ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2022 от 24.05.2022 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-57/2022

УИД 24RS0056-01-2022-000613-26

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2022 года. п. Балахта

Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Дергаленко А.В.,

Рассмотрев жалобу представителя должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО7ФИО8 Е.И. (действующей на основании доверенности 24 АА 3839924 от 25.11.2021 г.) на постановление № 39-02/ЭП от 15.02.2022 г. главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО9 Т.С. о привлечении к административной ответственности должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО10 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО11 Т.С. за № 39-02/ЭП от 15.02.2022 г. должностное лицо - генеральный директор закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО12 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Согласно указанного постановления прокуратурой Балахтинского района 12.10.2021 при участии специалиста Министерства проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе об отходах производства и потребления при эксплуатации модульного комплекса по переработке молока, производству, хранению и реализации молочной продукции (далее - молокозавод), расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, пер. Чулымский, строение 17.

Собственник молокозавода - ЗАО «Сибирь» ОГРН 1022400525047. ШНН 2403005911 адрес. ( местонахождение): 662360, Красноярский край, с. Огур, ул. Дружбы, 9.

ЗАО «Сибирь» действует на основании устава, утвержденного протокол №2 внеочередного общего собрания от 05.06.20 12 (далее - Устав).

Согласно статье 2.1 Устава, общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной своей цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

В соответствии со статьей статье 2.4 Устава, основным предметом деятельности общества является производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукция.

При обследовании молокозавода ЗАО «Сибирь» по мёсту осуществления деятельности: пгг. Балахта, пер. Чулымский, строение 17, 12.10.2021, прокуратурой Балахтинского района установлено следующее.

На территории молокозавода имеется канализационный колодец-накопитель (септик), в нем установлен шланг для подсоединения к ассенизационной машины для откачки содержимого септика. На момент осмотра септик заполнен частично, журчит вода, имеется характерный запах. Специалистами КГБУ «ЦРМПиООС» (Аттестат аккредитации № RA.RU.518643) отобрано содержимое септика для определения класса опасности.

Проведенным лабораторными исследованиями КГБУ «ЦРМПиООС» (протокол результатов измерений (исследований) отходов от 18.10.2021 53-О и справка к нему) установлено, что жидкие отходы в септике ЗАО «Сибирь» оказывают острое токсическое действие на тест-объекты и относятся к отходам IV классу опасности.

Жидкие отходы в септике ЗАО «Сибирь», согласно Федеральному кадастру отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «"06 утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО), могут быть отнесены как - Отходы производства молочной продукции, код - 3 01 150 00 00 0.

АО «Сибирь» прёдоставило в прокуратуру копии договоров:

- договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 б/н, предметом договора является оказание услуги по откачке септика с ИП ФИО13 (ИНН ), срок с 01.01.2020 по 31.12.2020;

- договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 №4, в котором ИП ФИО14 (ИНН ) обязуется оказывать ЗАО «Сибирь» строительные услуги по откачке септика, срок с 01.01.2021 по 31.12.2022.

При этом в предоставленных договорах отсутствуют сведения, по какому адресу откачивается септик. С какой периодичностью, куда вывозится откачанное содержимое септика (жидкие отходы), имеется ли у ИП ФИО15 лицензия на право транспортирования отходов, какие строительные услуги имеются в виду, кому передаются откачанные отходы, для каких целей (очистка, утилизация, захоронение и пр.). Поскольку в вышеуказанных договорах отсутствуют сведения о передаче права собственности ЗАО «Сибирь» на образованные в результате деятельности отходы, то всю ответственность за ненадлежащее обращение с жидкими отходами несет ЗАО «Сибирь».

В материалах дела имеются акты выполненных работ по данным договорам от 01.01.2020, 31.07.2020, 31.08.2020, 30.10.2020. 30.11.2020, 31.12.2020, 31.01.2021, 28.02.2021, 31.03.2021, 30.04.2021, 23.08.2021, 22.08.2021, 20.08.2021, 19.08.2021, 18.08.2021, 16.08.202115.08.2021, 13.08.2021, 12.08.2021, 11.08.202110.08.2021, 09.08.2021, 15.09.2021, 16.09.2021, 17.09.2021, 18.09.2021, 13.09.2021, 14.09.2021, на услугу «откачка септика Молокозавод».

Проверкой установлено, что ЗАО «Сибирь» не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при накоплении, транспортировании, утилизации или обезвреживании жидких отходов из септика.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса».

Согласно статьям 14.1, 14.5 Устава, руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, избираемым годовым общим собранием акционеров сроком на пять лет.

Согласно выписке из протокола общего собрания акционеров ЗАО «Сибирь» от 03.10.2020 № 78 и приказа от 03.10.2020 № 122, генеральным директором является ФИО16 С.Н.

В соответствии со статьей 14.4 Устава к компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.

Требования, предъявляемые к деятельности в области обращения с отходами, предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ в настоящем Федеральном законе используются, в том числе следующие понятия:

- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с разделом 3 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановление Госстандарт России от 28.12.2001 № 607-ст), в настоящем ГОСТе используются, в том числе следующие понятия:

«Отходы»: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

При этом, под определенной деятельностью понимаются производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

«Отходы производства»: Остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Согласно части 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные Предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Частью 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых Должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО17 С.Н. – ФИО18 Е.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование своих требований указала доводы, аналогичные доводам, представленным при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа, которые сведены к тому, что с вменяемым ФИО19 С.Н. правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 8.2. КоАП РФ не согласна, считает что в его действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения по следующим основаниям: «01.01.2020 г. между ЗАО «Сибирь» и ИП ФИО20 С.М., заключен договор возмездного оказания услуг по откачке септика, сроком действия с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. и договор оказания услуг от 01.01.2021 г. по откачке септика, сроком действия с 01.01.2021 г. по 31.12.2022 г.

При заключении договора, все существенные условия, характерные для договора возмездного оказания услуг сторонами были соблюдены, а именно, сторонами была достигнута договоренность по виду оказываемых услуг и о стоимости данных услуг.

Сторонами, как и контролирующим органом, заключенный договор должен трактоваться буквально, в соответствии с положениями ст. 431 ГК РФ, в которой указано, что при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

То есть, исходя из наименования договора, его условий и стоимости за 1 рейс, и буквального толкования договора, ИП ФИО21 С.М. после оказания услуги по откачке септика, становится собственником указанных жидких отходов, которыми он может распоряжаться в дальнейшем по своему усмотрению. ЗАО «Сибирь» оплачивает его услуги в размере, предусмотренным в договоре, и явно следует из данной стоимости что в нее уже включены услуги по транспортировке, утилизации или обезвреживания жидких отходов из септика. Иного трактования указанного договора быть не может.

На основании актов оказанных услуг, выданных ИП ФИО22 С.М., можно достоверно установить место оказания услуг по заключенному договору, то есть то, что вывоз септика был осуществлен с территории молокозавода ЗАО «Сибирь».

При этом из актов оказанных услуг, можно установить и объем, и периодичность вывоза жидких отходов, так как указанные акты выставляются на весь объем оказанных услуг по откачке септика, который был выполнен в течение расчетного периода.

Таким образом, из заключенных договоров на оказание услуг и актов оказанных услуг, можно достоверно установить вид оказываемых услуг, стоимость данных услуг, а также периодичность и место оказания услуг.

После того, как ИП ФИО23 С.М. были оказаны данные услуги, к нему перешло право собственности на указанные отходы, в силу законодательства об отходах производства и положений ГК РФ.

Также указывает на чрезмерную строгость наказания, назначенного ФИО24 С.Н.

Генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО25 С.Н. и его представитель ФИО26 С.Н., при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа, доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объеме.

Заместитель прокурора Балахтинского района Красноярского края Штей Т.А., доводы жалобы не поддержал, просил постановление № 39-02/ЭП от 15.02.2022 г. главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Пузыревой Т.С. о привлечении к административной ответственности должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО27 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения.

Представитель отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на рассмотрение жалобы не явился.

