ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2022 от 10.02.2022 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-57/2022 (12-889/2021)

55RS0002-01-2021-010977-08

Р Е Ш Е Н И Е

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.,

при секретаре Абулхаировой Ж.Н.,

рассмотрев 10 февраля 2022 года в г. Омске в открытом судебном заседании жалобу ФИО8 на постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области от 13.10.2021, решение начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области от 01.12.2021, вынесенные в отношении ФИО9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области № от 13.10.2021 ФИО10 был привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, ФИО11 обратился с жалобой к начальнику ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области.

Решением начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области от 01.12.2021 постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

ФИО12 обжаловал постановление, решение в Куйбышевский районный суд г. Омска. В жалобе просит постановление, решение, вынесенные по делу об административном правонарушении, отменить, производство по делу прекратить, назначить наказание в виде предупреждения, мотивируя тем, что 13.09.2021 он на транспортном средстве перевозил груз – пшеницу твердую по маршруту: Одесский район – г. Омск. При погрузке пшеница грузилась равномерно, без превышения нагрузки на оси транспортного средства. Превышение нагрузки на оси ТС могло произойти ввиду того, что перевозимый груз (пшеница твердая) был сыпучим и мог сместиться во время движения, однако это обстоятельство ни от кого не зависит. Умысла на совершения административного правонарушения в виде превышения нагрузки на оси ТС ни у водителя, ни у него не было. Превышение нагрузки на оси ТС произошло по неосторожности, из-за свойств груза, а именно сыпучести. Он, ФИО13 зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, категория предприятия – микропредприятие. По настоящему делу положения ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ соблюдены, вред никому не причинен, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера нет, имущественный ущерб отсутствует. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Он в совершенном административном правонарушении раскаивается, оно произошло по неосторожности, умысла на его совершение не имелось, ранее к административной ответственности ФИО14 не привлекался. Наказание в виде штрафа в размере 400000 рублей является крайне суровым, что не соответствует целям законодательства об административных правонарушениях. Считает, что штраф можно заменить на предупреждение.

ФИО15 допущенный к участию в деле по устному ходатайству ФИО16 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Через канцелярию суда ФИО17 представил дополнения к жалобе, в которых указал, что транспортное средство, принадлежащее ФИО18 предназначено для перевозки зерна. Работа, которую он осуществляет, носит сезонный характер-посевная/уборочная, в остальные периоды работа практически отсутствует, доход он не получает. Ранее к административной ответственности он не привлекался, вред никому не причинен, при указанных обстоятельствах просит назначить наказание в виде предупреждения. При невозможности вынесения предупреждения, просит снизить размер административного штрафа.

Должностное лицо, вынесшее постановление ФИО19 должностное лицо, вынесшее решение ФИО20 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии с требованием п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся участников производства по делу.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.

На основании п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Частью 2 статьи 31 названного Федерального закона предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, введенные в действие с 1 января 2021 года, устанавливают понятие тяжеловесного транспортного средства - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий.

В силу ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Как следует из постановления и акта результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием технических средств, работающих в автоматическом режиме № 13 сентября 2021 года в 17 часов 20 минут на автодороге «Омск – Одесское-граница республики Казахстан», 20 км + 450 м (координаты 54,835356, 73,263946), водитель транспортного средства (в составе автопоезда) марки 68391, государственный регистрационный знак собственником которого является ФИО21, в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой 12,982 т на ось № 2, при предельно допустимой осевой нагрузке 8 т (расхождение +62,28%)/ с осевой нагрузкой 11,81т на ось № 3, при предельно допустимой осевой нагрузке 8 т (расхождение +47,63%), с осевой нагрузкой 11,894 т на ось № 4, при предельно допустимой осевой нагрузке 10 т (расхождение +18,94%), с осевой нагрузкой 12,794 т на ось № 5, при предельно допустимой осевой нагрузке 10 т (расхождение +27,94%).

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме «АРХИМЕД», заводской номер оборудования ARW00131, поверка действительна до 10 декабря 2021 года.

Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований сомневаться в достоверности данных, полученных с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, не имеется.

Должностные лица пришли к правильному выводу о наличии в деянии ФИО22 (собственника транспортного средства), объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

В соответствии со сведениями представленными КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», по запросу суда, автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Омск - Одесское - граница Республики Казахстан» относится к III технической категории, рассчитана на нормативную нагрузку 10 т. На основании Приложения №3 к Правилам перевозки грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" (далее - Приложение №3) максимальная нагрузка 10 т допускается только на одиночную двускатную ось. Ось является одиночной если расстояние с ближайшими осями составляет более 2,5 м.

Согласно Приложению №3 допустимая нагрузка на группу сближенных сдвоенных осей при расстоянии между сближенными осями, свыше 1,3 м до 1,8 м составляет 15 т для осей с односкатными колесами и 16 т с двускатными колесами.

Для групп сближенных сдвоенных и строенных осей допустимая нагрузка на ось определяется путем деления допустимой нагрузки на группу осей на соответствующее количество осей в группе.

Допустимая нагрузка на ось № 2 и ось № 3 транспортного средства 68391, государственный регистрационный знак не может превышать 8 т, на группу сближенных сдвоенных осей с двускатными колесами 16 т., на ось №4 и ось №5 не может превышать нагрузку10 т.(л.д.62).

Процедуры проведения весового и габаритного контроля (далее - весогабаритный контроль) транспортных средств, оформления результатов проведения весогабаритного контроля транспортных средств, порядок организации пунктов весогабаритного контроля транспортных средств регламентируются Приказом Минтранс России от 31.08.2020 N 348 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее - Порядок).Весогабаритный контроль транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации осуществляется в следующих пунктах весогабаритного контроля транспортных средств: стационарных пунктах весогабаритного контроля транспортных средств; автоматических пунктах весогабаритного контроля транспортных средств (далее - АПВГК); передвижных пунктах весогабаритного контроля транспортных средств.

В соответствии с пунктом 24 Порядка на АПВГК осуществляется фиксация весовых и габаритных параметров с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

На основании пункта 25 Порядка АПВГК должен обеспечивать выполнение следующих функций: измерение нагрузки на каждую ось транспортного средства; определение массы транспортного средства; определение количества осей транспортного средства; измерение межосевых расстояний транспортного средства; определение количества колес (скатности) на осях транспортного средства; измерение габаритных параметров транспортного средства; фотофиксация и распознавание государственного регистрационного номера транспортного средства; фотофиксация фронтального изображения транспортного средства; фотофиксация общего вида транспортного средства (вид сбоку) в момент проезда через весоизмерительные датчики (получение обзорной фотографии транспортного средства, на которой отражены его контуры и количество осей);измерение и передача в центр обработки данных владельца автомобильной дороги зафиксированных параметров транспортных средств посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту передаваемой информации.

На основании пункта 33 Порядка Акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием АПВГК формируется владельцем автомобильной дороги, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и содержит следующую информацию: об измерительном оборудовании: наименование, код, тип оборудования, серийный номер, владелец оборудования, регистрационный номер утвержденного типа средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, срок действия утвержденного типа средства измерений, свидетельство о поверке средства измерений (номер, дата, срок действия поверки), пределы погрешности средства измерений; о месте расположения АПВГК (километр + метр, географические координаты); о наименовании автомобильной дороги; о нарушении: дата и время нарушения, значение автомобильной дороги (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная), направление движения, максимальная разрешенная нагрузка на ось в зоне фиксации, государственный регистрационный номер транспортного средства, тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд), количество осей транспортного средства, превышение нагрузки на ось, превышение массы, превышение по ширине, превышение по высоте, превышение по длине, параметры осей транспортного средства (номер оси, фактическая нагрузка на ось, фактическая нагрузка на группы сближенных осей, нормативная нагрузка на ось при фактическом межосевом расстоянии, разрешенная нагрузка на ось, превышение (если установлено, %, тонна), фактическое межосевое расстояние, фактическая скатность (количество колес) оси), параметры массы транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, тонна)), параметры ширины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение ( если установлено, метр)), параметры высоты транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, метр)), параметры длины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, метр)); о специальном разрешении на движение ТКТС: номер, дата выдачи, срок действия, разрешенный маршрут и направление движения, разрешенная масса, нагрузки на оси (с указанием заявленных расстояний между осями и числа колес на осях), габаритные параметры; об отклонении от указанного в специальном разрешении на движение ТКТС маршрута движения; о фотографии транспортного средства: фронтальная с читаемым государственным регистрационным номером, фотография регистрационного номера транспортного средства, обзорная.

Предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств установлены в приложении № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020 года).

Материалами дела подтверждается, что автопоезд имеет пять осей, допустимая нагрузка на ось № 2 – до 8 тонн. Фактически с учетом погрешности нагрузка на ось № 2 составила 12,982 т. Допустимая нагрузка на ось № 3 – до 8 тонн. Фактически с учетом погрешности нагрузка на ось № 3 составила 12,982 т. Допустимая нагрузка на ось № 4 – до 10 тонн. Фактически с учетом погрешности нагрузка на ось № 4 составила 11,894 т. Допустимая нагрузка на ось № 5 – до 10 тонн. Фактически с учетом погрешности нагрузка на ось № 5 составила 12,794 т.

Оснований ставить под сомнение обоснованность и достоверность результатов весогабаритного контроля, зафиксированных специальным техническим средством, у суда не имеется, акт № 1 172 от 13.09.2021 составлен в соответствии с требованиями Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств и является допустимым доказательством.

Нарушения норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и сроки давности привлечения ФИО23 к административной ответственности не нарушены.

Довод заявителя о наличии в рассматриваемом случае оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоятельным признать нельзя.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.

Допущенное ФИО24 административное правонарушение посягает на безопасность дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, кроме того, как установлено в судебном заседание, лицо ранее, на протяжении 2021 года неоднократно привлекалось к административной ответственности за свершение административных правонарушений в области дорожного движения (л.д.61).

Вместе с тем, имеются основания для изменения процессуальных актов, исходя из следующего.

Должностным лицом административное наказание было назначено ФИО25 в размере 400000 руб. с учетом позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.01.2019 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 2.6.1 и частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть в размере, наименьшем в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью той же статьи (в данном случае 400000 руб.).

В свою очередь в силу положений ч. 2.2, ч.2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Учитывая характер перевозимого груза (зерно), имущественное и финансовое положение собственника транспортного средства ФИО26 с учетом соблюдения гарантий адекватности порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, нивелирования избыточности минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, суд считает возможным снизить размер назначенного ФИО27 штрафа до 200000 рублей.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области от 13.10.2021, решение начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области от 01.12.2021, вынесенные в отношении ФИО28 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив размер назначенного наказания до 200000 (двести тысяч) рублей. Постановление и решение в остальной части оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Г.Л. Пархоменко