к делу № 12-58/16
Р Е Ш Е Н И Е
ст. Северская 11 апреля 2016 года
Судья Северского районного суда Краснодарского края Полозков Е.И.,
с участием представителя ООО «Ильский НПЗ» К.О.В.., главного государственного инспектора Северского района по использованию и охране земель М.А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Ильский НПЗ», ИНН № ОГРН №, расположенного по адресу: <адрес>», ранее не привлекавшегося к административной ответственности, по жалобе представителя ООО «Ильский НПЗ» К.О.В. на постановление главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
главным государственным инспектором <адрес> по использованию и охране земель ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о привлечении юридического лица ООО «Ильский НПЗ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ в виду того, что земельный участок используются не по целевому назначению, на земельном участке с кадастровым № сельскохозяйственного назначения имеется гравийно-песчаная смесь, отсыпанная гравийная дорога, используемая ООО «Ильский НПЗ» на постоянной основе в целях функционирования промышленного завода, в связи с чем, указанному обществу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Ильский НПЗ» обжаловал в Северский районный суд <адрес> указанное постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, и в жалобе представитель указанного общества просит признать незаконным и отменить обжалуемое постановление, а производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, обосновывая доводы жалобы тем, что строительство линейных объектов на части земельного участка сельскохозяйственного назначения ведется на основании разрешения на строительство № по правилам, установленным ч. 2 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с утвержденным ООО «Ильский НПЗ» проектом рекультивации и проектной документацией: «Реконструкция ООО «Ильский НПЗ» внутризаводские сети и сооружения 09/2012-ООС», Положительное заключение Государственной экспертизы №
Главный государственный инспектор <адрес> по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>М.А.Н. пояснила суду о том, что земельный участок с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности ООО «Ильский НПЗ», о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации права №.
При проведении осмотра территории и изучении материалов, имеющих отношение к земельному участку, установлено, что часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. сельскохозяйственного назначения из земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым № используется не по целевому назначению. На землях сельскохозяйственного назначения имеется гравийно-песчаная смесь, отсыпанная гравийная дорога, используемая ООО «Ильский НПЗ» на постоянной основе в целях функционирования промышленного завода.
В ходе рассмотрения постановления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. документы об изменении целевого назначения земельного участка не предоставлялись, изменения в сведения ЕГРП и ГКН не вносились.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, у ООО «Ильский НПЗ» документы, разрешающие использование земельного участка сельхозназначения для целей, указанных в законе, соответствующих тем, для которых использовался исследованный земельный участок, не имелись, и, как подтверждает представитель ООО «Ильский НПЗ» К.О.В. в своей жалобе, за соответствующим разрешением и согласованием проекта рекультивации в установленном порядке Общество не обращалось, мотивируя это тем, что до настоящего времени органы исполнительной власти не разработали и не утвердили порядок получения указанных документов. Кроме того, ссылается на наличие положительного заключения государственной экспертизы о соответствии проектной документации в полном объеме, в частности, проектных решений рекультивации земель ООО «Ильский НПЗ» требованиям законодательства РФ.
Однако с этими доводами согласиться нельзя, поскольку установленный законом перечень документов и порядок их получения являются обязательными для исполнения всеми лицами, вне зависимости от наличия иных документов, полученных для иных целей и в другом порядке.
К тому же, на основании п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
То обстоятельство, что Общество в установленном порядке не обратилось за получением необходимых документов по использованию земельного участка для целей, не определенных видом разрешенного использования, дает основание полагать, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры, в силу чего, в его действиях усматривается состав административного правонарушения.
В силу ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Доводы представителя К.О.В. являются необоснованными, направленными на иную оценку обстоятельств дела, поэтому не являются основанием для отмены постановления главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Таким образом, в действиях ООО «ИльскиЙ НПЗ» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Кроме этого, при обращении в районную комиссию по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения по предприятиям АПК <адрес>, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, членами комиссии указано, что представленная рабочая документация по вопросам рекультивации земель ООО «Ильский НПЗ» не соответствует требованиям действующего законодательства, не содержит кадастровых номеров земельных участков, подлежащих рекультивации, нет схем, не указаны сроки проведения рекультивации. Кроме этого отсутствует согласование с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Управлением Росреестра по <адрес>.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, носит длящийся характер, поскольку обусловлено с длительным невыполнением возложенных на лицо установленных законом обязанностей под угрозой привлечения к ответственности, продолжающимся на следующий и последующие дни.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Таким образом, в действиях ООО «Ильский НПЗ» выявлено длящееся нарушение требований статей 7 и 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в использовании земельного участка не в соответствии с документировано-установленными и учтенным в государственном кадастре недвижимости видом разрешенного использования земельного участка.
Действующее земельное законодательство устанавливает различный правовой режим использования земельных участков в зависимости от его принадлежности к категории земель и вида разрешенного использования.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, в т.ч. земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу под. 2 п.1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из ст. ст. 40, 41, 43 Земельного кодекса РФ и ст. ст. 262, 264 Гражданского кодекса РФ, право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам ст. ст. 5, 41 Земельного кодекса РФ относят землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
Исходя из ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 7 и 42 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: 1 - принадлежность земельного участка к определенной категории земель; 2 - принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Статья 77 Земельного кодекса РФ относит к землям сельскохозяйственного назначения земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Согласно п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Однако вышеуказанная норма регулирует вопрос перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, предоставляемых на период строительства линейных объектов, при этом данная норма ч. 2 ст. 78 ЗК РФ не содержит исключений в отношении необходимости изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" газопроводы, нефтепроводы, иные трубопроводы и другие подобные сооружения отнесены к категории линейных объектов.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ под строительством признаётся создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Из вышеизложенного следует, что производство сельскохозяйственной продукции и строительство железнодорожных путей, гравийной дороги относятся к различным видам деятельности, в этой связи при осуществлении строительства на земельном участке, предназначенном для производства сельхозпродукции, необходимо привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию, путем осуществления юридически значимых действий по выбору вида разрешенного использования земельного участка, связанного со строительством линейного объекта и последующего осуществления его государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. Часть 6 этой же статьи ГрК РФ указывает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований. Аналогичная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В отсутствие вышеуказанных процедур, земельный участок фактически используется ООО «Ильский НПЗ» не в соответствии с его документированно учтённым видом разрешенного использования, указанным в сведениях государственного кадастра недвижимости и свидетельстве о государственной регистрации права, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями ст. ст. 7 и 42 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, норма, предусмотренная ч. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ, в данном случае не применима, поскольку указанная норма допускает лишь возможность не осуществлять перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в порядке, регламентированном ст. 8 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» на период строительства соответствующего линейного объекта, не исключая необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка, то есть изменения цели его предоставления и разрешения уполномоченного органа на использование земельного участка в составе категории земель сельскохозяйственного назначения на период строительства.
Правовой позицией, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, разъяснено, что изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости. Аналогичная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Согласно ч. 3 ст. 1 и п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в результате государственного кадастрового учета сведений о виде разрешенного использования земельного участка подтверждается существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Положение п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривает, что в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении (установлении) одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № было отмечено, что выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с законом № 221-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (п. 14 ч. 2 ст. 7 закона № 221-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Таким образом, в соответствии с положениями статей 7, 8, 11.1 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» категория земель, к которой отнесен земельный участок, и разрешенное использование земельного участка в числе других относятся к сведениям о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Действующее законодательство не предусматривает государственный кадастровый учёт сведений о виде разрешенного использования части земельного участка. Статья 7 Земельного кодекса РФ, ст. 37 Градостроительного кодекса РФ определяют возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка как единого объекта недвижимого имущества. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости и Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№, также не предусматривают внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования применительно к части земельного участка. Следовательно, использование части площади земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования нарушает правовой режим и вид разрешенного использования всего земельного участка как единого объекта земельных отношений, то есть факт частичного или полного использования земельного участка не в целях, определенных видом разрешенного использования, не влияет на исключение нарушений требований ст. 42 Земельного законодательства РФ и наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Для соблюдения действующего законодательства необходимо было использовать земельный участок в соответствии с документировано-оформленным и учтенным в государственном кадастре недвижимости видом разрешенного использования либо оформить в установленном порядке изменение (дополнение) вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования. Наличие у одного земельного участка более чем одного вида разрешенного использования законодательством не запрещается (аналогичная позиция сформулирована в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №). При должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей лицо должно было своевременно предпринять все необходимые меры по оформлению изменения (дополнения) существующего вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Представитель ООО «Ильский НПЗ» К.О.В. считает, что объекты, находящиеся на указанном земельном участке, обладают признаками линейных объектов, хотя данные обстоятельства не подтверждены материалами дела об административном правонарушении.
Градостроительным кодексом РФ к линейным объектам отнесены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, расположенные в пределах линий, которые обозначают планируемые (измеряемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков.
Основными характеристикам линейных объектов является их длина (протяженность) объекта, которая намного превышает его ширину, вторая особенность - линейный объект является сооружением, третья особенность - это то, что линейным объектам свойственна связь с землей, с земельными участками. Четвертая особенность - в их состав могут входить площадные объекты, технологически связанные с линейным объектом. В зависимости от связи с землей можно выделить надземные (воздушные), наземные (поверхностные) и подземные виды линейных объектов. В зависимости от назначения линейных объектов, можно выделить следующие виды: транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные дороги, троллейбусные линии); электрические сети; канализационные и ливневые коллекторы; линии связи; водоводы и водопроводы; газопроводы; нефтепроводы; водоводы; коллекторы; каналы, мелиоративные канавы.
Согласно пункту 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) обозначаются красными линиями на чертежах межевания территории, входящих в состав проекта планировки территории (п. 3 ч. 5 ст. 43 Град. кодекса).
Местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения отображаются на картах планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, картах границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа или расположенных на межселенных территориях и картах функциональных зон, входящих в состав генерального плана поселения и генерального плана городского округа (согласно п. 3 ч. 3 ст. 19, п. 3 ч. 5 ст.23 Градостроительного кодекса).
В соответствии с п. 10. ст. 9 Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.
Границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, отображаются также на чертежах межевания территории, являющихся частью проекта межевания территории.
Предусмотренный ст. ст. 30 и 31 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и согласование акта выбора земельных участков для строительства не предусматривает исключений для линейных объектов и распространяется на рассматриваемые объекты.
В статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее в данном решении Закон о государственной регистрации прав) содержится краткое определение линейных объектов (сооружений). Являясь одним из видов недвижимости, линейные объекты имеют ряд признаков:
- ими могут быть сложные или неделимые вещи;
- они имеют значительную протяженность в пространстве;
- они могут располагаться на территории более одного регистрационного округа. При этом они подлежат обязательному, в том числе техническому, учету, а сделки с ними - государственной регистрации. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" регламентирует установление местоположения линейных объектов посредством определения координат характерных точек, устанавливаемых специалистами в межевом деле, а Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" к линейным объектам отнесены сооружения связи, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере оборота земель и заключается в умышленном, в течение длительного времени, нарушении правового режима использования земельного участка и пренебрежительном отношении ООО «Ильский НПЗ» к выполнению обязанностей, предусмотренных нормами действующего законодательства, регламентирующими обязанность собственников земель и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешённым использованием, в соответствии с требованиями, закреплёнными в ст. ст. 1, 7 и 42 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в рассматриваемом случае использование ООО «Ильский НПЗ» земельного участка не в соответствии с установленной категорией земель и разрешенным использованием приводит к нарушению основополагающего принципа земельного законодательства - платности использования земли.
Согласно п. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусмотрен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, ст. 65 Земельного кодекса РФ определяет, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Противоправность и существенная угроза охраняемым законом правоотношениям заключается в нарушении правового режима использования земельного участка и пренебрежительном отношении к выполнению обязанностей по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, требований охраны земель, закрепленных в ст. 1, 7 и 42 Земельного кодекса РФ.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При указанных обстоятельствах дела об административном правонарушении действия ООО «Ильский НПЗ» образуют объективную и субъективные стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Согласно сведения ЕГРП и ГКН категория земельного участка с кадастровым № до настоящего времени не изменена, кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> рублей, что в 163 раза меньше стоимости земельного участка для категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
1 кв.м кадастровой стоимости земельного участка с категорией земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства составляет 5,49 рублей, а 1 кв.м кадастровой стоимости земельного участка для категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 896,43 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с момента начала его освоения в промышленных целях составила бы 16 985 555,64 рублей.