Проверив и исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно частей 1-3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Балахтинского района 12.10.2021 при участии специалиста Министерства проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе об отходах производства и потребления при эксплуатации модульного комплекса по переработке молока, производству, хранению и реализации молочной продукции (далее - молокозавод), расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, пер. Чулымский, строение 17.

Собственник молокозавода - ЗАО «Сибирь» ОГРН 1022400525047. ШНН 2403005911 адрес. ( местонахождение): 662360, Красноярский край, с. Огур, ул. Дружбы, 9.

ЗАО «Сибирь» действует на основании устава, утвержденного протокол №2 внеочередного общего собрания от 05.06.20 12 (далее - Устав).

Согласно статье 2.1 Устава, общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной своей цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

В соответствии со статьей статье 2.4 Устава, основным предметом деятельности общества является производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукция.

При обследовании молокозавода ЗАО «Сибирь» по мёсту осуществления деятельности: пгг. Балахта, пер. Чулымский, строение 17, 12.10.2021, прокуратурой Балахтинского района установлено следующее.

На территории молокозавода имеется канализационный колодец-накопитель (септик), в нем установлен шланг для подсоединения к ассенизационной машины для откачки содержимого септика. На момент осмотра септик заполнен частично, журчит вода, имеется характерный запах. Специалистами КГБУ «ЦРМПиООС» (Аттестат аккредитации № RA.RU.518643) отобрано содержимое септика для определения класса опасности.

Проведенным лабораторными исследованиями КГБУ «ЦРМПиООС» (протокол результатов измерений (исследований) отходов от 18.10.2021 53-О и справка к нему) установлено, что жидкие отходы в септике ЗАО «Сибирь» оказывают острое токсическое действие на тест-объекты и относятся к отходам IV классу опасности.

Жидкие отходы в септике ЗАО «Сибирь», согласно Федеральному кадастру отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «"06 утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО), могут быть отнесены как - Отходы производства молочной продукции, код - 3 01 150 00 00 0.

АО «Сибирь» прёдоставило в прокуратуру копии договоров:

- договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 б/н, предметом договора является оказание услуги по откачке септика с ИП ФИО28 (ИНН ), срок с 01.01.2020 по 31.12.2020;

- договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 №4, в котором ИП ФИО29 (ИНН ) обязуется оказывать ЗАО «Сибирь» строительные услуги по откачке септика, срок с 01.01.2021 по 31.12.2022.

При этом в предоставленных договорах отсутствуют сведения, по какому адресу откачивается септик. С какой периодичностью, куда вывозится откачанное содержимое септика (жидкие отходы), имеется ли у ИП Мамай Сергей Михайлович лицензия на право транспортирования отходов, какие строительные услуги имеются в виду, кому передаются откачанные отходы, для каких целей (очистка, утилизация, захоронение и пр.). Поскольку в вышеуказанных договорах отсутствуют сведения о передаче права собственности ЗАО «Сибирь» на образованные в результате деятельности отходы, то всю ответственность за ненадлежащее обращение с жидкими отходами несет ЗАО «Сибирь».

В материалах дела имеются акты выполненных работ по данным договорам от 01.01.2020, 31.07.2020, 31.08.2020, 30.10.2020. 30.11.2020, 31.12.2020, 31.01.2021, 28.02.2021, 31.03.2021, 30.04.2021, 23.08.2021, 22.08.2021, 20.08.2021, 19.08.2021, 18.08.2021, 16.08.202115.08.2021, 13.08.2021, 12.08.2021, 11.08.202110.08.2021, 09.08.2021, 15.09.2021, 16.09.2021, 17.09.2021, 18.09.2021, 13.09.2021, 14.09.2021, на услугу «откачка септика Молокозавод».

Проверкой установлено, что ЗАО «Сибирь» не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при накоплении, транспортировании, утилизации или обезвреживании жидких отходов из септика.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса».

Согласно статьям 14.1, 14.5 Устава, руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, избираемым годовым общим собранием акционеров сроком на пять лет.

Согласно выписке из протокола общего собрания акционеров ЗАО «Сибирь» от 03.10.2020 № 78 и приказа от 03.10.2020 № 122, генеральным директором является ФИО30 С.Н.

