ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-583/2012 от 25.10.2012 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

 Дело № 12-583/2012

 Р Е Ш Е Н И Е

 по жалобе на постановление

 по делу об административном правонарушении

 25 октября 2012г.                             г.Киров

 Судья Ленинского районного суда г.Кирова Митянина И.Л.,

 с участием:

 защитников лица, привлеченного к административной ответственности, - директора ООО Управляющая компания «Городской жилищный комплекс» ФИО1 по устному ходатайству Куракина И.В., Шайко А.Е., помощника прокурора Ленинского района г.Кирова Новоселовой М.С.,

 при секретаре Забабуриной К.В.,

 рассмотрев жалобу директора ООО УК «ГорЖилКомплекс» ФИО1 на постановление Государственной жилищной инспекции Кировской области № 451 от 08.08.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением ГЖИ Кировской области по делу об административном правонарушении № 451 от 08.08.2012 г. директор общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городской Жилищный комплекс» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

 Из постановления ГЖИ видно, что прокуратурой Ленинского района г.Кирова 08.06.2012г. проведена проверка, выявлены нарушения требований законодательства о раскрытии информации ООО УК «ГорЖилКомплекс» в сфере управления многоквартирными домами. В нарушение п. 9, п. 11 (б), 12 Постановления Правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 23.09.2010 № 731 (далее - Постановление 731) директором ООО УК «ГорЖилКомплекс» на день проведения проверки на сайте управляющей организации ГЖК.Киров.РФ нарушен порядок и способы раскрытия информации, не размещена в полном объеме информация, установленная вышеприведенным постановлением.

 ФИО1 принесена жалоба на постановление ГЖИ, в которой он указал на необъективность проведенной проверки. Из-за отсутствия должного программного обеспечения и своевременного его обновления помощник прокурора не смогла открыть сайт управляющей организации, из чего сделала ошибочный вывод об отсутствии информации. В действительности все требуемые данные по раскрытию информации в полном объеме на момент проверки присутствовали на сайте управляющей организации и были доступны к просмотру. Приобщенные к материалам дела скриншоты (фотографии) с изображением сайта «обрезаны» и не отражают всей содержащейся там информации. Постановлением № 731 не определена конкретная (унифицированная форма) раскрытия информации, не определен перечень конкретного программного обеспечения (а также их версий), с помощью которого публикуются те или иные документы. Управляющие компании не обязаны обеспечивать пользователей необходимым программным обеспечением. Сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества содержания и ремонта общего имущества в доме за последний календарный год и сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не были размещены ввиду отсутствия таких случаев. Сведения о привлечении управляющей организации к административной ответственности в предыдущем календарном году не были размещены ввиду отсутствия таких случаев. Постановлением № 731 установлено, что вышеуказанные сведения размещаются при их наличии, и прямо не установлено, что на сайте должен быть помещен конкретный раздел (ссылка, строка) с указанными названиями, пусть даже и пустой. 18.06.2012 года прокуратурой Ленинского района г.Кирова был подан иск об обязании ООО УК «ГорЖилКомплекс» обеспечить доступ к информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации. 19.07.2012 года прокуратура отказалась от иска ввиду отсутствия предмета иска, производство по делу было прекращено. Горжилинспекцией по Кировской области не доказан факт противоправного бездействия (действия) директора ООО УК «ГорЖилКомплекс». Просит признать незаконным и отменить постановление Госжилинспекции №451 от 08.08.2012 года.

 В судебное заседание директор ООО УК «ГорЖилКомплекс» ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании доводы жалобы поддержал, на заявленных требованиях настаивал. Пояснял, что все документы были размещены на сайте. При проверке прокуратурой не открыты документы в формате PDF.

 Защитник ФИО1 - Куракин И.В. в судебном заседании пояснил, что раздел «Документы» на сайте создан 10.03.2012г., публикация документов в данном разделе началась 01.04.2012г. и завершена 05.04.2012г. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией в «Панели управления сайтом» в разделе «Документы». Следовательно, на момент проверки сайта работником прокуратуры 08.06.2012г. вся информация была размещена. Работником прокуратуры сделан обрезанный скриншот экрана (? части раздела «Документы»), который не может свидетельствовать об отсутствии размещенной информации. Сайт состоит из страниц, разделов, для открытия которых специального программного обеспечения не требуется, а также раздела «Документы», в котором все материалы выложены в формате pdf (открывающимся бесплатной программой, находящейся в свободном доступе Adobe Acrobat Reader). В Постановлении Правительства РФ 731 не указано, в каком формате и виде должна быть размещена информация на сайте. Организацией выбран формат pdf, поскольку он является наиболее защищенным от постороннего вмешательства. Согласно информации разработчика сайта около 70% пользователей Интернета в России знают или хотя бы раз сталкивались с данным форматом. Просит постановление ГЖИ Кировской области отменить.

 Защитник ФИО1 - Шайко А.Е. доводы жалобы поддержал. Указал, что информация на сайте на момент проверки была размещена. сведения о превышении установленной продолжительности перерывов в оказании услуг в доме №187 по ул.Ленина г.Кирова не размещалась на сайте в разделе "Документы", так как отключение горячей воды производилось в связи с гидравлическими испытаниями, проводимыми ОАО «КТК». Данная информация является общедоступной. По окончании испытаний горячую воду в доме не включили, в связи с чем управляющая компания обратилась в прокуратуру г.Кирова за разрешением сложившейся ситуации. Считает, что в указанном случае вины управляющей компании в перерыве водоснабжения не было, поэтому информацию не разместили на сайте. Указанная информация размещалась на информационных досках и на форуме сайта.

 Помощник прокурора Ленинского района г.Кирова Новоселова М.С. с доводами жалобы не согласилась, суду пояснила, что при проверке документы отсутствовали. Также 05.06.2012г. ООО УК «ГорЖилКомплекс» обращалось в прокуратуру города Кирова с письмом о побуждении ОАО «КТК» после окончания гидравлических испытаний возобновить горячее водоснабжение дома № 184 по ул. Ленина. Следовательно, имело место превышение установленной продолжительности перерывов в оказании услуг. Данная информация на сайте управляющей компании в нарушение требований Стандарта на момент проверки не размещена. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

 Представитель ГЖИ области в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства по делу извещен надлежащим образом. Ранее пояснял, что заявление об оспаривании постановления ГЖИ от 08.08.2012г. № 451 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит. Использование программного обеспечения, которое не позволяет получить информацию, не освобождает ФИО1 от административной ответственности. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, был утвержден постановлением Правительства РФ № 731 с целью исполнения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ. Из системного толкования правовых норм следует, что управляющая компания обязана не только разместить информацию, но и обеспечить к ней свободный доступ. При рассмотрении административного дела установлено отсутствие на сайте не только информации о снижении платы и привлечении к административной ответственности, но и сведений о финансово-хозяйственной деятельности предприятия; о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в отношении каждого дома. Доказательств, подтверждающих размещение вышеуказанной информации на дату проведения проверки, при рассмотрении административного дела и суду не представлено. Следовательно, правонарушение совершено. Доказана и вина должностного лица, привлеченного к административной ответственности. Принятие мер для устранения выявленных нарушений не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

 Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 В соответствии с ч.1 ст. 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Установлено, что ООО УК «ГорЖилКомплекс», к основным видам деятельности которого относится управление и содержание жилищного фонда, является управляющей организацией.

     Согласно ч.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.

 Поверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района 08.06.2012г., выявлено нарушение ООО УК «ГорЖилКомплекис» требований Постановления 731. В частности, на сайте юридического лица отсутствует информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2011 - 2012 годы: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и ходов); отсутствует годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации. подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а также в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций.

 О порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту его имущества в многоквартирном доме не раскрыты следующие сведения: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществление таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за очередной календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их «ни за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых комнатах.

 Отсутствуют сведения о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами. Раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры по устранению нарушений, повлекших применение административных санкций.

 В соответствии с п.5 Постановления Правительства 731 управляющими организациями информация раскрывается путем:

 а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

 сайт управляющей организации;

 сайт органа исполнительной власти субъекта России, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

 сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

 Как указано в 9 Постановления 731, в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:

 а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

 б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

 в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

     Согласно пункту 11 постановления в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:

     б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

 план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;

 сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

 сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

     сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

     В соответствии с п.12 Постановления 731 в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

 Административным органом в доказательство отсутствия необходимой документации на момент проверки представлены скриншоты с сайта ГЖК.Киров.РФ.

 Вместе с тем, прокурором представлены скриншоты только части страниц сайта, что не позволяет установить объем размещенной на странице информации.

