ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-580/23 от 05.05.2023 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 12-580/23

УИД 25RS0002-01-2023-001825-19

РЕШЕНИЕ

5 мая 2023 года г. Владивосток

Судья Фрунзенского районного суда города Владивостока А.Л. Шамлова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление № по делу об административном правонарушении от дата начальника отдела контроля международных автомобильных перевозов Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу ФИО3, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Телс Карго»,

установил:

постановлением начальника отдела контроля международных автомобильных перевозов Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 от дата ООО «Телс Карго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ООО «Телс Карго» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление изменить и назначить административное наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании представитель ООО «Телс Карго» не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель МТУ Ространснадзора по ДФО ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, указав, что перевозка опасного груза прямо сопряжено с возникновением угрозы причинения жизни и здоровья людей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Согласно подпункту 1.2 раздела 1 Правил дорожного движения опасный груз" - это вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и настоящими Правилами перевозки грузов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 76 Россия 28.04.1994 официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), правила, предусмотренные ДОПОГ должны соблюдаться на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1.3.1 ДОПОГ лица, нанятые участниками перевозки, обязанности которых связаны с перевозкой опасных грузов, должны быть подготовлены в области требований регулирующих перевозку таких грузов, соразмерно их обязанностям и функциям. Прежде чем приступать к выполнению своих обязанностей, работники должны быть подготовлены в соответствии с разделом 1.3.2 и, если требуемая подготовка еще не была пройдена, должны выполнять свои функции только под непосредственным контролем лица, прошедшего подготовку.

Пунктом 1.3.2.2 ДОПОГ предусмотрено, что работники должны пройти подготовку в области требований правил, касающихся перевозки опасных грузов, соразмерно выполняемым ими функциям и обязанностям. В случаях, когда транспортировка опасных грузов связана со смешанной перевозкой, работники должны знать требования, касающиеся других видов транспорта.

Согласно пункту 8.2.1.1 ДОПОГ водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.

Согласно пункту 8.1.2.2 ДОПОГ на транспортной единице должны находиться документы, в том числе, свидетельство о допущении к перевозке, предусмотренное в разделе 9.1.3, на каждую транспортную единицу или ее элемент.

Порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) к транспортным средствам категории М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов установлен Правилами оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2216 (далее – Правила оснащения АСН).

В соответствии с требованиями пункта 2 Правил оснащения АСН, оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.

Виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.10.2020 № 413 (далее – Приказ № 413).

Согласно пункту 1 раздела II Приказа № 413, автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов категории EX/II или EX/III, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Как следует из материалов дела и установлено судом, дата в 16 часов 25 минут на транспортном средстве (категории N3), марки «MAN TGX 18.480 BLS» г/р/з , полуприцеп марки «KRONE SD» г/р/з под управлением ФИО4 (путевой лист МН сроком действия с дата по дата) по маршруту г. Хуньчунь (КНР) – МАПП «Краскино» г. Уссурийск (РФ), осуществлялась международная автомобильная перевозка груза повышенной опасности (Трифторид бора код UN1008, класс 2, C/D) с нарушением требований по оснащению транспортного средства категории N, используемого для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС в целях обеспечения повышения эффективности управления движения транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов, что было выявлено сотрудниками КМАП МТУ Ространснадзора по ДФО по адресу: <адрес> при проведении транспортного контроля на СКП – 3 (Владивосток) (акт от дата).

Также, дата в 16 часов 25 минут на транспортном средстве (категории N3), марки «MAN TGX 18.480 BLS» г/р/з , полуприцеп марки «KRONE SD» г/р/з под управлением ФИО4 (путевой лист МН сроком действия с дата по дата) по маршруту г. Хуньчунь (КНР) – МАПП «Краскино» г. Уссурийск (РФ), осуществлялась международная автомобильная перевозка груза повышенной опасности (Трифторид бора код UN1008, класс 2, C/D) а именно: перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, что было выявлено сотрудниками КМАП МТУ Ространснадзора по ДФО по адресу: <адрес> при проведении транспортного контроля на СКП – 3 (Владивосток) (акт от дата).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении от дата, протоколом по делу об административном правонарушении от дата, постановлением по делу об административном правонарушении от дата, актом постоянного рейда от дата, протоколом инструментального обследования на соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от дата от дата, транзитной декларации от дата.

Таким образом, действия ООО «Телс Карго» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что события административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Телс Карго» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «Телс Карго» в пределах санкции части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является обоснованным, объединив дела в одно производство.

В рассматриваемом случае оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, согласно которой некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Вместе с тем в рассматриваемом случае судом не установлено наличие условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, поскольку перевозка опасных грузов с нарушением установленного законодательством Российской Федерации правил перевозки таких грузов, само по себе создаёт возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, суд

решил:

постановление начальника отдела контроля международных автомобильных перевозов Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Телс Карго» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Телс Карго» ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня его получения.

Судья А.Л. Шамлова

<...>

<...>