В соответствии со статьей 14.4 Устава к компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.

Требования, предъявляемые к деятельности в области обращения с отходами, предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующи1х принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ в настоящем Федеральном законе используются, в том числе следующие понятия:

- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с разделом 3 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановление Госстандарт России от 28.12.2001 № 607-ст), в настоящем ГОСТе используются, в том числе следующие понятия:

«Отходы»: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

При этом, под определенной деятельностью понимаются производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

«Отходы производства»: Остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Согласно части 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные Предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Частью 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых Должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Постановлением главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО31 Т.С. за № 39-02/ЭП от 15.02.2022 г. должностное лицо - генеральный директор закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО32 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом административного органа доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО33 С.Н. и его представителя ФИО34 Е.И. об отсутствии в действиях ФИО35 С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, аналогичные доводам поданной жалобы на постановления по делу об административном правонарушении, подробно исследованы и им дана надлежащая юридическая оценка.

Так, административный орган пришел к выводу, что доводы генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО36 С.Н. и его представителя ФИО37 Е.И. не подтверждены нормами права.

Согласно статье 4 Закона № 89-ФЗ, право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В договорах возмездного оказания услуг от 01.01.2020 б/н и от 01.01.2020 № 4, в котором ИП ФИО38 (ИНН ) обязуется оказывать ЗАО «Сибирь» строительные услуги по откачке септика, срок с 01.01.2021 по 31.12.2022, отсутствует информация о переходе права собственности на откачанные из септика жидкие отходы.

В соответствии с нормами статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации буквальное толкование договора возмездного оказания услуг, между ИП ФИО39 С.М. и ЗАО «Сибирь» не предусматривает переход права собственности на откаченные из септика жидкие отходы. Услуга по вывозу жидких отходов предполагает их транспортировку от септика до места слива. Следовательно, вовлечение в схему откачки жидких отходов, вывозимых ИП ФИО40 С.М., оказывающим такие услуги, не прекращает право собственности ЗАО «Сибирь» на образованные жидкие отходы.

Кроме того, в вышеуказанных договорах не указано, куда и кем вывозится откачанное содержимое септика (жидкие отходы), имеется ли у ИП ФИО41 лицензия на право транспортирования отходов, какие строительные услуги имеются ввиду, кому передаются откачанные из септика отходы, для каких целей (очистка, утилизация, захоронение

и пр.)

Также, при рассмотрении дела, административным органом, принято во внимание объяснение ИП ФИО42 от 27.01.2022 г., которым передача права собственности на жидкие отходы от ЗАО «Сибирь» к нему не подтверждена.

Судья не находит оснований не согласиться с указанными выводами административного органа и полагает доводы представителя должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО43 С.Н. – ФИО44 Е.И. в данной части подлежащими отклонению, как основанными на неверном толковании норм материального права и направленными на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств правонарушения.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении судья также не усматривает.

Таким образом, при рассмотрении жалобы установлено, что оценив имеющиеся в деле доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, должностное лицо административного органа пришло к законному выводу о доказанности совершения должностным лицом - генеральным директором закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО45 С.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иных обстоятельств дела, правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения, жалоба не содержит. Доводы представителя должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО46 С.Н. – ФИО47 Е.И. направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не опровергают наличия в действиях Юртаева С.Н., как должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Рассмотрение дела об административном правонарушении произведено с соблюдением всех принципов и процедур Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и принципа презумпции невиновности, предусмотренного ст. 1.5 КоАП РФ. Какого-либо ограничения или нарушения прав ФИО48 С.Н. допущено не было.

Порядок и сроки давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено ФИО49 С.Н. в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы представителя должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО50 С.Н. – ФИО51 Е.И., не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО52 Т.С. за № 39-02/ЭП от 15.02.2022 г. о привлечении должностного лица - генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО53 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Сибирь» ФИО54 С.Н. – ФИО55 Е.И. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд через Балахтинский районный суд.

Судья: