ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-581/2022 от 10.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<...>

Дело № 12-581/2022

УИД 66RS0031-01-2021-001273-51

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 10 августа 2022 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Дорохина О.А.,

с участием защитника Алексеевой М.А., действующей в интересах ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора, земельного надзора и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 03-01-18/395-2021 от 23.12.2021, вынесенное в отношении

должностного лица – исполняющего обязанности начальника отдела охраны окружающей среды акционерного общества «Евраз Качканарский горно-обогатительный комбинат» ФИО1,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора, земельного надзора и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 03-01-18/395-2021 от 23.12.2021 должностному лицу – и.о. начальника отдела охраны окружающей среды акционерного общества «Евраз Качканарский горно-обогатительный комбинат» (далее - АО «Евраз КГОК», Общество) ФИО1 назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000рублей.

В жалобе ФИО1 просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что обжалуемым постановлением ему вменено предоставление неполной и недостоверной информации в области обращения с отходами за 2020 г. в части отработанных масел, однако, отработанные масла в АО "Евраз КГОК" не являются отходом, поскольку критерием отнесения веществ к отходам являются: 1) фактическое или планируемое удаление таких вещества; 2) утрата такими веществами потребительских свойств; 3) неиспользование таких веществ в основной деятельности. Масла, образующиеся в процессе деятельности предприятия, являются продукцией, на них разработаны и утверждены технические условия, они реализуются потребителям. Таким образом, отработанные масла не подлежат учету на предприятии в качестве отхода производства и отражению по форме 2-ТП, в данных учета в области обращения с отходами.

Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы ФИО1 в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании защитник ФИО1 – Алексеева М.А. жалобу поддержала в полном объеме по доводам в ней изложенным, так и изложенным в дополнительных пояснениях к жалобе.

Заслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в период с 26.07.2021 по 17.08.2021 проведена плановая выездная проверка соблюдения АО «Евраз КГОК» требований природоохранного законодательства Российской Федерации, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 19.08.2021.

В ходе проверки установлено, что у хозяйственного субъекта - АО «Евраз КГОК» имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов III-IV классов опасности, в том числе и отработанных масел (отходы трансмиссионных масел, отходы гидравлических масел, отходы моторных масел отходы индустриальных масел). В результате деятельности общества в соответствии с Регламентом утилизации отработанных масел (отходы трансмиссионных масел, отходы гидравлических масел, отходы моторных масел отходы индустриальных масел) от 30.11.2016 и ТУ 38.12.25-001-00186938-2017, введенным в действие 08.05.2017, образуется продукция «Масла отработанные».

По итогам проверки должностное лицо пришло к выводу, что в нарушение требований природоохранного законодательства АО «Евраз КГОК» в федеральном статистическом наблюдении по форме 2-тп (отходы) за 2020 г. и в данных учета в области обращения с отходами за 2020 г. предоставлена неполная и недостоверная информация в части не указания отхода «масла отработанные».

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении и.о. начальника отдела охраны окружающей среды акционерного общества АО «Евраз КГОК» ФИО1 протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, с данными выводами должностного лица оснований согласиться не имеется в связи со следующим.

Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с вышеприведенным определением отходов, имеет значение происхождение отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления) и их удаляемость.

Определение понятия «удаление отходов» в Законе № 89-ФЗ отсутствует.

Для целей применения национального законодательства об отходах применимо определение термина «удаление отходов», приведенное в пункте 6.23 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», веденного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.1.2001 № 607-ст, согласно которому удаление опасных или других отходов: сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения.

В пункте 3 ГОСТ 30772-2001 указано, что настоящий стандарт соответствует Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

На основании вышеприведенных нормативных положений можно сделать вывод, что отходами являются материалы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

При этом, в пункте 3.2 ГОСТ Р 53691-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I- IV класса опасности. Основные требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст, дано понятие побочного продукта: побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Согласно примечанию к пункту 3.2. ГОСТ Р 53691-2009, побочный продукт, формально являясь отходом на одном производстве, служит в то же время готовым к употреблению сырьем для другого производства.

Определение побочного продукта дано также в пункте 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, в котором указано, что побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт не является отходом.

Таким образом, побочные продукты производства не являются отходами, и собственник вправе распоряжаться побочной продукцией по собственному усмотрению, использовать для собственных нужд либо реализовать третьим лицам, как это предусмотрено пунктом 164 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.

Вместе с тем, вопрос об относимости веществ к отходам или побочной продукции предприятия принимают самостоятельно. Хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить, что именно в результате деятельности предприятия (исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия) является отходом, а что вторичным сырьем или продукцией, предназначенной для дальнейшего использования.

Как следует из материалов дела, Обществом с целью оформления решения о переводе масла, образующегося в процессе деятельности АО «Евраз КГОК», разработаны и утверждены Технические условия на продукцию - «Масла отработанные» ТУ 38.12.25-001-00186938-2017 (далее - ТУ на масла), в которых указаны основные требования к данной продукции. Соответствие указанным ТУ на масла ежемесячно подтверждается протоколами испытаний аккредитованной лабораторией.

Также судом установлено, что продукция «масла отработанные» реализуется потребителям на основании договоров купли-продажи, из которых следует, что АО «Евраз КГОК» продает продукцию, а не отходы, что подтверждается представленными заявителем документами первичного бухгалтерского учета (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры).

При этом, 31.12.2019 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям заявителю выдано Комплексное экологическое разрешение №45/8, подтверждающее соблюдение лимитов на размещение отходов производства и потребления (пункт 13 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды») и свидетельствующее об отсутствии у АО «Евраз КГОК» такого вида отхода как отработанное масло.

При вынесении обжалуемого постановления специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора, земельного надзора и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 исходила из того, что у заявителя имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе вышеуказанных масел, однако, упоминание такого вида отхода в лицензии как «отходы минеральных масел» не свидетельствует о том, что в деятельности предприятия обязательно должны образовываться такие отходы. Лицензия предоставляет право (а не обязанность) на обращение с отходами, т.е. предприятие имеет право на обращение с отработанными маслами как с отходом при переводе масла в отходы в случае минования надобности для собственных нужд и отсутствия потребительского спроса на данную продукцию. При этом, наименование спорной продукции в соответствии с Техническими условиями на масла (Масла отработанные по ТУ 38.12.25-001- 00186938-2017) не соответствует наименованию отходов в соответствии с лицензией (отходы минеральных масел, смазочно-охлаждающие масла).

Согласно п. 39 Приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности», вступившим в законную силу 01.03.2022, к группе однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» (далее - отходы масел) относятся виды отходов, включенные в следующие группы видов отходов ФККО: «Отходы минеральных масел, не содержащих галогены»; «Смеси масел минеральных отработанных»; «Отходы синтетических и полусинтетических масел и гидравлических жидкостей», т.е. отходами признаются вещества или предметы, которые не имеют потребительских свойств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что использование обществом «ЕВРАЗ КГОК» отработанных масел, образующихся в процессе деятельности предприятия, в качестве сырья (топлива) как для собственного производственного процесса, так и реализация данных масел третьим лицам по гражданско-правовым договорам свидетельствует о том, что «масла отработанные» имеют потребительские свойства, являются продукцией в понимании пункта 3.2. ГОСТ Р 53691-2009, пункта 3.16 ГОСТ 30772-2001, что исключает необходимость их учета на предприятии в качестве отхода производства и потребления, в том числе отражения в отчете по форме 2-ТП (отходы) и в Данных учета в области обращения с отходами.

Кроме того, решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2022 предписание №609 от 19.08.2022, вынесенное по результатам проверки, в части п. 3.1, 3.2 отменено (п. 3.1 «в отчете федерального статистического наблюдения по форме 2ТП (отходы) за 2020, в нарушение требований природоохранного законодательства, АО «ЕВРАЗ КГОК» представлена неполная и недостоверная информация», п. 3.2 «в нарушение требований природоохранного законодательства, АО «ЕВРАЗ КГОК» в Данных учета в области обращения с отходами 2020 представлена неполная и недостоверная информация») признано незаконным и отменено. Указанным судебным актом установлено, что масла отработанные являются продукцией и не подлежат учету на предприятии в качестве отходов. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2022 оставлено в силе.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Все перечисленные обстоятельства не подтверждают с достоверностью нарушение и.о. начальником отдела охраны окружающей среды АО «Евраз КГОК» ФИО1 требований природоохранного законодательства, выразившееся в предоставлении неполной и недостоверной информации в федеральном статистическом наблюдении по форме 2-тп (отходы) за 2020 г. и в данных учета в области обращения с отходами за 2020 г. в части не указания отхода «масла отработанные», в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статей 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора, земельного надзора и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 03-01-18/395-2021 от 23.12.2021, вынесенное в отношении должностного лица – исполняющего обязанности начальника отдела охраны окружающей среды акционерного общества «Евраз Качканарский горно-обогатительный комбинат» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья О.А. Дорохина

<...>

<...>