ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-584/18 от 19.04.2018 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

12-584/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 19 июля 2018 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Коваленко Т.К.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шаульской В.А.

помощника прокурора Нижневартовского района Начарова Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шаульской В. А. на постановление от 19.04.2018г. по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя - управления Федеральной Антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 19.04.2018 г. по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем руководителя - управления Федеральной Антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры должностное лицо- главный бухгалтер МКУ «УКС по застройке Нижневартовского района» Шаульская В. А. на основании ч.1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за то, что она, являясь главным бухгалтером МКУ «УКС по застройке Нижневартовского района», в нарушение пункта 2.5 Муниципального контракта, заключенного по результатам аукциона в электронной форме между МКУ «УКС по застройке Нижневартовского района» и индивидуальным предпринимателем Гвоздиком С.Н. 09.01.2017 на выполнение работ в рамках муниципальной программы: «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Нижневартовском районе на 2014-2019» по капитальному строительству объекта «Пожарные водоемы в с.КорликиНижневартовского района», статьи 34 Закона о контрактной системе перечислила денежные средства в размере 2354 815 руб. на счет подрядчика лишь 15.12.2017, спустя 4 месяца после приемки работ и подписания актов выполненных работ.

Шаульская В.А. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит признать незаконным и отменить. В обоснование доводов жалобы указала, что 09.01.2017г. между МКУ «УКС по застройке Нижневартовского района» и Индивидуальным предпринимателем Гвоздик С.Н. был заключен контракт №9-СДО на выполнение работ в рамках муниципальной программы: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Нижневартовском районе на 2014-2019 годы» по капитальному строительству объекта: «Пожарные водоемы в с.Корлики Нижневартовского района».

Сроки выполнения работ по Контракту согласно п. 3.1 - с 09.01.2017г. по 31.07.2017г.

Согласно п. 2.5. Контракта «Оплата производится за выполненные и принятые Заказчиком работы осуществляется в рублях путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Генподрядчика в течение 25 банковских дней с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ, исполнительной документации и справки о стоимости выполненных работ и затрат, а также выставленных Г енподрядчиком счетов-фактур и Акта взаимосверки, обязательств, в случаях, предусмотренных Контрактом.

Пункт 2.10 Контракта гласит: В случае софинансирования Контракта из бюджета автономного округа, расчет за выполненные и принятые Заказчиком работы осуществляется в течение 25 банковских дней с даты поступления денежных средств из окружного бюджета на расчетный счет администрации Нижневартовского района.

В извещении о проведении электронного аукциона для закупки указано, что источником финансирования является бюджет Нижневартовского района и бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Таким образом, при исполнении обязательств по Контракту сторонам необходимо было принимать во внимание пункт 2.10 Контракта.

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС- 3 от 31.07.2017г. подрядчиком выполнены работы на сумму 2354 815 рубля.

Платежными поручениями N 974 от 15.12.2017г. и от 15.12.2017г. денежные средства на указанную сумму были перечислены Подрядчику.

ч.1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ гласит: «Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд с учетом положений настоящего кодекса».

В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ «Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего кодекса».

В Постановлении Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 года № 373-п «О порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы ХМАО-Югры» установлено, что предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований ХМАО-Югры на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, предусмотренные в бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период, осуществляются в соответствии с Адресной инвестиционной программой ХМАО-Югры (п.2).

Бюджетные ассигнования на выполнение строительно-монтажных работ включаются в проект Адресной программы на очередной финансовый год (п. 2.9). Реализацию Адресной программы осуществляют государственные (муниципальные) заказчики Адресной программы и государственные (муниципальные) заказчики объектов Адресной программы (п. 3.1.). Адресная программа, утвержденная Правительством автономного округа на очередной финансовый год и плановый период являются для государственных (муниципальных) заказчиков основанием для организации процедуры осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд по объектам капитального строительства, предусмотренных к финансированию на текущий финансовый год (п.3.3.). Субсидия на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности предоставляется бюджетам муниципальных образований на основании соглашения, заключаемого между ответственным исполнителем и муниципальным образованием (п.4.2). Субсидия предоставляется после заключения соглашения о предоставлении субсидии из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований, заключения контракта на выполнение работ (п.4.4.).

Во исполнение Постановления Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 года № 373-п между Департаментом экономического развития ХМАО-Югры и Муниципальным образованием Нижневартовский район 30.12.2016г. было заключено соглашение № 13 о предоставлении субсидии из бюджета ХМАО- Югры на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2017 году и утвержден перечень объектов Адресной инвестиционной программы ХМАО-Югры на 2017 год муниципальному образованию Нижневартовский район, устанавливающее пунктом 8 объем субсидии на 2017 г. на софинансирование объекта: «Пожарный водоем в с. Корлики Нижневартовского района» в сумме 2072,3 тыс. руб. Муниципальное образование уполномочивает муниципальные учреждения на выполнение функций заказчика по строительству объектов муниципальной собственности, перечисляет средства, полученные из бюджета автономного округа в форме субсидии по Соглашению, на финансирование объектов Адресной программы в размере стоимости выполненных работ, несет ответственность за несвоевременное выполнение программных мероприятий (раздел 4).

В целях реализации положений постановления Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 года № 373-п Департаментом строительства ХМАО-Югры 10.04.2017г. приказом № 165-п был утвержден регламент взаимодействия с муниципальными заказчиками Адресной инвестиционной программы ХМАО- Югры в ходе строительства объектов капитального строительства и форма заключения КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства» на заявку муниципального заказчика на перечисление межбюджетных трансфертов в форме субсидий из бюджета автономного округа на строительство объектов муниципальной собственности.

Таким образом, данная заявка, являющаяся необходимым документом для перечисления денежных средств Департаментом финансов ХМАО-Югры на лицевой счет финансового органа муниципального образования (приказ Департамента финансов ХМАО-Югры № 35-нп от 13.12.2016г.) должна быть согласована Департаментом строительства Югры в соответствии с порядком, установленным вышеуказанным регламентом. При отсутствии замечаний заявка подлежит согласованию и направлению в адрес муниципального заказчика. Только после выполнения данной процедуры муниципальное образование имеет фактическую возможность действовать в соответствии с Приказом Департамента финансов ХМАО-Югры № 35-нп от 13.12.2016г., а именно предоставить главному распорядителю бюджетных средств заявку на кассовый расход (платежное поручение), реестр заявок (платежных поручений) на перечисление межбюджетных трансфертов из бюджета ХМАО-Югры в бюджет муниципального образования под фактическую потребность, информацию к заявке для исполнения операции по перечислению денежных средств в бюджет муниципального образования Нижневартовский район.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь законами РФ, законами округа, подзаконными нормативными актами, а также своей должностной инструкцией и Положением о контрактной службе, Шаульская В.А., как главный бухгалтер организации, была не полномочна в вопросах, касающихся порядка и сроков перечисления денежных средств в бюджет муниципального образования Нижневартовский район, так как не наделена исполнительскими и контрольными функциями.

Денежные средства в сумме 1 648 370,50 рублей поступили на счет администрации Нижневартовского района 19.12.2017г. ( платежное поручение 982510). 20.12.2017г. денежные средства на сумму 2354 815 рублей ( часть окружного, и часть местного бюджета) были переведены ИП Гвоздик С.Н. (платежное поручение № 974 от 15.12.2017г. и № 977 от 15.12.2017г.).

Заявитель указывает, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ отсутствует, оплата денежных средств ИП Гвоздик по муниципальному контракту № 10-СДО не могла быть ею произведена ранее, чем с 19.12.2017г. в связи с отсутствием соответствующего финансирования.

В соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств оплата по контракту не могла быть произведена из других источников финансирования, из других средств бюджета. За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14. КоАП РФ. При всей степени добросовестности и внимательности к своим должностным обязанностям реальной возможности произвести оплату по Контракту в срок до 19.12.2017 г. у нее не было, в связи с чем состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ отсутствует.

Представитель управления Федеральной Антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.

Шаульская В.А. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.

Защитник Петрова Е.Н. суду пояснила, что пункт договора об оплате в течении 25 дней не был оспорен сторонами, оплата произведена в точном соответствии с условиями договора, Шаульская В.А. находилась во отпуске в период сдачи работ, поэтому её вина в совершении правонарушения отсутствует.

Прокурор Начаров Н.С. дал заключение о необходимости постановление по делу оставить без изменения, так как доказательств невозможности перевести часть денежных средств, положенных к оплате из муниципального бюджета не представлено заявителем, кроме того ею не предпринимались меры к тому, чтобы направить заявку на получение средств окружного бюджета.

Выслушав заявителя, защитника, прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, мнение помощника прокурора Начарова Н.С., полагавшего доводы жалобы не подлежащими удовлетворению, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

В силу ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой области в марте 2018 года проведена проверка исполнения законодательства о государственных и муниципальных закупках. В ходе проверки было установлено следующее.

По результатам аукциона в электронной форме между МКУ «УКС по застройке Нижневартовского района» и индивидуальным предпринимателем Гвоздиком С.Н.<дата> заключен контракт №9-СДО на выполнение работ в рамках муниципальной программы: «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Нижневартовском районе на 2014-2019» по капитальному строительству объекта «Пожарные водоемы в с.Корлики Нижневартовского района» на сумму 2 856882,50 руб. (далее — Муниципальный контракт).

