ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-585/19 от 23.10.2019 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №12-585/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан Багаутдинова Г.Р., рассмотрев жалобу ООО «Прикамское карьероуправление» на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по РТ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Прикамское карьероуправление» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Постановлением и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по РТ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Прикамское карьероуправление» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Не согласившись с данными постановлениями, ООО «Прикамское карьероуправление» обратилось в суд с жалобой. Просит постановления отменить, производство по делу прекратить, указывая, что сбор и фиксация доказательств при производстве по делу об административном правонарушении произведены с грубым нарушением требований закона со стороны должностных лиц Управления Россельхознадзора по РТ. На момент осмотра части земельного участка срок исполнения решения Арбитражного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ не наступил, поскольку действовала рассрочка до ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем ими были проведены мероприятия по рекультивации, улучшению и защите замель. Кроме того, ходатайствует о восстановлении срока обжалования постановления, в виду пропуска срока в связи с тем, что определением Арбитражного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления об отмене постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и о прекращении производства по делу.

Представитель ООО «Прикамское карьероуправление» в судебном заседании жалобу поддержал.

Представитель Управления Россельхознадзора с жалобой не согласился, указав, что постановления вынесены законно и обоснованно.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1,2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч.1).

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч.2).

Постановления о привлечении ООО «Прикамское карьероуправление» к административной ответственности вынесено ДД.ММ.ГГГГ, копия указанных постановлений вручена ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «Прикамское карьероуправление» подало заявления в Арбитражный суд РТ о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административных наказаний от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом РТ вынесены определения об отказе в принятии вышеуказанных заявлений.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ жалобы на постановления от ДД.ММ.ГГГГ направлены по почте в Альметьевский городской суд РТ.

При таких данных, суд причину пропуска срока обжалования находит уважительной, срок обжалования подлежащим восстановлению.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно требованиям пунктов 1 и 2 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ГОСТом 26640-85 «Земли» охрана земель – это комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.

Из материалов дела следует, что согласно акта планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, принадлежащем ООО «Прикамское карьероуправление», с кадастровым номером , общей площадью 271259 кв.м., расположенный южнее населенного пункта <адрес>, выявлен несанкционированный карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песок) на площади 4,7 га. Следов проведения рекультивации нарушенных земель не обнаружено (прилагается фототаблица).

По результатам планового (рейдового) осмотра на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по РТ в отношении ООО «Прикамское карьероуправление» была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой юридическое лицо привлечено к административной ответственности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ. Выводы о виновности Общества сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.

При рассмотрении жалобы ООО «Прикамское карьероуправление» установлено, что факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ;

распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и другими собранными по делу доказательствами.

Указанные выше доказательства являются относимыми и допустимыми и в совокупности опровергают доводы жалобы юридического лица.

Доводы представителей ООО «Прикамское карьероуправление» о том, что на момент рейдового осмотра действовала отсрочка на выполнение рекультивации по решению Арбитражного суда РТ до ДД.ММ.ГГГГ, ими до ДД.ММ.ГГГГ были проведены мероприятия по рекультивации, улучшению и защите земель, о чем свидетельствуют представленные ими в судебное заседание договор на рекультивацию от ДД.ММ.ГГГГ, акты о приемке выполненных работ за ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит несостоятельными.

На момент составления протокола об административном правонарушении и привлечении юридического лица к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Прикамское карьероуправление» не представляло какие либо данные о проведенных мероприятиях по рекультивации, улучшению и защите земли, в связи с чем отсутствовали оснований и для повторного осмотра указанного земельного участка.

Кроме того, согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О проведении рекультивации и консервации земель" завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются:

а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;

б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.

Из п.31 указанных Правил следует, что в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил.

Указанные в вышеизложенных Правилах мероприятия ООО «Прикамское карьероуправление» выполнены не были, что вызывает обоснованное сомнение в проведении рекультивации, улучшению и защите земель.

Суд не усматривает нарушений Федерального закона ФЗ при проведении проверки в отношении юридического лица, о чем указано в жалобе.

То обстоятельство, что в настоящее время земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, не опровергает виновность юридического лица во вменяемом правонарушении.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При вынесении оспариваемых актов положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, вышеустановленные нарушения требований законодательства были выявлены в рамках одной проверки.

Рассмотрение возбужденных в отношении ООО «Прикамское карьероуправление» дел об административных правонарушениях подведомственно одному лицу.

Следовательно, ООО «Прикамское карьероуправление», совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.7 ч.1, ч.2 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции данной статьи.

Нарушений, которые могут повлечь за собой отмену обжалуемых постановлений, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Восстановить срок обжалования постановления и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, постановления и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по РТ от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановления и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по РТ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Прикамское карьероуправление» изменить.

Назначить ООО «Прикамское карьероуправление» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных 8.7 ч.1 и 8.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 (четырестатысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Альметьевский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья: