ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-57/2022 от 25.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №12-57/2022

64RS0046-01-2022-002825-98

РЕШЕНИЕ

Судья Ленинского районного суда г.Саратова Милованов А.С., при ведении протокола помощником судьи Хагажеевым М.А., в открытом судебном заседании рассмотрел дело об административном правонарушении по жалобе общества с ограниченной ответственностью «МК» на постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 01 сентября 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 01 сентября 2021 года общество с ограниченной ответственностью «МК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей.

На данное постановление ООО «МК» подана жалоба, согласно которой просят постановление отменить, полагая его незаконным, поскольку в 2020 году деятельность по производству продукции организацией не осуществлялась, обязанность по предоставлению «нулевой» отчетности у общества отсутствовала, при этом сама возможность осуществления соответствующей деятельности у организации отсутствовала, так как статус производителя / переработчика молочной продукции был подтвержден лишь 01 февраля 2021 года.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства ходатайств не представили, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц..

Проверив доводы жалобы, материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ООО «МК» привлечено к административной ответственности постановлением государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 01 сентября 2021 года.

Постановление ООО «МК» вручено 09 марта 2022 года.

Жалоба на постановление подана в суд 18 марта 2022 года.

Таким образом, установленный законодательством срок обжалования не вступившего в законную силу постановления должностного лица не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст.8.5.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В представленном суду деле об административном правонарушении №1-489/2021, возбужденном 17 августа 2021 года в отношении юридического лица ООО «МК» содержатся следующие документы: уведомления организации о времени и мест составления протокола об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, отчеты об отслеживании почтовых отправлений, а также обжалуемое постановление.

Из протокола об административном правонарушении следует, что нарушение со стороны ООО «МК» выявлено на основании информации по отчетности РОП с портала ПТК «Госконтроль» и анализа платежных поручений ООО «МК».

Как следует из дополнительных пояснений, представленных государственным инспектором РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 платежные поручения от ООО «МК» в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям не поступали и не исследовались, информация получена с портала ПТК «Госконтроль».

На основании указанных документов государственным инспектором принято решение о наличии в действиях (бездействии) ООО «МК» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.5.1 КоАп РФ.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N 1073 (далее - Правила взимания экологического сбора), контроль за правильностью исчисления и взимания экологического сбора, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ является непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

Срок предоставления указанных сведений в соответствии с п. 10 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1417 от 24.12.2015 г. установлен до 01 апреля года, следующего за отчетным.

Целью названной статьи является обеспечение социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитании.

Объектом посягательства данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.2 Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от дата N 89-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на адрес (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Таким образом, Федеральным законом N 89-ФЗ определен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации.

Судом установлено, что ООО «МК» создано в сентябре 2020 года, является микропредприятием, сведения о юридическом лице внесены в реестр 10 октября 2020 года. Основной вид деятельности организации – производство молока (кроме сырого) и молочной продукции. В качестве дополнительных видов деятельности указаны: производство детского питания и диетических пищевых продуктов; производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки; торговля оптовая яйцами; торговля оптовая неспециализированная; деятельность автомобильного грузового транспорта; предоставление услуг по перевозкам; деятельность рекламных агентств; деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.

Согласно п.3 ст.24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизацию отходов обеспечивают производители и импортеры товаров. Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с третьими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров.

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор (пункт 7 ст.24.2 Федерального закона №89-ФЗ).

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункт 10 ст.24.2 Федерального закона №89-ФЗ).

Согласно пункту 16 той же статьи порядок, формы и сроки предоставления производителями, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливаются Правительством РФ.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2015 года №1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» указано, что декларация предоставляется производителями и импортерами товаров.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров также подлежит предоставлению только производителями и импортерами (Постановление Правительства РФ от 03 декабря 2020 года №2010 «Об утверждении Правил предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»).

Каких-либо доказательств о том, что ООО «МК» в 2020 году закупало сырье для производства либо упаковочный материал, и т.д., свидетельствующих о фактическом осуществлении обществом деятельности по производству товаров, материалы дела не содержат.

Центральным аппаратом Россельхознадзора с целью контроля и учета деятельности местных производителей и участников ВЭД в области ветеринарного контроля в 2016 году создана и используется информационная система «Цербер». В связи с вступлением в силу регламентов Таможенного Союза, которые определяют требования к продукции животного происхождения, все организации – производителя и переработчики подконтрольных системе «Цербер» товаров, обязаны предоставлять свои данные в реестр АИС «Цербер». К предприятиям, подлежащим контролю со стороны системы «Цербер» относятся, в том числе, предприятия – переработчики молока, яиц, рыбы, сыра и т.д.

В рамках АИС «Цербер» создана единая Федеральная государственная информационная система «Меркурий», использование которой в обязательном порядке осуществляется с 2018 года. К пользователям системы относятся производители и дистрибьютеры товаров, которые поднадзорны Госветконтролю, к которым, в том числе, относятся производители молока, молочных продуктов, птицефабрики, а также торговые сети и розничные магазины.

ООО «МК» представлены сведения о том, что на регистрацию в системе «Меркурий» заявка была подана в ноябре 2020 года и статус производителя/ переработчика молочной продукции в отношении ООО «МК» подтвержден с 01 февраля 2021 года.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах, в отсутствие доказательств иного, суд принимает во внимание вышеуказанные обстоятельства, в связи с чем приходит к выводу о том, что доказательств осуществления ООО «МК» в 2020 году деятельности, которая предполагает предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров не имеется, в связи с чем в действиях ООО «МК» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. ст.8.5.1 КоАП РФ, а постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 01 сентября 2021 года вынесено в отсутствие соответствующих оснований.

Сам по себе факт регистрации организации в качестве производителя молочной продукции в ЕГРЮЛ не является основанием привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст.8.5.1 КоАП РФ.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Отменить постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 01 сентября 2021 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МК» к административной ответственности по ч. 1 ст.8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «МК» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня вручения или получения копии решения.

Судья: