ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-584/2021 от 10.11.2021 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №12-584/2021

Р Е Ш Е Н И Е

10 ноября 2021 года г.Пермь

Судья Дзержинского районного суда г.Перми Бейман О.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Попониным А.О.

с участием защитника ТСЖ «Докучаева,44» ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя Администрации г.Перми ФИО2, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Товарищества собственников жилья «Докучаева, 44» на постановление административной комиссии Дзержинского района г. Перми ... по ч.2 ст. 6.15 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (далее – Закон № 460-ПК),

у с т а н о в и л:

Постановлением административной комиссии Дзержинского района г.Перми ... ТСЖ «Докучаева, 44» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.15 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» по ст. 6.6 Закона № 460-ПК, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Административной комиссией Дзержинского района г.Перми установлено, что 15.07.2021 в 12 час. 14 мин. по адресу <...> на земельном участке с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом, ТСЖ «Докучаева, 44» допустило размещение некапитального нестационарного строения, сооружения- павильон «Coffee king», на земельном участке, на котором размещение таких объектов не допускается и должно соответствовать установленным видам разрешенного использования земельных участков, что является нарушением муниципального правового акта, а именно п. 9.4.4.2 «Правил благоустройства территории города Перми», утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277.

Не согласившись с постановлением, ТСЖ «Докучаева, 44 » направило в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы указывает, что сам по себе факт использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, в связи с чем за указанное деяние недопустимо привлекать к административной ответственности, предусмотренной законом субъекта РФ. Кроме того, для определения видов разрешенного использования того или иного земельного участка надлежит ориентироваться не только на запись в ЕГРН но и на классификатор видов разрешенного использования (п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Такой Классификатор утвержден Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412. В частности Классификатор устанавливает следующие виды разрешенного использования на которых расположен многоквартирный жилой дом: благоустройство придомовых территорий. В примечании 2 к Классификатору видов разрешенного использования указано: «Содержание видов разрешенного использования, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение объектов благоустройства, если федеральным законом не предусмотрено иное». Согласно п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ в понятие «элементы благоустройства» входят помимо прочего, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения. В соответствии с ГОСТ Р 559235-2013 «Состав и порядок разработки научно-проектной документации», пункт 3.18, к малым архитектурным формам относятся, в частности беседки, ротонды, киоски, павильона, навесы. Киоски и навесы относятся к некапитальным, нестационарным сооружениям ( п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ) из чего следует, что они относятся к элементам благоустройства территории. В соответствии с положениями ст. 20.6 Закона Пермского края № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» размещение некапитальных нестационарных строений и сооружений на придомовой территории многоквартирных домов допускается при соблюдении определенных процедур ( наличие разрешения собственника земельного участка и предоставление паспорта благоустройства, если порядок учета паспортов благоустройства установлен органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Таким образом, законодательством Пермского края в целом допускается размещение нестационарных объектов на придомовых территориях многоквартирных домов.

В судебном заседании защитник ТСЖ «Докучаева, 44» ФИО1, доводы жалобы поддержал. Настаивает на дополнительных письменных пояснениях к жалобе.

Представитель Административной комиссии Дзержинского района г. Перми ФИО2, против удовлетворения жалобы возражает по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, представленные административной комиссией Дзержинского района г.Перми, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч.2 по ст. 6.15 Закона № 460-ПК наступает за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившееся в размещении некапитальных нестационарных строений на территориях общего пользования (за исключением случаев размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной нормативным правовым актом органа местного самоуправления схемой размещения нестационарных торговых объектов), на детских и спортивных площадках, на газонах, цветниках, а также на иных объектах озеленения.

Пунктом 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от ... установлено, что размещение нестационарных объектов не допускается:

- на детских и спортивных площадках, на газонах, цветниках, а также на объектах озеленения общего пользования, за исключением объектов озеленения (парк, сад, сквер), на которых возможно размещение Нестационарных объектов в соответствии с перечнем объектов озеленения общего пользования, утверждаемым правовым актом администрации города Перми,

-должно соответствовать установленным видам разрешенного использования земельных участков (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством действие градостроительных регламентов на земельные участки не распространяется, а также случаев использования земель или земельных участков при размещении Нестационарных объектов без предоставления земельных участков в соответствии с законодательством),

-не допускается в границах территорий объектов культурного наследия, если в соответствии с требованиями к градостроительным регламентам и режимами использования земель данных территорий размещение Нестационарных объектов отдельных видов запрещено, а также в границах зон охраны объектов культурного наследия, если в соответствии с требованиями к градостроительным регламентам и режимами использования земель данных зон охраны размещение Нестационарных объектов отдельных видов запрещено.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... по адресу <...>, категории земель- земли населенных пунктов имеет разрешенное использование земельного участка –под многоэтажный жилой дом.

Управление многоквартирным жилым домом осуществляет ТСЖ «Докучаева, 44».

15.07.20201 года и.о. начальника сектора потребительского рынка Администрации Дзержинского района г.Перми ФИО3 и главным специалистом сектора потребительского рынка ФИО4 в соответствии с заданием №5 от 14.07.2021 года проведен плановый (рейдовый) осмотр части земельного участка с кадастровым номером 59:01:1715068:6 по адресу <...> (целевое назначение земельного участка согласно данным Публичной кадастровой карты – категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование: для многоэтажной застройки) в ходе которого выявлено расположение павильона «Coffee king» и торговой палатки «овощи-фрукты». Акт содержит указание на то, что выявлен факт самовольного размещения некапитальных нестационарных строений, сооружений, что является нарушением абз.3 п. 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 №277.

По результатам осмотра главным специалистом сектора потребительского рынка ФИО4 на имя первого заместителя главы администрации Дзержинского района г.Перми ФИО5 подано представление о выявленном нарушении по результатам рассмотрения которого принято решение о составлении протокола об административном правонарушении.

12.08.2021 начальником сектора потребительского рынка Администрации Дзержинского района г.Перми ФИО6 в отношении ТСЖ «Докучаева,44» составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 6.15 Закона Пермского края от ... «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

В соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы № 143 от 26 июня 2007 г., виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.

Приказом Росреестра от ... утвержден классификатора видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению к настоящему приказу.

В соответствии с которым вид разрешенного использования земельного участка «многоэтажная жилая застройка» согласно его описанию предполагает размещение многоквартирных домов этажностью 9 этажей и выше, благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме составляет более 15% от общей площади дома.

Согласно п.38 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства – это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно содержанию п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нестационарный объект относится к элементу благоустройства, применяемого в качестве составных частей благоустройства территории, вместе с тем, если благоустройство не является видом разрешенного использования земельного участка, элементы благоустройства допустимы только в качестве дополнительного использования земельного участка к основному при их совместной реализации.

Исходя из буквального толкования статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", порядок размещения нестационарных торговых объектов на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы распространяется только на случаи установки данных объектов на землях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.

Спорный земельный участок, на котором расположено спорное некапитальное строение, не находится в государственной либо муниципальной собственности, соответственно, порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Статьей 20.6 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК (ред. от 07.06.2021) "О градостроительной деятельности в Пермском крае" (принят ЗС ПК 25.08.2011) определены общие подходы к благоустройству придомовых территорий, а именно:

Правилами благоустройства территорий муниципальных образований Пермского края, помимо вопросов, указанных в части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", может регулироваться вопрос благоустройства придомовых территорий с учетом общих подходов, определенных настоящей статьей ( п.1).

На придомовой территории размещаются основные объекты и элементы благоустройства, а также дополнительные объекты и элементы благоустройства ( п.2).

К основным объектам и элементам благоустройства придомовой территории (далее - основные элементы благоустройства) относятся: детские и (или) спортивные площадки и (или) площадки для отдыха либо скамейки для отдыха; озеленение, включая цветники, газоны; тротуары и (или) внутренние проезды; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (при условии отсутствия в соответствующем многоквартирном доме мусоропровода или при его нефункционировании, а также отсутствия иных способов накопления и сбора твердых коммунальных отходов); урны; элементы освещения; парковка (парковочные места), и (или) ограждение (включая шлагбаум), и (или) нестационарное помещение поста охраны ( п.3).

