Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 03 августа 2021 года
Судья Тосненского городского суда <адрес>ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене данного постановления, прекращении производства по делу. В жалобе указывается, что мировым судьей дело не было рассмотрено всесторонне и полно, не учтено, что ФИО1, управляя транспортным средством, принадлежащим ФИО2 и находящимся во владении и пользовании ООО «Стрелец» по договору аренды, являлся работником ООО «Стрелец», находился с ООО «Стрелец» в трудовых отношениях, следовательно, осуществлял трудовые обязанности, а исполнял возложенные на него трудовые обязанности. Также не учтено, что сотрудниками <адрес> по транспорту допущено нарушение Административного регламента от ДД.ММ.ГГГГ№.
Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие ФИО1 и его защитника ФИО3, поскольку о времени месте рассмотрения дела извещены, в суд не явились, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Допрошенный в судебном заседании главный специалист <адрес> по транспорту ФИО4 показал, что межведомственной комиссией <адрес>, созданной в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 830-рг "Об образовании межведомственной транспортной комиссии при <адрес>", и в которую входил он, ФИО4, а также сотрудник ГИБДД, в <адрес> были проведены проверочные мероприятия по контролю за соблюдением требований, установленных частью 16 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси, поэтому оснований для применения положений Административного регламента, утвержденного приказом <адрес> по транспорту от 06.05.2020г. №, не имелось. Сотрудником ГИБДД было остановлено транспортное средство, осуществлявшее перевозку пассажиров и багажа, водитель ФИО1 предъявил сотруднику ГИБДД документы, в том числе, разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга, выданное ООО «Стрелец», путевой лист легкового такси, выданный водителю ФИО1 ООО «Стрелец» как перевозчиком. По данным обстоятельствам были составлены два протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ: в отношении ФИО1 и в отношении ООО «Стрелец», поскольку в данном случае, оба субъекта осуществляли предпринимательскую деятельность. ФИО1 в своем объяснении указал, что работает в ООО «Стрелец» водителем, однако учитывая, что хотя договор фрахтования заключается от имени юридического лица, но самим водителем, который и взимает с пассажиров денежные средства за перевозку, сам ФИО1 также осуществляет предпринимательскую деятельность. Кроме того, ФИО1 не были представлены документы, подтверждающие наличие между ним и ООО «Стрелец» трудовых отношений. Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Стрелец» на рассмотрение передан в Арбитражный суд <адрес> и <адрес>, решением от 02.06.2021г. ООО «Стрелец» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав ФИО5, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 28 минут по адресу: <адрес>А, ФИО1, управляя транспортным средством «HYUNDAI GRAND STAREX» с государственным регистрационным знаком <***>, осуществлял предпринимательскую деятельность – перевозку пассажиров и багажа легковым такси, без специального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
При указанных обстоятельствах мировой судья пришел к выводу о том, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Между тем, с указанными выводами согласиться нельзя.
В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом, федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного закона, и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси определена п.п. 1, 2, 3 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (п.1). Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика. Действие данных требований может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (п.2). Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров (п.3).
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).
Выдача разрешений на осуществление перевозок легковым такси не связана исключительно с правом собственности на автотранспортное средство, поскольку таковое по прямому указанию названной выше нормы права может находиться у фактического перевозчика на праве хозяйственного ведения, в лизинге или аренде.
При этом из положений ст.ст. 1, 3, 7 Закона № 69-ФЗ следует, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на конкретное транспортное средство, предполагающееся использовать в качестве такси, получает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а не водитель, исключение составляет случай, когда водитель и индивидуальный предприниматель совпадают в одном лице. После получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения оно вручается водителю транспортного средства, указанного в разрешении, для непосредственной перевозки пассажиров и багажа.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ, состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
К административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии (разрешения) может быть привлечено лицо, которое фактически осуществляет вид деятельности, для которого требуется специальное разрешение, а применительно к настоящей ситуации - является перевозчиком согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Осуществление перевозки определенным лицом (организацией либо индивидуальным предпринимателем) сопровождается, и, следовательно, может быть подтверждена путевым листом, чеком (квитанцией) об оплате перевозки, объяснениями водителя и трудовым (гражданско-правовым) договором с водителем.
Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, в частности, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премии, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что граждане, в трудовые функции или должностные обязанности которых не входит соблюдение правил специального разрешения, не могут нести административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, поскольку нарушителем порядка осуществления предпринимательской деятельности, для осуществления которой необходимо специальное разрешение, может признаваться ее субъект или ответственный участник.
При составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 в объяснении указал, что управлял транспортным средством, осуществляя перевозку пассажиров и багажа, водителем такси в ООО «Стрелец» (л.д. 5). Как следует из материалов дела, после остановки ФИО1 сотруднику ГИБДД в том числе, предъявлены: свидетельство о регистрации транспортного средства «HYUNDAI GRAND STAREX» с государственным регистрационным знаком <***> (л.д. 9-10), разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга, выданное ООО «Стрелец» 24.11.2016г. на срок 5 лет, на автомобиль «HYUNDAI GRAND STAREX» с государственным регистрационным знаком <***> (л.д. 10-11), а также путевой лист легкового такси АБ № от 16.03.2021г., выданный ООО «Стрелец» на автомобиль «HYUNDAI GRAND STAREX» с государственным регистрационным знаком <***>, водителю ФИО1, из которого следует, что перевозчиком являлось ООО «Стрелец» (л.д. 7).
Сведения о том, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, материалы дела не содержат.
Согласно показаниям главного специалиста <адрес> по транспорту ФИО4, по факту перевозки 16.03.2021г. в <адрес> пассажиров и багажа без специального разрешения автомобилем HYUNDAI GRAND STAREX» с государственным регистрационным знаком <***>, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, также составлен в отношении ООО «Стрелец».
Решением Арбитражного суда <адрес> и <адрес> от 02.06.2021г. ООО «Стрелец» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (Дело № А56-33411/2021) (л.д. 102-105).
Указанные обстоятельства создают квалифицированные сомнения в том, что 16.03.2021г., ФИО1, осуществляя перевозку пассажиров и багажа легковым такси на автомобиле «HYUNDAI GRAND STAREX» с государственным регистрационным знаком <***>, самостоятельно осуществлял деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (предпринимательскую деятельность), а выполнение при этом ФИО1 обязанностей, вытекающих из трудового или гражданско-правового договора, не содержит состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ. Доказательств в подтверждение того, что соблюдение разрешительных требований охватывалось трудовыми функциями или должностными обязанностями ФИО1 как водителя транспортного средства, не представлено.
При таком положении постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с прекращением производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1, отменить, производство по делу - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО6