ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-585/19 от 31.07.2019 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № № ******

УИД № № ******

РЕШЕНИЕ

«31» июля 2019 года г. Екатеринбург

Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стоянов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Метелева Я.М. на постановление № 03-02-18/33-2019 старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Киткиной Е.И. от 14.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Метелева Яна Михайловича,

установил:

Постановлением должностного лица от 14.06.2019 начальник аэродромной службы ПАО «Аэропорт Кольцово» Метелев Я.М. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, поскольку юридическое лицо допускает сброс сточных вод, минуя очистные сооружения, через канаву с восточной стороны, впадающую в р. Исток, перед выходом за территорию аэропорта (у ограждения), при отсутствии решения о представлении водного объекта в пользование, нормативов допустимых сбросов, веществ и микроорганизмов в водные объекты, чем нарушены требования ст.ст. 11,14 Водного кодекса РФ, а также ст.ст. 22,23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Метелев Я.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы заявитель пояснил, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку ПАО «Аэропорт Кольцово» не осуществляется сбор сточных вод в целях их сброса в водный объект, устройство канавы определено проектной документаций, получившей положительное заключение ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ» и имеет своей целью исключение подтопления объекта (КРМ-260) радиотехнического обеспечения ИВПП-2 на случай весенних паводковых вод, при этом в иной временной период сброс грунтовой и дождевой воды по канаве в р. Исток не происходит.

В судебном заседании защитник Метелева Я.М. – Берсенева О.В. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, также полагала, что Метелев Я.М. не является должностным лицом по смыслу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Просила об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо Киткина Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Выслушав объяснения защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 4 ст. 23 указанного Закона предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

В соответствии со ст. ст. 35, 39, 44 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения; использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Как следует из содержания ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 56 Водного кодекса РФ предусмотрено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), что следует из содержания п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа № 300 заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Кшивы И.С. от 15.03.2019 в отношении ПАО «Аэропорт Кольцово» в период с 02.04.2019 по 29.04.2019 проведена плановая выездная проверка на предмет проверки соблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

По результатам проверки установлено, что ПАО «Аэропорт Кольцово» является водопользователем реки Исток на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 66-14.01.05.005-Р-РСВХ-С-2016-01734/00 от 23.06.2016, которым установлены максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах. Приказом и.о. руководителя Нижне-обского бассейнового водного управления от 22.04.2016 по согласованию с Ропотебнадзором и Росприроднадзором для ПАО «Аэропорт Кольцово» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Исток. Являясь водопользователем, ПАО «Аэропорт Кольцово» осуществляет сброс сточных вод в выпуске № 1 в реку Исток. Вместе с тем, юридическое лицо допускает сброс сточных вод, минуя очистные сооружения, через канаву с восточной стороны, впадающую в р. Исток, перед выходом за территорию аэропорта (у ограждения), при отсутствии решения о представлении водного объекта в пользование, нормативов допустимых сбросов, веществ и микроорганизмов в водные объекты, чем нарушены требования ст.ст. 11,14 Водного кодекса РФ, а также ст.ст. 22,23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Признавая Метелева Я.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, проанализировав его должностную инструкцию, должностное лицо пришла к выводу о наличии совокупности оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

Вместе с тем, с указанными выводами должностного лица не нахожу оснований согласиться.

Так, в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

Таким образом, для привлечения Метелева Я.М. к административной ответственности как должностного лица необходимо установить противоправное, виновное невыполнение им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в ПАО «Аэропорт Кольцово».

Из содержания должностной инструкции начальника аэродромной службы ПАО «Аэропорт Кольцово», утвержденной 31.07.2017, следует, что в сферу его должностных обязанностей входит обеспечение работы аэродромной службы, включая функционирование работы аэродрома, в чем бы оно не заключалось, в целях обеспечения безопасного полета воздушных судов, при этом на него не возложено обязанностей, а также не предоставлены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия, связанные с выполнением природоохранного законодательства, в том числе в части соблюдение условий водопользования, на него не возложено обязанностей по контролю за сбором сточных и/или дренажных вод, их поступлением в очистные сооружения и сброс в р. Исток в предусмотренном решением о предоставлении водного объекта в пользование месте.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что Метелев Я.М. не является субъектом административного правонарушения по ст. 7.6 КоАП РФ, следовательно, состав правонарушения в его действиях отсутствует, в связи с чем постановление должностного лица подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление № 03-02-18/33-2019 старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Киткиной Е.И. от 14.06.2019 – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Метелева Яна Михайловича – прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Стоянов Р.В.