ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2022 от 15.06.2022 Ачинского городского суда (Красноярский край)

УИД 24RS0-12

РЕШЕНИЕ

,

Б 15 июня 2022 года

Судья Ачинского городского судаАнтипов В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Губченко на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – начальник отдела экологии АО «РУСАЛ Ачинск» Губченко И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за то, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки, у АО «РУСАЛ Ачинск», расположенного по адресу:, Южная промзона, квартал ХII, строение 1, выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно:

Производственная территория , П

- отчет о результатах инвентаризации выбросов не содержит обоснования выбора и применения использованных расчетных методов, чем нарушены требования ст. 22 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п. 17 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 352;

- в 2020 году и за истекший период 2021 года АО «РУСАЛ Ачинск» не осуществлен производственный экологический контроль промышленных выбросов на источниках выбросов №, 0086, 0087, 0088, 0089, 0090, 0107, 0108, 0109, 0110, 0111, 0112, 0113, 0114, 0268, 0269, 0274, 0275, 0276, 0300, 0277, 0301 по загрязняющему веществу диНатрий карбонат. В 2020 году и за истекший период 2021 года АО «РУСАЛ Ачинск» не осуществлен производственный экологический контроль промышленных выбросов, согласно план-графика, на источниках выбросов №, 0100, 0103, 0104, 0105, 0106, 0270, 0271, 0096, 0097, 0098, 0203, 0204, 0205, 0206, 0207, 0208, 0209, 0210, 0211, 0101, 0102, 0095, 0200, 0201, 0202, 0272, 0273 по загрязняющему веществу диАлюминий триоксид (в перерасчете на Алюминий), чем нарушены п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39, пп. 1, 5 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, пп. 1, 2 ст. 25, п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ;

- предприятием используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно:на источниках №, 6024, 6025, 0429-0432, 0434, 0436, 0426, 0417, 0418, 6023- «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий». М.: Министерство транспорта РФ, 2001; на источнике - «Методические указания по расчёту выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности (на основе удельных показателей)». СПб.: НИИ Атмосфера, 2015; на источниках №, 6006, 6007, 6008, 6040, 6001,6003, 6321 - «Методическое пособие по расчёту выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов». Новороссийск: ЗАО «НИПИОТСТРОМ», 2000; на источниках №, 6035, 6037, 6322, 6003, 6043, 6038, 6046 - «Методика расчёта вредных выбросов (сбросов) для комплекса оборудования открытых горных работ (на основе удельных показателей)». Люберцы, 1999; на источниках №, 6328, 6004 - «Отраслевая методика расчёта количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу вредных веществ при сжигании угля и технологических процессах горного производства на предприятиях угольной промышленности». Пермь, 2014 (далее - Методики, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), чем нарушены ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 5, п. 10 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»; п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

- расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), чем нарушены ст. 21, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 12, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

- разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), чем нарушены ч. 2, 3 и 6 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;п. 2, п. 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ;

- предприятием осуществляется производственный экологический контроль, содержащий недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, чем нарушены ч. 1 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ;

- предприятием осуществляется деятельность, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов). В соответствии с п. 5 раздела 2 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» при проведении инвентаризации выбросов устанавливаются типы, виды, наименование и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличие устья - вид и размеры устья источника); определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса), чем нарушены п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, п. 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 5 раздела 2 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Производственная территория № , П

- Предприятием используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно: на источнике - «Методика расчёта вредных выбросов (сбросов) для комплекса оборудования открытых горных работ (на основе удельных показателей)». Люберцы, 1999 (далее - Методика, не включенная в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), чем нарушены ч. 2 ст. 22, ч.1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 5, п. 10 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»; п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

- расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), чем нарушены ст. 21, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 12, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

- разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), чем нарушены ч. 2, 3 и 6 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 2, п. 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ;

- предприятием осуществляется производственный экологический контроль, содержащий недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК с использованием Методики, не включенной в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, чем нарушены ч. 1 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ;

- предприятием осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), чем нарушены п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, п. 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 5 раздела 2 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Не согласившись с указанным постановлением, Губченко И.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Свои требования мотивирует следующим:

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении:

С данным нарушением не согласен.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды" предусмотрено (пункт 67), что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В ходе проведения проверки АО «РУСАЛ Ачинск» представлены оригиналы и сканкопии Протоколов анализов промышленных выбросов в атмосферу по источникам №, 0086, 0087, 0088, 0089, 0090, 0107, 0108, 0109, ОНО, 0111, 0112, 0113, 0114, 0268, 0269, 0274, 0275, 0276, 0300, 0277, 0301 по загрязняющему веществу диНатрий карбонат за 2019г., 2020г., январь - апрель 2021 г.

