ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-584/2022 от 29.07.2022 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-584/2022

Решение

г. Звенигово 29 июля 2022 года

Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Николаевой Н.В. на постановление по делу об административном правонарушении № 012/04/7.31-361/2022 от 27 мая 2022 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО3 № 012/04/7.31-361/2022 от 27 мая 2022 года работник контрактной службы администрации Звениговского муниципального района Николаева Н.В. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, Николаева Н.В. обратилась с жалобой в суд, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку сведения о включении ее в состав контрактной службы за период с 26 июля 2021 года по настоящее время не вносились.

Подробное обоснование доводов приведено заявителем в письменной жалобе.

В судебном заседании Николаева Н.В. и ее защитник - по доверенности Зайнуллина Л.А. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, дополнили, что приказ Минэкономразвития России от 29 октября №631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе утратил силу с 27 ноября 2020 года.

ПредставительУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Проверив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ административная ответственность наступает за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.

Согласно ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип открытости и прозрачности. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная названным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Из ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе следует, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии с ч. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Таким образом, соглашение о расторжении муниципального контракта не может являться действительным, а контракт расторгнутым, ввиду не принятия предложения о расторжении контракта одной из сторон.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение о расторжении контракта подписано с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания, направляется с использованием единой информационной системы в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, для включения в реестр контрактов.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Николаевой Н.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что Администрацией Звениговского муниципального района Республики Марий Эл проводилась закупка №0 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Школа на 550 мест в г. Звенигово Республики Марий Эл». По результатам проведения указанной закупки 08 декабря 2020 года между Заказчиком и ООО «Строительная компания «<.....>» был заключен контракт с реестровым номером на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Школа на 550 мест в <адрес> Республики Марий Эл» на сумму 2 137500 рублей. 28 декабря 2021 года в единой информационной системе размещено соглашение о расторжении контракта от 24 декабря 2021 года, согласно которому стороны расторгают муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации. Согласно информации, размещенной на сайте единой информационной системы, указанное дополнительное соглашение размещено без подписи директора ООО «Строительная компания «<.....>» или его представителя.

Данные выводы должностного лица основаны на следующих доказательствах: протоколе об административном правонарушении от 05 мая 2022 года, решении комиссии по контролю в сфере закупок по делу от 14 февраля 2022 года, предписании об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делу от 14 февраля 2022 года, протоколе подведения итогов аукциона в электронной форма от 26 ноября 2020 года, муниципальным контрактом на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Школа на 550 мест в г. Звенигово Республики Марий Эл» от 08 декабря 2020 года, дополнительных соглашениях , к муниципальному контракту от 29 января 2021 года и 08 февраля 2021 года, дополнительном соглашении о расторжении муниципального контракта от 24 декабря 2021 года, уведомлении ООО «<.....>» о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 11 ноября 2021 года.

Вместе с тем с такими выводами должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 ст. 2 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

В силу требований ст. 38 Закона о контрактной системе в целях организации закупочной деятельности заказчики создают контрактные службы или назначают ответственное лицо за осуществление закупок (контрактный управляющий).

Распоряжением администрации Звениговского муниципального района от 26 июля 2021 года Николаева Н.В. назначена на должность руководителя отдела финансирования и бухгалтерского учета, главного бухгалтера администрации района.

Согласно пункту 2.14 должностной инструкции, утвержденной главой администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл 01 июня 2021 года, руководитель отдела финансирования и бухгалтерского учета - главный бухгалтер осуществляет деятельность в составе контрактной службы администрации района в соответствии с регламентом контрактной службы. С должностными обязанностями главного бухгалтера Николаева Н.В. ознакомлена 01 июня 2021 года.

Постановлением главы администрации «Звениговский муниципальный район» от 16 мая 2017 года создана контрактная служба Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» в следующем составе: ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, а также утвержден Регламент работы контрактной службы Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», распределены обязанности между работниками контрактной службы.

В соответствии с приложением 1 регламента работы контрактной службы администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл работник контрактной службы – руководитель отдела финансирования и бухгалтерского учета, главный бухгалтер размещает в единой информационной системе информацию об исполнении контракта, в том числе информацию об изменении контракта или о расторжении контракта.

Из должностной инструкции муниципального служащего администрации МО «Звениговский муниципальный район» следует, что в должностные обязанности главного специалиста отдела экономики и развития сельскохозяйственного производства входят, в том числе, размещение в единой информационной системе план закупок, план-график, в том числе изменения к ним, извещения об осуществлении закупок. Документацию о закупках, проекты контрактов, изменения в извещения об осуществлении закупок и в документации о закупках, организация заключения контракта путем направления проекта контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) и предоставление полученного от постащика (подрядчика, исполнителя) подписанного с его стороны проекта контракта для подписания его Заказчиком, составление и размещение в единой информационной системе информации о заключенных муниципальных контрактах Администрации района.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Сведений о том, что Николаева Н.В. входит в состав контрактной службы, а также что она ознакомлена с Регламентом работы контрактной службы Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», с должностной инструкцией муниципального служащего администрации МО «Звениговский муниципальный район» замещающего должность главного специалиста отдела экономики и развития сельскохозяйственного производства, в материалах дела не имеется, а должностная инструкция главного бухгалтера, с которой ознакомлена Николаева Н.В. содержит лишь общие обязанности по осуществлению деятельности в составе контрактной службы без раскрытия содержания данной деятельности.

Изложенное свидетельствует о том, что должностным лицом при рассмотрении дела не была дана должная оценка данным обстоятельствам.

Данные обстоятельства существенным образом повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на оценку имеющихся в деле доказательств.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с этим обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, так как сроки давности привлечения к административной ответственности Николаевой Н.В. на момент рассмотрения жалобы не истекли.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, после чего принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012/04/7.31-361/2022 от 27 мая 2022 года о назначении Николаевой Н. В. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.В. Тарасов

Решение03.08.2022