Мировой судья – Мордвинова Ю.Ю.
Дело № 12-581/2021
РЕШЕНИЕ
город Пермь 07 октября 2021 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Попова Е.Л.,
при секретаре Кузаевой Э.М.,
с участием защитника Василенко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Южанинова Игоря Валентиновича на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района города Перми от 23 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» - «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Пермь» Южанинова Игоря Валентиновича,
установила:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 23.06.2021г. директор филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» - «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Пермь» Южанинов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвернут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Как установлено протоколом об административном правонарушении от 18 мая 2021 года, составленным инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в ходе плановой проверки, проведенной 30.04.2021 в 10-00 часов, выявлен факт невыполнения филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» - «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Пермь» в лице его директора Южанинова И.В. невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, а именно: руководителем не утверждена программа курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации для личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; руководителем не утверждена программа курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации для работников (нарушены п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пп. «г» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841; п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687).
Не согласившись с постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, Южанинов И.В. обратился в Мотовилихинский районный суд города Перми с жалобой, ссылаясь на то, что он не является руководителем организации (юридического лица) и действующими нормативными актами или посредством распределения полномочий на уровне юридического лица ему не вменены обязанности по утверждению программ курсового обучения ВГТРК. В ходе проверки инспектору административного органа были предоставлены утвержденные в головной организации ВГТРК программы курсового обучения: программа курсового обучения работников ВГТРК в области гражданской обороны и программа личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне ВГТРК от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные заместителем Генерального директора ВГТРК ФИО6 Организация имела и имеет утвержденные программы курсового обучения. Считает, что субъектом данного правонарушения является юридическое лицо ВГТРК, которое ранее привлечено к административной ответственности по данному основанию.
В судебном заседании защитник Василенко К.В. на доводах жалобы настаивал в полном объёме, просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, за отсутствием в действиях Южанинова И.В. состава административного правонарушения.
Южанинов И.В. будучи извещенным о рассмотрении жалобы в судебное заседание не явился.
Должностное лицо в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения жалобы, ранее представлял письменный отзыв, в соответствии с которым просил оставить постановление мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.п. «г» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
Согласно п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются: развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны; создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.
Согласно п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
По подготовке населения в области гражданской обороны:
разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» /далее ФГУП «ВГТРК»/ по месту нахождения филиала ФГУП «ВГТРК» - «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «ПЕРМЬ» /далее «ГТРК «Пермь» - <адрес>, сотрудниками отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной профилактической работы по г. Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка с целью проверки выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В результате проверки установлено, что руководителем филиала ФГУП «ВГТРК «ГТРК» «Пермь» допущен ряд нарушений требований в области гражданской обороны.
По результатам проведенной проверки должностным лицом 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12).
ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки, инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю в отношении директора филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» - «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Пермь» Южанинова И.В., как должностного лица, ответственного в области гражданской обороны, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-7).
Однако, с данными выводами согласиться нельзя, исходя из следующего.
Согласно п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Основанием для привлечения Южанинова И.В. к административной ответственности по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ послужило не утверждение руководителем программы курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации для личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; и программы курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации для работников, чем нарушены п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пп. «г» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Анализируя изложенные пункты нормативных актов, нарушение которых вменяется Южанинову И.В., прихожу к выводу о том, что они содержат указание на необходимость утверждения организацией указанных программ курсового обучения.
Представленное Положение о филиале, утвержденное приказом генерального директора ВГТРК ФИО7 от 15.12.2004г. № содержит указание на то, что филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени ВГТРК (п.2.1).
Данное указание корреспондирует положения п.п.2,3 ст.55 ГК РФ о том, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Изучив текст доверенности оформленной на имя Южанинова 16.03.2020г. за № (л.д.29-31) и Положение о филиале, утвержденное приказом генерального директора ВГТРК ФИО7 от 15.12.2004г. №, прихожу к выводу о том, что Южанинов И.В., являясь руководителем филиала не наделен полномочиями на утверждение программы курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации для личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и программы курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации для работников. Субъектом вменяемого административного правонарушения по мнению суда является руководитель организации, коей филиал «ВГТРК» «ГТРК «Пермь» не является. Что в свою очередь свидетельствует в пользу того, что Южанинова И.В. нельзя признать надлежащим субъектом административного правонарушения.
Ссылка должностного лица на Положение о филиале, а именно на п.п. 3.1, 4.1, 5.6, 5.9 в части обоснованности составления протокола об административном правонарушении именно в отношении Южанинова И.В., основана на неверном толковании, поскольку исходя из прямого толкования дынных пунктов, следует, что директор филиала обеспечивает выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством РФ. Однако, обеспечение выполнения и утверждение программ курсового обучения в области гражданской обороны не являются тождественными понятиями.
Исследовав материалы дела и представленные в обоснование доводов жалобы доказательства, прихожу к выводу о том, что Южанинов И.В. не является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
В этой связи вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в отношении Южанинова И.В. нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Постановление мирового судьи судебного участка № Мотовилихинского судебного района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» - «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Пермь» Южанинова Игоря Валентиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступило в законную силу, может быть обжаловано в порядке предусмотренном ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Е.Л. Попова