№ 12-57/2022
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж 19 мая 2022 года
Судья Левобережного районного суда г. Воронежа Удоденко Г.В.,
с участием защитника юридического лица привлекаемого к административной ответственности - Лиморенко Е.П.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛОС» на постановление Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЛОС» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛОС» было привлечено к административной ответственности статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере .
Не согласившись с данным постановлением, ООО «ЛОС» 08.12.2021 обратилось в суд с жалобой, в которой, просит постановление от 25.11.2021 отменить, указывая, что штраф назначен более минимального предусмотренного санкцией статьи и не принято во внимание, что юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства (л.д.1-2).
Защитник ООО «ЛОС» Лиморенко Е.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие (л.д.151, 152).
Согласно в пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5, должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 названного Кодекса, соответственно, участие в рассмотрении дела об административном правонарушении вышеуказанных лиц, обязательным не является.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Поступившая от заявителя жалоба на постановление о привлечении его к административной ответственности подана в сроки, установленные ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежит рассмотрению по существу.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства и влечет наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ООО «ЛОС» эксплуатирует очистные сооружения в соответствии с проектом доведения производительности существующих Левобережных очистных сооружений г. Воронежа до 305 тыс. м.куб в сутки сточных вод по новым рекомендациям ВНИИ ВОДГЭО 1991 г, реконструкция. Изменения в проектную документацию не вносились.
Согласно пояснительной записке, входящей в состав проекта, был предусмотрен прием сточных вод на очистку с установлением определенной концентрации концентрациями загрязняющих веществ.
Как следует из материалов дела, в период с 25.08.2021 по 07.09.2021 в отношении ООО «ЛОС» проводилась плановая выездная проверка по соблюдению правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств.
По результатам проведенной проверки был составлен акт, где были выявлены многочисленные нарушения со стороны ООО «ЛОС» в области окружающей среды, при эксплуатации юридическим лицом водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств (л.д.26-68).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что ООО «ЛОС» осуществляется эксплуатация блока механической очистки осадка в отсутствие заключения органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор).
Не были разработаны и не были реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель при выводе из эксплуатации (технологического цикла) следующих объектов капитального строительства: здания флотаторной, здания хлотаторной, метатенков, блока доочистки сточных вод, оборудования механической очистки 1,2,3 технологических линий.
Эксплуатация объекта НВОС «Левобережные очистные сооружения» осуществляется в отсутствии нормативов допустимых сбросов. Эксплуатация объекта НВОС «Левобережные очистные сооружения» осуществляется в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Места отбора проб не соответствуют требованиям ГОСТ № (в здании внутридомовой службы (ВДС) – 2 где установлен газовый котел, источник выброса загрязняющих веществ организованный (ИЗАВ 0019), места отбора проб не соответствует ГОСТ. - источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, расположенные в здании административно-бытового корпуса (АБК) - два газовых котла К-1, К-2. - в здании теплопункта – военная часть ИЗАВ 0016 не оборудован специальным местом для отбора проб отходящих газов).
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Левобережных очистных сооружениях (код объекта НВОС: №П) за 2020 год, утвержденный генеральным директором ООО «ЛОС» ФИО3, не соответствует форме, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№)
Согласно пункту 17 Порядка проведения инвентаризации № 352 для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
В нарушение «Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», утверждённого Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «ЛОС» при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух использовало методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ИЗАВ 0011 вытяжной шкаф ВС-5 - использовалась расчетная методика «Удельные показатели образования вредных веществ, выделяющихся в атмосферу от основных видов технологического оборудования для предприятий радиоэлектронного комплекса». СПб, 2006 г.; ИЗАВ 0012 вытяжной шкаф ВС-6 использовалась расчетная методика (методикой) «Удельные показатели образования вредных веществ, выделяющихся в атмосферу от основных видов технологического оборудования для предприятий радиоэлектронного комплекса». СПб, 2006 г.).
Кроме того, в отчете ООО «ЛОС» об инвентаризации ИЗА не были учтены следующие источники НВОС: автотранспортный цех – двигатели дорожной техники парковка и хранение - 6040, автотранспортный цех – двигатели ТО и ТР - 6035, автотранспортный цех – Двигатели дорожной техники, автотранспортный цех – двигатели – проезд – ИЗА 6037, автотранспортный цех – ИЗА 6036.
Расчет выбросов от оборудования очистки сточных вод осуществлен с нарушением установленных требований: измерения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, выполнены испытательной лабораторией ООО «ЭСГ «Охрана труда» (аттестат аккредитации № № от ДД.ММ.ГГГГ, действителен до ДД.ММ.ГГГГ), в том числе загрязняющего вещества «этилмеркаптан этантиол)». Данное вещество не включено в область аккредитации ООО «ЭСГ «Охрана труда».
Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) в связи с непроведением корректировки инвентаризации источников выбросов в виду вступления в силу Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
Программа производственного экологического контроля по объекту НВОС (код объекта: №П) «Левобережные очистные сооружения», утвержденная ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «ЛОС», не скорректирована с учетом проведенной ДД.ММ.ГГГГ инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не соответствует требованиям к ее содержанию, а также содержит недостоверные сведения и не соответствует фактическому состоянию:
- в состав инвентаризации источников выбросов включены источники от механической очистки 1 технологической линии, при этом фактически данные источники выбросов находятся в неисправном состоянии и не эксплуатируются (письмо ООО «ЛОС» от ДД.ММ.ГГГГ№);- не указан источник выброса – блок механической очистки сточных вод, который эксплуатируется с ноября 2018 года (письмо ООО «ЛОС» от ДД.ММ.ГГГГ№);
- в состав инвентаризации источников выбросов включены источники от станции обработки осадка. При этом фактически данный источник выбросов отсутствует, станция находится в нерабочем состоянии, метатенки не эксплуатируются;
- в состав инвентаризации источников выбросов включены источники сооружения блока доочистки, при этом согласно письму ООО «ЛОС» от ДД.ММ.ГГГГ№ сооружения блока доочистки выключены из эксплуатации в соответствии с распоряжением ООО «ЛОС». Фактически при осмотре установлено, что сооружение доочистки находится в неисправном состоянии;
- в программе производственного экологического контроля Здание бывшей хлотаторной выведено из эксплуатации в соответствии с распоряжением директора ООО «ЛОС»;
- раздел 3 программы ПЭК по объекту НВОС «Левобережные очистные сооружения», утвержденной генеральным директором ООО «ЛОС» от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит сведений о результатах проведенной инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
В нарушение положений п. п. 9, 9.1 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», программа производственного экологического контроля по объекту НВОС (код объекта: №П) «Левобережные очистные сооружения», утвержденная ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «ЛОС», не содержит план-график проведения наблюдений за состоянием атмосферного воздуха.
План график контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выбросов с периодичностью контроля один раз в год включены источники №№, 6012, 6013, 6014, 6061-6064, 6023, 6024, 6029,6030, 6032, 6033, 6034. При этом в план график контроля стационарных источников выбросов не включено осуществление производственного экологического контроля на иловых площадках (ИЗА 6033, 6034), насосной станции КНС 3 (ИЗА 6053). Не указаны сведения о месте, методах отбора проб, используемых методиках и методиках измерений, методах контроля (расчетных и инструментальных) загрязняющих веществ на источниках выбросов.
В нарушение положений пункта 8 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», ООО «ЛОС» в программе производственного экологического контроля указаны, сведения о лаборатории, осуществляющей ПЭК, срок действия аккредитации которой истек (аттестат аккредитации № № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, раздел 6 «Сведения о собственных и (или привлекаемых) испытательных лабораторий, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации».
Выявленные нарушения не соответствуют требованиям положений:
-ст.ст. 21, 22, ч.ч. 1, 2 ст. 34, ст.39, пункта 12 ст. 65, п. 2,3,6, 8 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
-ст. 35, 56 Водного кодекса Российской Федерации;
-п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
-ч.1, ч.2 ст. 22, ч. 3. ст. 23, ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охране атмосферного воздуха»;
- ГОСТ 17.2.4.06-90;
- ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Приказа Минприроды России от 14.06.2018 №261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (таблица 3.3);
- п.3. 5, 10 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»;
- Приказа № 341 Минприроды России от 31.07.2018 г. № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»;
- пп. 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
- пп. 1, 2, 3, 8, 11, 12 Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 №891;
- п.15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 г. № 422.
Административный орган, верно применив к рассматриваемым правоотношениям вышеуказанные положения Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пришел к обоснованному выводу о том, что допущенные нарушения, образуют в действиях юридического лица объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО «ЛОС» правильно квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «ЛОС», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья считает, что Центрально-Черноземного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, при вынесении оспариваемого постановления, не было допущено нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и был обоснованно сделан вывод о виновности ООО «ЛОС» в совершении административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения ООО «ЛОС» к административной ответственности при разрешении жалобы не установлено.
Вместе с тем, при назначении административного наказания в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Как следует из оспариваемого постановления, в качестве отягчающего ответственность юридического лица обстоятельства было признано привлечение его ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по постановлению от 12.11.2020.
Исходя из положений части 1 статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, даты выявления рассматриваемого административного правонарушения (30.09.2021), оснований не согласиться с указанным выводом должностного лица у судьи оснований не имеется.
Вместе с тем, суд полагает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб. в любом случае не отвечает требованию обоснованности применения мер административного принуждения, в связи с чем считает возможным снизить размер назначенного штрафа до 30 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛОС» удовлетворить частично.
Постановление Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЛОС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначенное административное наказание обществу с ограниченной ответственностью «ЛОС» в виде административного штрафа в размере . снизить до (тридцать тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Г.В. Удоденко