Согласно решению Совета Ильского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями внесенными решениями Совета Ильского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, установлена п.п. 1.1 ставка земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, а п.п. 1.3 устанавливает ставку земельного налога 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
В результате несложных математических расчетов можно узнать размер налога на указанный земельный участок, который ООО «Ильский НПЗ» платил - <данные изъяты> рублей в год и который должен был платить еще с ДД.ММ.ГГГГ, когда было выдано разрешение на строительство №, что составляет <данные изъяты> рублей в год.
При такой разнице в налоге на землю между уплачиваемым налогом и налогом, которым должен был уплачивать собственник ООО «Ильский НПЗ» с момента, когда он приступил к освоению, свидетельствует том, что данное административное правонарушение не является малозначительным.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применено в целях пресечения совершённого правонарушения и предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Изучив доводы жалобы, возражения на нее, выслушав объяснения представителя заявителя ООО «Ильский НПЗ» и уполномоченного органа, исследовав письменные материалы дела, пришёл к выводу об обоснованности жалобы и её удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ст. 30.6 КоАП РФ судом проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правоотношении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В материалах дела имеется копия постановления главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «Ильский НПЗ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в котором отражено о том, что согласно материалам об административном правонарушении, предоставленным прокуратурой <адрес>, земельный участок с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства принадлежит на праве собственности ООО «Ильский НПЗ», о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок ним ДД.ММ.ГГГГ. произведена запись регистрации права №.
При проведении осмотра территории и изучении материалов, имеющих отношение к земельному участку, было установлено, что часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м сельскохозяйственного назначения из земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым № используется не по целевому назначению. На землях сельскохозяйственного назначения имеется гравийно-песчаная смесь, отсыпанная гравийная дорога, используемая ООО «Ильский НПЗ» на постоянной основе в целях функционирования промышленного завода.
Согласно п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
ООО «Ильский НПЗ» во исполнение соглашения, заключенного между Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и ООО «Ильский НПЗ», осуществляет реализацию инвестиционной программы, направленной на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей ООО «Ильский НПЗ» (реконструкцию действующего нефтеперерабатывающего завода), предусматривающую увеличение производственных мощностей и поэтапный переход на производство видов нефтепродуктов соответствующих новым европейским стандартам и увеличения глубины переработки нефти.
Соглашение с федеральными органами исполнительной власти ООО «Ильский НПЗ» исполняется в установленные сроки в связи с чем, в настоящий момент ведется проектирование и строительство новых объектов, в том числе строительство линейных объектов (дорог, капитальный ремонт ЖД путей).
Согласно 2.2 градостроительного плана установлены требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, так на вышеуказанном земельном участке согласовано размещение линейного объекта, в связи с чем, в градостроительном плане указано назначение объекта капитального строительства железнодорожные пути необщего пользования.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, подразделяемые на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Положениями статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривается возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных со строительством линий связи (включая линейно-кабельные сооружения).
В связи с чем, ООО «Ильский НПЗ» обратилось к главе администрации (губернатору) <адрес> с ходатайством № от 12.11.2015г. о переводе земельных участков, в том числе спорного, из категории земли сельскохозяйственного назначения – вид для сельскохозяйственного производства, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Как пояснил представитель ООО «Ильский НПЗ», в настоящее время спорный земельный участок переведен в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в обоснование представил распоряжение главы администрации (губернатора) <адрес>№-р о тДД.ММ.ГГГГ «О переводе земельных участков в <адрес>».
Пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставленных на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Следовательно на период осуществления строительства линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения ООО «Ильский НПЗ» не обязано вносить в ЕГРП и ГКН сведения об изменении целевого назначения земельного участка и, следовательно, доводы главного государственного инспектора по использованию и охране земель о том, что ООО «Ильский НПЗ» использует земельный участок не по целевому назначению основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.
Кроме того по поручению ООО «Ильский НПЗ» была выполнена проектная документация: «Реконструкции ООО «Ильский НПЗ» внутризаводские сети и сооружения 09/2012-ООС», получено положительное заключение государственной экспертизы №
Раздел 3.8 тома 8 проекта предусмотрены мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова, а так же в составе рабочей документации разработан проект рекультивации: «Мероприятия по рекультивации нарушенных земель (Проект внутрихозяйственного землеустройства)».
На основании вышеуказанного проекта ООО «Ильский НПЗ» было получено разрешение на строительство № линейных объектов, в том числе дорог.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации относятся также проекты внутрихозяйственного устройства (проекты рекультивации нарушенных земель).
Статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 514, проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
Кроме того согласно п. 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 514, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации: генеральной схемы землеустройства территории РФ, документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти, документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.
Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
Согласно п. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ «О землеустройстве» внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.
При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются, в том числе, работы по разработке мероприятий по рекультивации нарушенных земель.
Так ООО «<данные изъяты>» в составе рабочей документации, в том числе, были разработаны «Мероприятия по рекультивации нарушенных земель (Проект внутрихозяйственного землеустройства)».
В соответствии с п. 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ N 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22.12.1995г.), выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Однако до настоящего времени на территории <адрес> не принято и не вступило в законную силу Постановление об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от 19.10.2012г. № «О министерстве природных ресурсов <адрес>», для получения которого необходимо прохождение процедуры согласования проекта рекультивации.
ООО «Ильский НПЗ» и ООО «КНГК-Групп» обратились в районную комиссии по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения по предприятиям АПК <адрес> о согласовании проекта землеустроительной документации: «Мероприятия по рекультивации нарушенных земель (Проект внутрихозяйственного землеустройства)» - Проект рекультивации нарушенных земель.
Комиссия в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ. указала, что на основании приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № от 22.12.1995г. необходимо пройти согласование с министерством природных ресурсов <адрес>) и Роскомземом (в настоящее время Управление Росреестра по <адрес>).
Однако согласно ответу министерства природных ресурсов <адрес> о предоставлении информации от 10.02.2016г. №.2 к его компетенции не относится согласование проектов рекультивации земель, нарушаемых при выполнении внутрихозяйственных работ.
При этом проект рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом (в настоящее время - Росреестр), включен в Перечень (рекомендуемый) материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденный Приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Таким образом согласно положению «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009г. №), положению о министерстве природных ресурсов <адрес>» (утв. постановлением главы администрации <адрес>№ от 12.08.2015г.), ни Росреестр, ни <адрес> не наделены полномочиями по согласованию проектов рекультивации земель.
На основании вышеизложенного, поскольку на территории <адрес> порядок согласования проекта рекультивации земель отсутствует, строительство линейных объектов и проводимая рекультивация земель осуществляется ООО «Ильский НПЗ» на основании выданного разрешения на строительство, а рекультивация нарушенного плодородного слоя почвы - на основании утвержденных ООО «Ильский НПЗ» мероприятий по рекультивации нарушенных земель Проект внутрихозяйственного землеустройства – Проект рекультивации нарушенных земель, и на период строительства линейных объектов до октября 2016г. на землях сельхозназначения не требуется перевода земельного участка в иную категорию, а на момент рассмотрения жалобы вид спорного земельного участка изменен в позволяющий вводить объект в эксплуатацию, следовательно в действиях ООО «Ильский НПЗ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8. 8 КоАП РФ.
С учётом изложенного нельзя согласиться с приведёнными в данном решении доводами главного государственного инспектора <адрес> по охране использованию земель об обоснованном привлечении ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ильский НПЗ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ по делу об административном правонарушении №.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора <адрес> по охране и использованию земель от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности ООО «Ильский НПЗ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, следует отменить, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении ООО «Ильский НПЗ» прекратить за отсутствием в действиях ООО «Ильский НПЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить жалобу ООО «Ильский НПЗ» на постановление главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Отменить постановление главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Ильский НПЗ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении ООО «Ильский НПЗ» за отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья Полозков Е.И.