Нарушение отсутствует, поскольку инструментальный производственный экологический контроль проводился АО «РУСАЛ Ачинск» согласно утверждённой программе производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ с установленной периодичностью контроля, с учётом фактического времени работы технологического оборудования -источников выделения диНатрий карбонат, так как контроль соблюдения нормативов выбросов ПДВ осуществляется исключительно при работающем технологическом оборудовании.

В результате анализа представленных в ходе проведении проверки документов: программы производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ с установленной периодичностью контроля протоколов, Протоколов анализов промышленных выбросов в атмосферу по источникам №, 0086, 0087, 0088, 0089, 0090, 0107, 0108, 0109, ОНО, 0111, 0112, 0113, 0114, 0268, 0269, 0274, 0275, 0276, 0300, 0277, 0301 по загрязняющему веществу диНатрий карбонат АО «РУСАЛ Ачинск» осуществлен производственный контроль за 2020г., январь - апрель 2021 г с установленной периодичностью, что соответствует программе производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ, а именно в части периодичности контроля.

Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

С данным нарушением не согласен.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды" предусмотрено (пункт 67), что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В ходе проведения проверки АО «РУСАЛ Ачинск» представлены оригиналы и сканкопии Протоколов анализов промышленных выбросов в атмосферу по источникам №, 0100, 0103, 0104, 0105, 0106, 0270, 0271, 0096, 0097, 0098, 0203, 0204, 0205, 0206, 0207, 0208, 0209, 0210, 0211, 0101, 0102, 0095, 0200, 0201, 0202, 0272, 0273 по загрязняющему веществу диАлюминий триоксид (в перерасчете на Алюминий) за 2019г., 2020г., январь - апрель 2021 г.

Нарушение отсутствует, поскольку инструментальный производственный экологический контроль проводился АО «РУСАЛ Ачинск» согласно утверждённой программе производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ с установленной периодичностью контроля, с учётом фактического времени работы технологического оборудования -источников выделения диНатрий карбонат, так как контроль соблюдения нормативов выбросов ПДВ осуществляется исключительно при работающем технологическом оборудовании.

В результате анализа представленных в ходе проведении проверки документов: программы производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ с установленной периодичностью контроля протоколов, Протоколов анализов промышленных выбросов в атмосферу по источникам №, 0100, 0103, 0104, 0105, 0106, 0270, 0271, 0096, 0097, 0098, 0203, 0204, 0205, 0206, 0207, 0208, 0209, 0210, 0211, 0101, 0102, 0095, 0200, 0201, 0202, 0272, 0273 по загрязняющему веществу диАлюминий триоксид (в перерасчете на Алюминий) за 2019г., 2020г., январь - апрель 2021 г. с установленной периодичностью, что соответствует программе производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ, а именно в части периодичности контроля. Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

- на источниках №,6024, 6025,0429-0432,0434,0436,0426,0417,0418,6023 «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий». М: Министерство транспорта РФ, 2001;

- на источнике - «Методические указания по расчёту выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности (на основе удельных показателей)». СПб.: НИИАтмосфера, 2015;

- на источниках №, 6006, 6007, 6008, 6040, 6001, 6003, 6321 - «Методическое пособие по расчёту выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов». Новороссийск: ЗАО «НИПИОТСТРОМ», 2000;

- на источниках №, 6035, 6037, 6322, 6003, 6043, 6038, 6046 - «Методика расчёта вредных выбросов (сбросов) для комплекса оборудования открытых горных работ (на основе удельных показателей)». Люберцы, 1999;

на источниках №, 6328, 6004 - «Отраслевая методика расчёта количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу вредных веществ при сжигании угля и технологических процессах горного производства на предприятиях угольной промышленности». Пермь, 2014 (далее - Методики, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти). Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требования которого нарушено или (и) не соблюдено: ч. 2 ст. 22, ч.1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 5, п. 10 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»; п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным нарушением не согласен.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, вьщанного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Закона об охране атмосферного воздуха к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха отнесено установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 422 (далее - Постановление N 422) утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также постановлено Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Пунктом 3 Постановления N 422 определено, что формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.

В соответствии с пунктом 15 Постановления N 422 применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов.

Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 341 (далее - Приказ N 341, Порядок).

В соответствии с требованиями пункта 2 Приказа N 341 в Перечень методик расчета включаются методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Постановления N 422, и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений.

Согласно Приказу N 341 в Перечень методик расчета выбросов могут быть включены методики расчета, разработанные и утвержденные в соответствии с Правилами утверждения методик, утвержденными Постановлением N 422.

В силу пункта 2 постановления N 422 методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Согласно позиции, изложенной в Письме Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 12-50/01239-ОГ: "для расчета выбросов могут быть использованы методики, входящие в Перечень методик используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО "НИИ Атмосфера", в части, не противоречащей законодательству и в соответствии с установленной областью применения конкретной методики, либо проводить инвентаризацию выбросов с помощью инструментальных методов".

Считает, что Росприроднадзором не были учтены разъяснения Минприроды России, изложенные в письме N 12-50/01239-ОГ от ДД.ММ.ГГГГ, в части Методических указаний по расчёту выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промыпшенности (на основе удельных показателей)». СПб.: НИИАтмосфера, 2015.

Инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р.

Считает, что в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, Приложением N 18, предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, методики расчета, по которым определены величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - до ДД.ММ.ГГГГ имеют статус "действующих" и поэтому на момент проверки и оформления Предписания в корректировке не нуждались. Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

При оценке данного нарушения следует принять во внимание следующее.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1496 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора" признано утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора, по перечню согласно приложению N 1., в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", на которое ссылается административный орган по данному нарушению.

С учетом доводов, изложенных по пункту 3 настоящих объяснений считает, что инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р, и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Административный орган при проведении проверки не подтвердил результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведения о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов). Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требования которого нарушено или (и) не соблюдено: ч. 2, 3 и 6 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 2, п. 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным нарушением не согласен.

Программа производственного экологического контроля произведена АО «РУСАЛ Ачинск» на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ установлены требования к содержанию программы производственного контроля, сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Обществом разработана и утверждена программа производственного экологического контроля для объекта -П Управляющим директором АО «РУСАЛ Ачинск» Е.И. ЖуковымДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № РА-2019-256 «О введении в действие Программы производственного экологического контроля»).

Данная программа соответствуют требованиям установленные приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, в программе:

Отображены общие положения о предприятии и об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Отображены сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации (таблица ).

Отображены сведения о периодичности и методы осуществления производственного экологического контроля, места отбора проб и методики данных измерений.

Программой производственного экологического контроля предусмотрен план график контроля промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за соблюдением установленных нормативов ПДВ.

Согласно таблице 12 пункта 7 данной программы установлена периодичность контроля промышленных выбросов по загрязняющим веществам, лаборатория осуществляющая данные отборы и методы отбора проб данных выбросов

С учетом доводов, изложенных по нарушениям 3,4 настоящих объяснений считает, что инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р, и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации. Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

С данным нарушением не согласен.

С учетом доводов, изложенных по нарушению 3 настоящих объяснений, считает, инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, Приложением N 18, предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, методики расчета, по которым определены величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - до ДД.ММ.ГГГГ имеют статус "действующих" и поэтому на момент проверки и оформления Предписания в корректировке не нуждались. Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требования которого нарушено или (и) не соблюдено: ст.31.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

С данным нарушением не согласен.

Программа производственного экологического контроля произведена АО «РУСАЛ Ачинск» на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Росприроднадзор при проведении проверки не подтвердил результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведения о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов).

Считает, что инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р, и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов). Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

- на источнике - «Методика расчёта вредных выбросов (сбросов) для комплекса оборудования открытых горных работ (на основе удельных показателей)». Люберцы, 1999 (далее - Методика, не включенная в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требования которого нарушено или (и) не соблюдено: ч. 2 ст. 22, ч.1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 5, п. 10 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»; п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным нарушением не согласен.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, вьщанного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Закона об охране атмосферного воздуха к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха отнесено установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 422 (далее - Постановление N 422) утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также постановлено Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Пунктом 3 Постановления N 422 определено, что формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.

В соответствии с пунктом 15 Постановления N 422 применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов.

Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 341 (далее - Приказ N 341, Порядок).

В соответствии с требованиями пункта 2 Приказа N 341 в Перечень методик расчета включаются методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Постановления N 422, и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений.

Согласно Приказу N 341 в Перечень методик расчета выбросов могут быть включены методики расчета, разработанные и утвержденные в соответствии с Правилами утверждения методик, утвержденными Постановлением N 422.

В силу пункта 2 постановления N 422 методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р.

Считает, что в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, Приложением N 18, предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, методики расчета, по которым определены величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - до ДД.ММ.ГГГГ имеют статус "действующих" и поэтому на момент проверки и оформления Предписания в корректировке не нуждались. Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, нарушает права заявителя.

При оценке данного нарушения следует принять во внимание следующее.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1496 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора" признано утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора, по перечню согласно приложению N 1., в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", на которое ссылается административный орган по нарушению 39 Предписания.

Считает, что инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р, и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Административный орган при проведении проверки не подтвердил результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведения о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов). Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требования которого нарушено или (и) не соблюдено: ч. 2, 3 и 6 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 2, п. 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ).

С данным нарушением не согласен.

Программа производственного экологического контроля произведена АО «РУСАЛ Ачинск» на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ установлены требования к содержанию программы производственного контроля, сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Обществом разработана и утверждена программа производственного экологического контроля для объекта -П Управляющим директором АО «РУСАЛ Ачинск» Е.И. ЖуковымДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № РА-2019-256 «О введении в действие Программы производственного экологического контроля»).

Данная программа соответствуют требованиям установленные приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, в программе:

Отображены общие положения о предприятии и об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Отображены сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации (таблица ).

Отображены сведения о периодичности и методы осуществления производственного экологического контроля, места отбора проб и методики данных измерений.

Программой производственного экологического контроля предусмотрен план график контроля промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за соблюдением установленных нормативов ПДВ.

Согласно таблице 12 пункта 7 данной программы установлена периодичность контроля промышленных выбросов по загрязняющим веществам, лаборатория осуществляющая данные отборы и методы отбора проб данных выбросов.

Считает, что инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р, и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации. Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

С данным нарушением не согласен.

Считает, что инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, Приложением N 18, Предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, методики расчета, по которым определены величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - до ДД.ММ.ГГГГ имеют статус "действующих" и поэтому на момент проверки и оформления Предписания в корректировке не нуждались. Следовательно, выявленное нарушение не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

С данным нарушением не согласен.

Программа производственного экологического контроля произведена АО «РУСАЛ Ачинск» на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Административный орган при проведении проверки не подтвердил результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведения о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов).

Считает, что инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р, и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

В судебное заседание Губченко И.В., уведомленный судом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, заявил суду ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, направил в суд письменные объяснения по делу. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изучив доводы жалобы и дополнительно представленных объяснений, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

При рассмотрении жалобы, судьей установлено следующее:

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды" предусмотрено (пункт 67), что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

АО «РУСАЛ Ачинск» представлены протоколы анализов промышленных выбросов в атмосферу по источникам №, 0086, 0087, 0088, 0089, 0090, 0107, 0108, 0109, ОНО, 0111, 0112, 0113, 0114, 0268, 0269, 0274, 0275, 0276, 0300, 0277, 0301 по загрязняющему веществу диНатрий карбонат за 2019г., 2020г., январь - апрель 2021 г.

Инструментальный производственный экологический контроль проводился АО «РУСАЛ Ачинск» согласно утверждённой программе производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ с установленной периодичностью контроля, с учётом фактического времени работы технологического оборудования -источников выделения диНатрий карбонат, так как контроль соблюдения нормативов выбросов ПДВ осуществляется исключительно при работающем технологическом оборудовании.

Программа производственного экологического контроля и план график контроля нормативов ПДВ с установленной периодичностью контроля, протоколы анализов промышленных выбросов в атмосферу по источникам №, 0086, 0087, 0088, 0089, 0090, 0107, 0108, 0109, ОНО, 0111, 0112, 0113, 0114, 0268, 0269, 0274, 0275, 0276, 0300, 0277, 0301 по загрязняющему веществу диНатрий карбонат свидетельствует об осуществлении производственного контроля АО «РУСАЛ Ачинск» за 2020г., январь - апрель 2021 г с установленной периодичностью, что соответствует программе производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ, а именно в части периодичности контроля.

АО «РУСАЛ Ачинск» представлены протоколы анализов промышленных выбросов в атмосферу по источникам №, 0100, 0103, 0104, 0105, 0106, 0270, 0271, 0096, 0097, 0098, 0203, 0204, 0205, 0206, 0207, 0208, 0209, 0210, 0211, 0101, 0102, 0095, 0200, 0201, 0202, 0272, 0273 по загрязняющему веществу диАлюминий триоксид (в перерасчете на Алюминий) за 2019г., 2020г., январь - апрель 2021 г.

Инструментальный производственный экологический контроль проводился АО «РУСАЛ Ачинск» согласно утверждённой программе производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ с установленной периодичностью контроля, с учётом фактического времени работы технологического оборудования -источников выделения диНатрий карбонат, так как контроль соблюдения нормативов выбросов ПДВ осуществляется исключительно при работающем технологическом оборудовании.

Программа производственного экологического контроля и план график контроля нормативов ПДВ с установленной периодичностью контроля, протоколы анализов промышленных выбросов в атмосферу по источникам №, 0100, 0103, 0104, 0105, 0106, 0270, 0271, 0096, 0097, 0098, 0203, 0204, 0205, 0206, 0207, 0208, 0209, 0210, 0211, 0101, 0102, 0095, 0200, 0201, 0202, 0272, 0273 по загрязняющему веществу диАлюминий триоксид (в перерасчете на Алюминий) свидетельствует об осуществлении производственного контроля АО «РУСАЛ Ачинск» за 2019г., 2020г., январь - апрель 2021 г. с установленной периодичностью, что соответствует программе производственного экологического контроля и плану графику контроля нормативов ПДВ, а именно в части периодичности контроля.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, вьданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Закона об охране атмосферного воздуха к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха отнесено установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 422 (далее - Постановление N 422) утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также постановлено Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Пунктом 3 Постановления N 422 определено, что формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.

В соответствии с пунктом 15 Постановления N 422 применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов.

Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 341 (далее - Приказ N 341, Порядок).

В соответствии с требованиями пункта 2 Приказа N 341 в Перечень методик расчета включаются методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Постановления N 422, и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений.

Согласно Приказу N 341 в Перечень методик расчета выбросов могут быть включены методики расчета, разработанные и утвержденные в соответствии с Правилами утверждения методик, утвержденными Постановлением N 422.

В силу пункта 2 постановления N 422 методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Согласно позиции, изложенной в Письме Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 12-50/01239-ОГ: "для расчета выбросов могут быть использованы методики, входящие в Перечень методик используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО "НИИ Атмосфера", в части, не противоречащей законодательству и в соответствии с установленной областью применения конкретной методики, либо проводить инвентаризацию выбросов с помощью инструментальных методов".

Росприроднадзором не были учтены разъяснения Минприроды России, изложенные в письме N 12-50/01239-ОГ от ДД.ММ.ГГГГ, в части Методических указаний по расчёту выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности (на основе удельных показателей)». СПб.: НИИАтмосфера, 2015.

Инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р.

В связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, Приложением N 18, предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, методики расчета, по которым определены величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - до ДД.ММ.ГГГГ имеют статус "действующих" и поэтому на момент проверки в корректировке не нуждались.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1496 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора" признано утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора, по перечню согласно приложению N 1., в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", на которое ссылается административный орган по данному нарушению.

Инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО «РУСАЛ Ачинск» ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Минприроды России N 35-р, и в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440, обоснованность правильности примененных АО «РУСАЛ Ачинск» методик подтверждается Правительством Российской Федерации.

Программа производственного экологического контроля произведена АО «РУСАЛ Ачинск» на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ установлены требования к содержанию программы производственного контроля, сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Обществом разработана и утверждена программа производственного экологического контроля для объекта -П Управляющим директором АО «РУСАЛ Ачинск» Е.И. ЖуковымДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № РА-2019-256 «О введении в действие Программы производственного экологического контроля»).

Данная программа соответствуют требованиям, установленным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, в программе:

- отображены общие положения о предприятии и об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения:

- отображены сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации (таблица );

- отображены сведения о периодичности и методы осуществления производственного экологического контроля, места отбора проб и методики данных измерений.

Программой производственного экологического контроля предусмотрен план график контроля промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за соблюдением установленных нормативов ПДВ.

Согласно таблице 12 пункта 7 данной программы установлена периодичность контроля промышленных выбросов по загрязняющим веществам, лаборатория осуществляющая данные отборы и методы отбора проб данных выбросов

Таким образом, судом установлено, что АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Кроме того, по результатам проведенной Росприроднадзором проверки, в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями природоохранного законодательства, надзорным органом было выдано АО «РУСАЛ Ачинск» предписание от ДД.ММ.ГГГГПл/045-0421 об устранении выявленных нарушений.

Однако решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А40-191554/2021) по заявлению АО «РУСАЛ Ачинск» к Росприроднадзору были признаны незаконными и отменены пункты 2, 8, 14, 18, 24, 25, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 48, 51, 52, 53, 54, 55.

Постановлением девятого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А40-191554/2021) оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Росприроднадзора, - без удовлетворения.

Таким образом, судом установлено, что в действиях должностного лица – начальника отдела экологии АО «РУСАЛ Ачинск» Губченко И.В. нет состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что в действиях Губченко И.В. нет состава административного правонарушения, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела экологии АО «РУСАЛ Ачинск» Немерова отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано ввой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд.

Судья В.В.Антипов