ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-582/18 от 06.08.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 12-582/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

06 августа 2018 года город Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Павлова А.В., рассмотрев жалобу защитника (представителя ПАО «МРСК Сибири») Григорьевой В.Б. на постановление начальника отдела государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского Межрегионального Территориального Управления Росстандарта Шастиной Е.Г. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Публичного акционерного общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» по ст.19.19 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отдела государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского Межрегионального Территориального Управления Росстандарта Шастиной Е.Г. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.19 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей

Не согласившись с вышеназванным постановлением, представителем по доверенности Григорьевой В.Б. подана жалоба, в которой просит признать незаконным и отменить постановление, поскольку ни один из элементов системы учета, установленный в доме у Салтановой Н.Г. и указанный в оспариваемом постановлении, в том числе прибор учета СЕ 303 , в системе учета потребленной электроэнергии в том числе при расчете оплаты, не участвует, а потому поверке не подлежит. Таким образом, объективная сторона правонарушения, определенного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ отсутствует.

В ходе рассмотрения жалобы, ее заявитель защитник - представитель ПАО «МРСК Сибири» по доверенности Григорьева В.Б. поддержала доводы жалобы, пояснила, что между ПАО «МРСК-Сибири» и Салтановой Н.Г. нет каких-либо правоотношений, заявленный и указанный в оспариваемом постановлении прибор учета СЕ303 не используется, то есть не является учетным, система, в отношении которой вменяется бездействие в виде не осуществления поверки так же не используется в работе, считает в действиях МРСК отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Должностное лицо начальник отдела государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского Межрегионального Территориального Управления Росстандарта Шастина Е.Г. поддержала доводы постановления, полагала вину ПАО «МРСК-Сибири» доказанной, поддержала довод письменных возражений на жалобу, а так же поддержала ходатайство представителя Салтановой Н.Г. о подсудности данной жалобы арбитражному суду.

Представитель Салтановой Н.Г. – по доверенности Алексеева В.В. заявила ходатайство о прекращении производства по жалобе в связи с подсуднстью ее арбитражному суду. Так же возражала против доводов жалобы, пролагала, что права Салтановой Н.Г. нарушены бездействиями ПАО «МРСК-Сибири», которе использует при отборе показаний прибора учета систему, не прошедшую поверку, что влияет на показания количества потребленной электроэнергии в жилом доме в мкр.Солнечный, 301, где проживает Салтанова Н.Г., что в свою очередь ведет к неправильным начислениям платы за потребляемую электроэнергию для данного дома.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Так же, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.9, статьями 14.9.1, 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, частями 2 и 3 статьи 14.57, 14.61 настоящего Кодекса.

Статья 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в указанный выше список, кроме того, исходя существа правонарушения, в том числе его последствий, основанных на правоотношениях, возникших между Салтановой Н.Г. и ПАО «МРСК-Сибири» и вытекающих из защиты прав потребителей, в связи с чем данное дело, в том числе исходя из места совершения правонарушения, подсудно Центральному районному суду.

Рассматривая жалобу по существу с учетом исследованных и оцененных в порядке ст.26.2, ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, прихожу к следующему.

Статьей 19.19 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в отдел (инспекцию) государственного надзора по Забайкальскому краю СМТУ Росстандарта поступило обращение от гражданки Салтановой Н.Г. (вх. от 06.04.2018г.) о применении счетчика электрической энергии, установленного на столбе электропередач, входящего в состав системы автоматизированной информационно-измерительной коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), принадлежащей филиалу ПАО «МРСК Сибири» -«Читаэнергно», не утвержденного типа, не прошедшего в установленном порядке поверку, при этом ПАО «МРСК Сибири» использует систему АИИС КУЭ для расчетов со всеми потребителями, проживающими в <адрес> За период с 2014 г. по 2017 год разница в показаниях приборов учета достигла более 1000 рублей.

В ходе проведения проверки по данному обращению, должностным лицом Управления Росстандарта по Забайкальскому краю установлено, что ПАО «МРСК Сибири» с 06.04.2018г. - 28.04.2018г. по адресу: в <адрес> (коттеджный микрорайон), допустило применение средства измерений, не утвержденного типа, не прошедшего в установленном порядке поверку - систему автоматизированную информационно-измерительную коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго», что является нарушением ч.1 ст. 9, ч.1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее Федеральный закон №102-ФЗ), в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений: осуществление торговли, выполнение работ по расфасовке товаров.

Факт допущения такого нарушения подтверждается материалами дела, а именно: письмом ПАО «МРСК Сибири» от 20.04.2018г. исх. .8/03/2379-исх., от ДД.ММ.ГГГГ исх. объяснениями филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ.; отзывом АО «Читаэнергосбыт» на исковое заявление Салтанова Н.М., актом на замену прибора учета электроэнергии у бытовых потребителей от ДД.ММ.ГГГГ, расчетныам листом АО «Читаэнергосбыт» по лицевому счету (<данные изъяты>) Салтановой Н.Г. (за ДД.ММ.ГГГГ года)

Из данных документов следует, что счетчик активной и реактивной электрической энергии трехфазный тип СЕЗОЗ установлен на опоре «АСКУЭ» ТП-323, т.е. на границе балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, предназначен для непрерывной круглосуточной работы. Система учета опломбирована пломбами «Читаэнерго». При расчете оплаты за электроэнергию потребителю Салтановой Н.Г. ресурсоснабжающей организацией применялись показания данного прибора учета в системе АИИС КУЭ.

Согласно п.21 статьи 2 Федерального закона №102-ФЗ средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений.

АИИС КУЭ предназначена для измерения активной и реактивной электроэнергии и мощности, сбора данных о количестве израсходованной или отпущенной электрической энергии за определенный промежуток времени, обработки, хранения полученной информации, составлении прогнозов и анализа потребления, формирования отчетных документов и передачи полученной информации.

Область применения АИИС КУЭ - измерение и коммерческий учет электрической энергии и мощности, и представляет собой многофункциональную, многоуровневую автоматизированную систему с централизованным управлением и распределенной функцией измерений, включает в себя приборы учета энергии, которые представляют собой электронный либо индукционный электросчетчик. Они устанавливаются у потребителя. Если установлен счетчик типа (электронный), то сбор информации производиться через встроенный специальный порт связи. На данный момент большинство производимых приборов учета оснащены фейсом для включения в АСКУЭ. Если же счетчик старого образца, то есть индукционный, применяется считывающее устройство и передача данных ведется уже непосредственного с этого датчика.

Счетчик активной и реактивной электрической энергии трехфазный СЕЗОЗ предназначен измерений активной и реактивной электрической энергии, значений активной и реактивной мощности, усредненных на интервале в 1с (в дальнейшем активная и реактивная мощность), частоты напряжения, угла сдвига фаз, среднеквадратического значения напряжения и силы тока в трехфазных четырехпроводных цепях переменного тока и организации многотарифного учета электроэнергии.

Счетчики применяются внутри помещений, в местах, имеющих дополнительную защиту от влияния окружающей среды, в жилых и в общественных зданиях, в бытовом и в промышленном секторе, а также для передачи по линиям связи информационных данных для автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии АИИС КУЭ (АСКУЭ).

Устройство сбора и передачи данных УСПД 164-ОШ предназначено для измерения и многотарифного учета электрической энергии и мощности, учета других энергоресурсов, хранения и передачи накопленной информации на верхний уровень информационно-измерительных систем, а также для управления и контроля состояния объекта автоматизации.

Область применения УСПД - энергообъекты розничного рынка электроэнергии, учет, энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. УСПД устанавливается на подстанциях, распределительных щитах промышленных предприятий, жилых и офисных зданий.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона №102-ФЗ, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона №102-ФЗ государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется, в том числе формах:

утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;

поверка средств измерений.

На основании п. 1, п. 4 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства "измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки.

В соответствии с п.2 раздела I порядка поверки средств измерений, утвержденного Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» (зарегистрирован в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ) показатели точности, интервал между поверками средств измерений (далее межповерочный интервал), а также Методика поверки каждого типа средств измерений устанавливаются при утверждении типа средств измерений в соответствии с п. 1 статьи 12 Федерального закона №102-ФЗ.

Согласно п. 18 раздела III вышеуказанного порядка периодической поверке подвергается каждый экземпляр средств измерений, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.

На основании п. 2 статьи 12 Федерального закона №102-ФЗ решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ приняты Правила по метрологии ПР 50.2.011-94 «Порядок ведения государственного реестра средств измерений» (далее Правила), дата введения в действие :01.03.1994г., зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Государственный реестр средств измерений (далее - Госреестр СИ) предназначен для регистрации средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом России; Госреестр СИ является источником официальной информации о результатах работ по испытаниям и утверждению типа средств измерений, допущенных к производству, выпуску в обращение и применению в Российской Федерации. Кроме того, ведет учет выданных свидетельств об утверждении типа средств измерений с присвоением регистрационного номера.

Средства измерений: -счетчик активной и реактивной электрической энергии трехфазный СЕ 303 S34 745-JRI02VZ СЕ831М01.03 ,Энергомера R, утвержденного типа, внесен в государственный реестр средств измерений за , интервал между поверками - 10 лет, даты периодических поверок: 2013г.; 2018г.; устройство сбора и передачи данных УСПД 164-01М САНТ 411151.001-03, утвержденного типа, внесено в государственный реестр средств измерений за , интервал между поверками - 4 года, дата первичной поверки П кв. 2014г. июнь 2014г..

Сведения о АИИС КУЭ филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» об утверждении типа средства измерений на сайте Росстандарта Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений в перечне систем" автоматизированных информационно-имерительных коммерческих учетов электроэнергии (АИИС КУЭ) отсутствуют. В государственный реестр средств измерений АИИС КУЭ, используемая филиалом ПАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» не внесена, межповерочный интервал не установлен. Информация о первичной или периодической поверке не представлена.

Следовательно, факт применения АИИС КУЭ ПАО «МРСК Сибири» филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» неутвержденного типа, не прошедшая в установленном порядке поверку, вопреки доводам защиты и свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст.19.19 ч.1 КоАП РФ и как следствие совершение данного правонарушения.

Довод защиты о том, что названные выше средства измерения не используются в расчете (являются не учетными) со ссылкой на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, безосновательно, поскольку данное решение не вступило в законную силу, а факт использования не поверенной в установленном законом порядке системы учета, установлен, что указано выше.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Сибири» допущено не было, административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений ст.ст.4.1, 4.2,4.3 КоАП РФ.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется, а потому, принимая во внимание изложенное, руководствуясь пп. 1 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского Межрегионального Территориального Управления Росстандарта Шастиной Е.Г. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Публичного акционерного общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» по ст.19.19 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу представителя ПАО «МРСК-Сибири» Григрьевой В.Б. – без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы в течение 10 суток со дня вручения или получении его копии.

Судья: Павлова А.В.