепродуктов.

Согласно п.п. 2, 4 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории, осуществляется при постановке его на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта.

Строительство и ввод объектов в эксплуатацию осуществляется по этапам строительства на основании проектной документации.

Сооружения, запроектированные при обустройстве площадки куста скважин, предназначены для сбора, измерения расхода продукции скважин и ее транспортировки. Строительство скважин в проектной документации не предусмотрено.

С учетом изложенного, на этапе строительства объектам не предусмотрено присвоение I категории в области охраны окружающей среды, следовательно, объектам, указанным в постановлении, может быть присвоена III - IV категория в области охраны окружающей среды на основании критериев, указанных в постановлениях Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, от 31.12.2020 № 2398.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», объекты, эксплуатация которых согласно обжалуемому постановлению осуществляется ООО «Славнефть-Нижневартовск» в отсутствие заключений органа федерального государственного экологического надзора, не относятся к объектам I категории, следовательно, получение заключений органа федерального государственного экологического надзора на данные объекты не требуется.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № 199-ОН от 13.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Славнефть-Нижневартовск» подлежит изменению, путем исключения из него указания на осуществление ООО «Славнефть-Нижневартовск» эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 71-0186-000263-П (объект I категории) в отсутствие заключений органа федерального государственного экологического надзора при эксплуатации объектов капитального строительства.

В остальной части постановление от 13.04.2022 проверено, ООО «Славнефть-Нижневартовск» не обжалуется, изменению не подлежит.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления от 13.04.2022, не допущено.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Славнефть-Нижневартовск» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № 199-ОН от 13.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Славнефть-Нижневартовск» изменить, исключить из постановления указание на осуществление Обществом с ограниченной ответственностью «Славнефть-Нижневартовск» эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 71-0186-000263-П (объект I категории) в отсутствие заключений органа федерального государственного экологического надзора при эксплуатации объектов капитального строительства.

В остальной части данное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 дней через Мегионский городской суд.

Судья подпись

Копия верна

Судья С.Н. Медведев