В соответствии с пунктом 2.5 Муниципального контракта оплата производится за выполненные и принятые заказчиком работы путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет Генподрядчика в течении 25 банковских дней с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ, исполнительной документации и справки о стоимости выполненных работ и затрат.

В соответствии со статьей 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В судебной практике разъяснено, что если стороны различно толкуют понятие «банковский день» (календарный день, рабочий день) и не согласовали понятие банковского дня в договоре, следует руководствоваться положениями главы 11 ГК РФ и исчислять срок календарными днями.

При изучении карточки муниципального контракта, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, установлено, что справки о стоимости выполненных работ КС-3 составлены и подписаны 31.07.2017. Акт о приемке выполненных работ КС-2 составлен и подписан сторонами 31.07.2017, таким образом, по состоянию на 31.07.2017 подрядчиком часть работ по муниципальному контракту исполнены. 15.12.2018 подрядчику за исполнение муниципального контракта перечислены денежные средства в общем размере 2856882,50.

В нарушение пункта 2.5 Муниципального контракта, статьи 34 Закона о контрактной системе денежные средства перечислены на счет подрядчика лишь 15.12.2017, спустя 4 месяца после приемки работ и подписания актов выполненных работ.

Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа.

Приказом от 21.12.2009 Шаульская В. А. назначена на должность главного бухгалтера МКУ «УКС по застройке Нижневартовского района».

Согласно пункту 4.2 должностной инструкции главного бухгалтера, главный бухгалтер в целях контроля за ведением бухучета и составлением отчетности обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины

Учитывая изложенное, действия главного бухгалтера МКУ «УКС по застройке Нижневартовского района» Шаульской В. А. совершенные 28.08.2017 (следующий рабочий день, за крайним днем на оплату) на рабочем месте по адресу: г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, 16 образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ - нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы защитника о том, что Шаульская В.А. не должна нести ответственность по ч.1 ст.7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях так как находилась в отпуске с 24.07.2017 по 08.09.2017, суд во внимание не принимает, так как и после выхода её из отпуска ею не были приняты меры по оплате части средств из муниципального бюджета ИП Гвоздик.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: муниципальным контрактом N9-СДО от 09.01.2017 (л.д.91-105) справкой о стоимости выполненных работ от 31.07.2017 г.(л.д.106-114),справкой о стоимости выполненных работ от 31.07.2017 (л.д.52-53); приказом (л.д.140), подтверждающими, что Шаульская В.А. работает главным бухгалтером ; платежными поручениями от 15.12.2017 г.№974, 977 (л.д. 117-117) и иными материалами дела, которым административным органом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 статьи 2 данного Федерального закона.

Материалами дела установлено, что Шаульская В.А., являясь должностным лицом – главным бухгалтером МКУ «Управление капитального строительства по застройке Нижневартовского района», обязанным надлежащим образом организовать исполнение муниципального контракта в части соблюдения сроков оплаты муниципального контракта, предусмотренных ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 2.5 муниципального контракта, не обеспечила своевременную оплату стрительно-монтажных работ, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, административный орган обоснованно признал Шаульскую В.А. виновной в совершении данного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы законность и обоснованность привлечения Шаульской В.А. к административной ответственности за совершение данного правонарушения, ее виновность сомнений не вызывают.

Подлежат отклонению доводы жалобы Шаульской В.А. о том, что нарушение сроков оплаты товара по муниципальному контракту связано с недостаточным финансированием со стороны финансового управления правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Так, согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

В силу ч. 7 ст. 17 Федерального закона N 44-ФЗ план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Иначе заказчик не сможет своевременно оплатить поставленные товары (работы, услуги), что повлечет дополнительный расход бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату.

Доводы жалобы Шаульской В.А. о том, что ею своевременно и в полном объеме приняты меры по обеспечению оплаты муниципального контракта, несостоятельны.

Так, из материалов дела следует, что 31.07.2017 подписан акт о приемке выполненных работ на сумму 2856882,50 рублей,

При этом надлежащим образом оформленная заявка в финансовое управление на эту сумму рублей направлена только 29.11.2017 (л.д.184).

Нарушений норм материального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

Доказательств невозможности своевременной оплаты 706444,50 рублей из местного бюджета ИП Гвоздик Шаульской В.А. не представлено.

Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у заместителя руководителя - управления Федеральной Антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, так как они не опровергают правомерность выводов административного органа и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного судья приходит к выводу, что постановление заместителя руководителя - управления Федеральной Антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, вынесено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права. Оснований, предусмотренных пунктами 3-5 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Шаульской В. А. оставить без удовлетворения, постановление от 19.04.2018 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении заместителя руководителя - управления Федеральной Антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Миронова А.Г. в отношении Шаульской В. А. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - без изменения.

Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Т.К.Коваленко