ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-587/2021 от 27.09.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Киселевич А.А. Дело № 12-587/2021

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 27 сентября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении начальника отдела материально-технического обеспечения Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» (далее – ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ») ФИО1,

установил:

постановлением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 22 июля 2021 года начальник отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Жебель В.Г. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с постановлением судьи городского суда, Жебель В.Г. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить вышеназванное постановление, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано на неверную оценку судьей городского суда установленных обстоятельств и на нарушение норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом. Должностное лицо Жебель В.Г. просила жалобу рассмотреть в её отсутствие.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей городского суда, на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела государственного надзора в сфере охраны культурного наследия управления государственного надзора объектов культурного наследия департамента государственной охраны культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. был проведен осмотр объекта культурного наследия «<данные изъяты>», находящегося по адресу: <адрес> отнесенного постановлением Совета Министров УССР от 06 сентября 1979 года № 442 и распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р к объектам федерального значения (л.д.5).

В ходе осмотра уполномоченным лицом административного органа выявлено, что на объекте культурного наследия федерального значения – «<данные изъяты>.», находящегося по адресу: <адрес> проводятся ремонтные работы: на фасаде здания (<адрес>, установлены строительные леса, ведутся работы по ремонту трещин; штукатурка и окраска фасада здания, который является предметом охраны, утвержденным приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 28 февраля 2019 года №36 (л.д.6-12).

По результатам осмотра состояния объекта культурного наследия консультантом отдела государственного надзора объектов культурного наследия департамента государственной охраны культурного наследия Арбузовой Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт (л.д.6-12).

Распоряжением правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 года № 2073-р объекты культурного наследия, расположенные на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в том числе: «<данные изъяты> находящийся по адресу: <адрес> отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектом культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 30 марта 2016 года №52 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца указанного объекта культурного наследия и направлено в адрес ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» (л.д.16-30).

Из письма ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проектная документация на проведение ремонтных работ на объекте федерального значения - «<данные изъяты> отсутствует. Сведений о наличии у лиц, проводивших работы лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, не имеется. Указанные работы по локальной зачистке микротрещин поверхностного слоя штукатурки с последующей окраской в цвет существующего слоя проведены по распоряжению начальника отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Жебель В.Г. без согласования с руководством ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» и органом охраны культурного наследия (л.д 43, 43 об.).

Приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 28 февраля 2019 года №36 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», находящегося по адресу: <адрес> к которому отнесены, в том числе архитектурно-художественное решение фасадов (л.д.31-40).

Приказом ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» от ДД.ММ.ГГГГ Жебель В.Г. назначена на должность начальника отдела материально-технического обеспечения. Согласно п.1 должностной инструкции, начальник отдела должен знать законодательные и нормативные правовые акты и в соответствии с п.2.2 руководит разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений (л.д.44-45, 46-49).

ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела государственного надзора в сфере охраны культурного наследия Арбузовой Т.Н. в отношении начальника отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Жебель В.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, из которого следует, что в нарушение ст.40, 45, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, ст.28 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым», то есть в нарушение действующего законодательства должностным лицом Жебель В.Г. ремонтные работы на фасаде объекта организованы без согласования с органами охраны культурного наследия проектной документации, лицами, не имеющими лицензии на осуществление деятельности по состоянию объектов культурного наследия, без письменного разрешения на их проведение (л.д.1-2).

Диспозицией ст.7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.17.14 КоАП РФ, является общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований об охране объектов культурного наследия. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме вины.

В силу положений ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

В частности, такие работы проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, при условии осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурною наследия за их проведением.

П.7 ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ремонт памятника предполагает осуществление научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Противоаварийные, ремонтно-реставрационные работы осуществляются в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным законодательством Российской Федерации.

Исполнители работ должны обеспечивать соответствие технологических приемов и методов производства работ требованиям сохранения, раскрытия и восстановления исторической, научной, художественной или иной культурной ценности памятника, обеспечения условий для его современного использования и физического долголетия.

Согласно ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны (п.1):

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п.2).

В случае обнаружения при проведении работ на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, в границах которого располагается объект археологического наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, осуществляют действия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 47.2 настоящего Федерального закона (п.3).

В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования: 1) к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности; 2) к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия; 3) к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия (п.4).

В соответствии с п.1 ст.28 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» работы по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия Республики Крым, и проектной документации, согласованной им, и при условии осуществления технического, авторского и государственного надзора за их проведением в области охраны культурного наследия.

Ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

Виновность начальника отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Жебель В.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью доказательств по делу, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-2); письменными пояснениями Жебель В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3); заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5); актом осмотра состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.6, 6 об., 7-12); приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>.», по адресу: <адрес> (л.д.16-30); приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 28 февраля 2019 года №36 об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты> (л.д.31-40); ответом генерального директора ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43); приказом генерального директора ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» от ДД.ММ.ГГГГ-лс по личному составу (л.д.44-45); должностной инструкцией начальник отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» (л.д.46-49) и другими материалами дела.

Доводы жалобы о том, что никакие ремонтные и реставрационные работы не проводились, а только проводились хозяйственные работы без согласования с органом охраны культурного наследия, опровергаются материалами дела, в том числе актом осмотра состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.6, 6 об. 7-12), которое допущенных нарушений не опровергает.

Все доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного прихожу к выводу, что судья городского суда обоснованно установил наличие виновности начальника отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Жебель В.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и привлек её к административной ответственности за данное правонарушение.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления судьи, при производстве по делу в отношении начальника отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Жебель В.Г. допущено не было.

Таким образом, прихожу к выводу, что начальник отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Жебель В.Г. обоснованно и на законных основаниях привлечена к административной ответственности.

При назначении наказания начальнику отдела материально-технического обеспечения ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Жебель В.Г., судья городского суда учел характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств.

Размер назначенного наказания соответствует санкции ст.7.14 КоАП РФ и является справедливым.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, бремя доказывания распределено правильно.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения,

постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела материально-технического обеспечения Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» ФИО1, - без изменения.

Судья В.В. Агин