ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-583/18 от 04.01.2018 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0004-01-2018-006897-82

Дело № 12-583/2018

РЕШЕНИЕ

02 ноября 2018 года г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Майорова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шефер Ольги Владимировны на постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ должностному лицу – начальнику планово-экономического отдела АО «Свердловскавтодор» Шефер Ольге Владимировне назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным выше постановлением, Шефер О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит вынесенное в отношении нее постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на следующие доводы.

РЭК Свердловской области на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена документарная проверка в отношении АО «Свердловскавтодор» на предмет соблюдения обязательных требований в сфере ценообразования.

В ходе проведения проверки комиссией установлено нарушение установленного порядка ценообразования при начислении платы за тепловую энергию в филиале АО Свердловскавтодор» Талицкое ДРСУ.

Постановлением РЭК Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-пк «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии 1317,68 руб/Гкал. Установленный тариф не пересматривался, не изменялся.

В ходе проведения проверки РЭК Свердловской области было установлено, что Шефер О.В. - начальник планово-экономического отдела АО «Свердловскавтодор» является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль процесса формирования регулируемых цен (тарифов) в соответствии с установленным порядком ценообразования по регулируемым видам деятельности, а значит на Шефер О.В. подлежит ответственность за применение завышенных тарифов на поставку тепловой энергии в филиале АО Свердловскавтодор» Талицкое ДРСУ.

Вместе с тем, указывает заявитель, она не является должностным лицом, а значит, не является субъектом правонарушения. Согласно п. 3 и 4 раздела 3 должностной инструкции начальника планово-экономического отдела АО «Свердловскавтодор», данное лицо находится в функциональном подчинении у главного бухгалтера АО «Свердловскавтодор». Это означает, что на него не возложены распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Функция по ведению бухгалтерского учета и оформлению операций, связанных с предоставлением услуг возложена на бухгалтера (по материалам) филиала АО «Свердловскавтодор» Талицкое ДРСУ. В соответствии с утвержденной штатной структурой филиала бухгалтер подчиняется главному бухгалтеру филиала, а тот в свою очередь, директору филиала, а функционально главному бухгалтеру АО «Свердловскавтодор».

В соответствии с п. 2 раздела 2 должностной инструкции главного бухгалтера филиала, он обязан контролировать правильность отражения в учете финансово-хозяйственных операций в филиалах Общества.

Таким образом, поясняет заявитель, он не наделена полномочиями по контролю за соблюдением порядка ценообразования и контроля, за порядком оформления хозяйственных операций, не имеет права подписи договоров, первичной документации, счетов фактур, выставляемых контрагентам, не наделена полномочиями по контролю за порядком работы сотрудников бухгалтерии филиала АО «Свердловскавтодор» или АО «Свердловскавтодор».

В судебном заседании заявитель Шефер О.В. и ее защитник Грехов Р.А., действующий на основании доверенности, на доводах жалобы настаивали, просили отменить обжалуемое постановление.

Представитель Региональной энергетической комиссии Свердловской области Бычин А.В., действующий на основании доверенности, с доводами жалобы не согласился, полагает, что не имеется оснований для отмены постановления.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст.14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Как следует из материалов дела, начальник планово-экономического отдела Акционерного общества «Свердловскавтодор» Шефер О.В., являясь должностным лицом и находясь на рабочем месте по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, не осуществляла контроль за правильностью формирования и применения регулируемых государством цен (тарифов), что привело к нарушению порядка ценообразования, выразившемуся в завышении тарифа на тепловую энергию при расчетах с потребителем (УФССП России по Свердловской области) за тепловую энергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При расчетах с УФССП России по Свердловской области применялись тарифы в размере от 3 584,09 руб./Гкал до 4 229,22 руб./Гкал вместо установленного тарифа в размере 317,68 руб./Гкал. Завышение тарифа на тепловую энергию составило от 2 266,41 руб./Гкал до 911,54 руб./Гкал.

При выборочной проверке сумма нарушения и излишне полученной выручки, сложившаяся в результате завышения тарифа на тепловую энергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при расчетах с УФССП России по Свердловской области, составила 20 221,50 руб.

В нарушение требований ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (с изменениями), п. 206 Одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Свердловской области, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы» (с изменениями), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при расчетах с УФССП России по Свердловской области за тепловую энергию применялись тарифы в размере от 3 584,09 руб./Гкал до 4 229,22 руб./Гкал вместо установленного тарифа в размере 1 317,68 руб./Гкал. Завышение тарифа на тепловую энергию составило от 2 266,41 руб./Гкал до 2 911,54 руб./Гкал.

Так, в адрес УФССП России по Свердловской области предъявлено за тепловую энергию по счету-фактуре от ДД.ММ.ГГГГ к оплате на сумму 10 365,18 руб. (без НДС) исходя из объема 2,892 Гкал по тарифу в размере 3 584,09 руб./Гкал вместо утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию в размере 1 317,68 руб./Гкал. Завышение тарифа на тепловую энергию составило 2 266,41 руб./Гкал, сумма нарушения и излишне полученной выручки составила 6 554,46 руб.

При выборочной проверке сумма нарушения и излишне полученной выручки, сложившаяся в результате завышения тарифа на тепловую энергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при расчетах с УФССП России по Свердловской области, составила 20 221,50 руб.

Факт оплаты подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период: 2017 год между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области и Акционерным обществом «Свердловскавтодор».

Вышеизложенное, по мнению должностного лица, свидетельствует о том, что начальником планово-экономического отдела АО «Свердловскавтодор» Шефер О.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.

Деяния начальника планово-экономического отдела АО «Свердловскавтодор» Шефер О.В., выразившиеся в бездействии по отношению к осуществлению контроля за соблюдением порядка ценообразования (в части применения регулируемых государством цен (тарифов) при расчетах с потребителями за тепловую энергию), совершенные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, с данными выводами должностного лица согласится.

В силу ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" организации, осуществляющие теплоснабжение, должны осуществлять данный вид деятельности на основе тарифов, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Для установления в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к названной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, для привлечения должностного лица организации к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения порядка ценообразования.

В материалах дела имеется должностная инструкция начальника планово-экономического отдела АО «Свердловскавтодор», в разделе II которой прописаны все должностные обязанности заявителя, в том числе, и обязанность контролировать процесс формирования регулируемых цен (тарифов) в соответствии с установленным порядком ценообразования по регулируемым видам деятельности.

Вместе с тем, как следует из обжалуемого постановления, в рамках проведенной проверки было установлено завышение тарифа на тепловую энергию при расчетах с потребителем за тепловую энергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно, факт неправильного применения тарифа в размере от 3 584,09 руб./Гкал до 4 229,22 руб./Гкал вместо установленного тарифа в размере 317,68 руб./Гкал.

Исходя из анализа должностной инструкции заявителя, на нее не возложены функции по ведению бухгалтерского учета и оформлению операций, связанных с предоставлением услуг, по применению сформированных тарифов. Также, как и не возложены функции по контролю за соблюдением порядка ценообразования (в части применения регулируемых государством цен (тарифов) при расчетах с потребителями за тепловую энергию).

При таких обстоятельствах в действиях Шефер О.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч1 ст.14.6 КоАП РФ, в связи с чем постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене, а производство по делу прекращению по указанному основанию.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника планово-экономического отдела АО «Свердловскавтодор» Шефер Ольги Владимировны отменить, жалобу Шефер О.В. удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано путем подачи жалобы или протеста в Свердловский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья И.В.Майорова