Дополнительными объектами и элементами благоустройства придомовой территории (далее - дополнительные элементы благоустройства) являются объекты и элементы благоустройства придомовой территории, не относящиеся к основным элементам благоустройства, в том числе некапитальные нестационарные строения и сооружения( п.4).

Таким образом, из анализа приведенных норм в их совокупности можно сделать вывод о том, что при отнесений некапитальных нестационарных объектов к элементам благоустройства придомовой территории, размещение их на земельном участке с разрешенным использованием «под многоэтажный жилой дом» не исключается.

Согласно п.п.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.7 КоАП РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

В соответствии с положениями ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с пп.6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства административной комиссии Дзержинского района г.Перми № ... о привлечении Товарищества собственников жилья «Докучаева, 44» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.15 Закона Пермского края от 06.04.2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» не может быть признано законным и обоснованным, поскольку нарушение со стороны ТСЖ «Докучаева, 44» правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившееся в размещении некапитальных нестационарных строений на территориях общего пользования не является доказанным.

Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении№ ..., вынесенное административной комиссией, не является мотивированным, поскольку в нем не указано положения какого конкретного нормативного правового акта, прямо запрещающего размещение некапитального нестационарного строения, сооружения на земельном участке с разрешенным использованием «под многоэтажный жилой дом» нарушены со стороны ТСЖ, что в данном случае является нарушением положений ст. 29.10 КоАП РФ.

Помимо этого, в деле об административном правонарушении отсутствуют доказательства нахождения павильона «Coffee king» именно в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:1715068:6 по адресу <...> с разрешенным использованием «под многоквартирный жилой дом».

В ходе рассмотрения жалобы начальник сектора потребительского рынка администрации Дзержинского района г.Перми ФИО6 поясняла, что нарушение было выявлено в ходе планового рейдового осмотра, павильон расположен в границах территории земельного участка, что ей в ходе осмотра территории было определено с помощью приложения в мобильном телефоне.

Вместе с тем, как указывалось, выше из представленных материалов дела об административном правонарушении не усматривается, что начальник сектора потребительского рынка администрации Дзержинского района г.Перми ФИО6 участвовала в выполнении планового рейдового задания от 14.07.2021 года № 5, в именно в обследовании территории по адресу <...>, поскольку из представления о выявленном нарушении, акта ... года следует, что в обследовании территории по адресу <...> принимали участие и.о. начальника сектора потребительского рынка ФИО3 и главный специалист сектора потребительского рынка ФИО4 Производилась лишь фиксация фотоаапаратом Panasonic DMC-FS10 и отсутствует ссылка на использование какого либо мобильного приложения, позволяющего определить нахождение объекта в границах земельного участка с определенным кадастровым номером. Также отсутствует схема расположения павильона «Coffee king»с привязкой к границам земельного участка с кадастровым номером 59:01:1715068:6 по адресу <...>.

При этом договор на размещение нестационарного торгового объекта от 01.02.2021 года на размещение нестационарного торгового объекта на придомовой территории ТСЖ «Докучаева, 44», протокол общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме от 15.04.2020 с бесспорностью не подтверждают то обстоятельство, что в указанных документах речь идет о павильоне «Coffee king», размещение которого вменяется ТСЖ, поскольку в последнем речь идет о торговых павильонах «Овощи», «Табак», «цветы», «Куединский», а в договоре от 01.02.2021 объект не определен.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в т.ч. решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В связи с вышеизложенным постановление в связи с чем постановление подлежит отмене ввиду недоказанности обстоятельств на основании которых было вынесено постановление, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Докучаева, 44» прекращению.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу Товарищества собственников жилья «Докучаева, 44»- удовлетворить.

Постановление административной комиссии Дзержинского района г.Перми ... о привлечении Товарищества собственников жилья «Докучаева, 44» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.15 Закона Пермского края от ... «Об административных правонарушениях в Пермском крае» отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Товарищества собственников жилья «Докучаева, 44» -прекратить.

Решение в срок 10 дней с момента получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья- подпись. Копия верна.

Судья О.Е. Бейман