 В судебном заседании установлено начало работы по внесению информации на сайт в раздел «Документы» – 10.03.2012г., а окончание - 05.04.2012г. При этом редактирование указанных дат администратором не предусмотрено. Раздел «Документы» содержит ссылки на всю информацию, предусмотренную Стандартом. При проверке все документы открываются. В разделе имеется разъяснение пользователям о том, что для использования и ознакомления с представленными материалами рекомендуется использовать программу для чтения файлов Adobe Acrobat Reader. Имеется действующая ссылка на программу, которая загружается при переходе по ссылке. Программа устанавливается бесплатно.

 Выбор управляющей компанией общераспространенного формата является ее правом. Разместив информацию в общераспространенном формате управляющая компания обеспечила свободный доступ к информации о себе и своей деятельности для неограниченного круга лиц (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение интересующих сведений. Пользователям, не имеющим программного обеспечения, разъяснено, каким образом открывать и знакомиться с размещенной информацией.

 Утверждения помощника прокурора о том, что ссылки на размещение документов в формате pdf на момент проверки не было, опровергается материалами дела. На «обрезанном» скриншоте странице раздела «Документы» в левом нижнем углу имеется указание на формат pdf (htpp//www.гжк-киров.рф/images stories/ Download svidet.pdf ).

 Учитывая, что информация на сайте с 05.04.2012г. не редактировалась, а на момент разбирательства по делу все документы открываются, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано отсутствие информации, предусмотренной Постановлением 731 на сайте управляющей компании на день проверки – 08.06.2012г. Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии события правонарушения в части вмененного обвинения по пунктам п. 9, 12 Постановления 731.

     В соответствии с п.п."б" п.11 Стандарта подлежат размещению сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

 Непредоставление вышеуказанной информации подтверждается письмом ООО УК «ГорЖилКомплкс» в адрес надзорных органов по поводу нарушения сроков подачи горячего водоснабжения в мае 2012 года.

 Доказательств отсутствия по состоянию на 08.06.2012г. иной информации, предусмотренной п.п."б" п.11 Стандарта, на сайте управляющей компании, не имеется.

     Нарушение способа раскрытия информации о себе и своей деятельности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ.

 ФИО1, как директор ООО УК «ГорЖилКоплекс», является должностным лицом. Суд усматривает в действиях ФИО1, не принявшего мер к размещению информации о превышении установленной продолжительности перерывов в оказании услуг в отношении дома № 184 по ул.Ленина, неосторожную форму вины.

     Предоставление не в полном объеме информации о себе и своей деятельности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23.1 ч.1 КоАП РФ.

     При оценке содеянного должностным лицом суд учитывает характер и объем сведений, не размещенных на сайте.

     Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного лицом административного правонарушения судья может освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

     По смыслу закона малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

 Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

     Исходя из характера и степени общественной опасности вменяемого ФИО1 правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о жалобах жильцов домов, обслуживаемых ООО «ГорЖилКомплекс» на неполучение интересующей их информации, предусмотренной Постановлением Правительства №731, судом не установлено в действиях должностного лица пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей. Также суд учитывает, что 18.06.2012 года прокуратурой Ленинского района был подан иск об обязании ООО УК «ГорЖилКомплекс» обеспечить доступ к информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации. 19.07.2012 года прокуратура отказалась от иска ввиду отсутствия предмета иска, а производство по делу прекращено. При указанных обстоятельствах штраф в размере 30 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности. Нарушение ФИО1 требований Постановления 731 формально образует состав вменяемого правонарушения, однако по своему характеру, отсутствию вреда или иных тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Суд считает возможным применить статью 2.9 Кодекса РФ об АП, освободить ФИО1 от наказания и ограничиться устным замечанием.

 В силу ст.2.9 КоАП РФ признание вмененного лицу, привлекаемому к административной ответственности, правонарушения малозначительным влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 ч. 1 пп. 1, ст.2.9, 29.9, 30.6 КоАП РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

     Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

     Постановление и.о. начальника Государственной жилищной инспекции по Кировской области о признании исполнительного директора ООО «ГорЖилКомплекс» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23.1 ч.1 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.

     Производство по делу о привлечении ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23.1 ч.1 КоАП РФ (в части неисполнения пунктов 9 и 12 Постановления Правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 23.09.2010 г. №731) прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за отсутствием события административного правонарушения.

 ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23.1 ч.1 КоАП РФ (в части не исполнения требований п. 11 (б) Постановления Правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 23.09.2010 №731) от административной ответственности освободить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях за малозначительностью, объявив ему устное замечание.

     Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

 Судья И.Л. Митянина