ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/18 от 25.07.2018 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело№12-58/18

РЕШЕНИЕ

25 июля 2018 года г. Орск

Судья Советского районного суда г. Орска Оренбургской области Смирнова Н.В., при секретаре Резник Е.Е.,

с участием: лица в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – Серебрякова С.П., старшего инспектора ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку Щербаковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Серебрякова С.П. на постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 26 декабря 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного государственного инспектора г. Орска и г. Новотроицка по пожарному надзору от 26 декабря 2018 года индивидуальный предприниматель Серебряков С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

В жалобе Серебряков С.П. просит отменить данное постановление, указав, что большую часть нарушений требований пожарной безопасности им устранена. По результатам одной проверки он был привлечен к гражданско-правовой ответственности на основании решения Советского районного суда г. Орска 28марта 2018 года. Просит отменить постановление, прекратит производство по делу за отсутствием события правонарушения.

В судебном заседании Серебряков С.П. поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель инспекции Щербакова М.А. просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что выявленные нарушения законодательства требований пожарной безопасности в деятельности Серебрякова С.П. при эксплуатации АЗС подтверждены актом проверки, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Из материалов дела следует, что в период с 8 ноября 2017 года по 7 декабря 2017 года прокуратурой Советского района г. Орска в соответствии с поручением прокуратуры области от 23 октября 2017 года №7-р-2017, отношении индивидуального предпринимателя Серебрякова С.П. проведена проверка по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации АЗС, расположенной по адресу: г. Орск, ул. ***, ***.

Согласно акту проверки от 7 декабря 2017 года выявлены следующие нарушения:

-территория, здания и сооружения автозаправочной станции не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением для тушения пожаров (пожарные гидранты, водоемы) (Основание: Федеральный закон № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч.1 ст. 62; НПБ 111-98* п. 94*);

-резервуар для хранения топлива не оборудован системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек. (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ ст.4; п. 7.18 СП 156.13130.2014; п. 54 НПБ 111-98*);

-на наружной установке (по хранению топлива) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". (Основание: п. 20 ППР в РФ);

-расстояние от края автомобильной дороги до АЗС (ТРК) менее 12 метров (фактически составляет 10 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15);

-автозаправочная станция не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции. (Основание: п. 455 ППР в РФ);

- наполнение резервуара топливом производится открытым способом (Основание: ППР в РФ п. 445);

-АЗС не оборудована молниезащитой (Основание: п. 40 НПБ 111-98*, п. 6.32 СП 156.13130.2014);

-резервуары не оснащены системами деаэрации. (Основание: ч.4 ст.4 ФЗ-123,п.7.17 СП156.13130.2014; п. 53 НПБ 111-98*);

-резервуары для хранения топлива не оборудованы системой контроля их герметичности. (Основание: ч.4 ст.4 ФЗ-123, п.7.10 СП156.13130.2014; п. 46 НПБ 111-98*);

- расстояние от АЗС до открытой стоянки для автомобилей менее 30 метров (фактически составляет 2 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15; НПБ 111-98* п. 12* таблица 1);

-расстояние от операторной АЗС до ТРК менее 9 м. (по факту 6 м.). Основание: п.7.3, таблица №3 СП 156.13130.2014; п. 14*, таблица №3 НПБ 111-98*;

- расстояние между АЗС (ТРК) и индивидуальными гаражами менее 30 метров (фактически составляет 8,8 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15; НПБ 111-98* п. 12* таблица 1);

- расстояние между АЗС (ТРК и зданием соседнего предприятия менее 25 метров (фактически составляет 11 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15);

-расстояние между АЗС (операторной АЗС) и складированием лесных материалов менее 40 метров (фактически составляет 13 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15);

- над территорией АЗС в нарушении норм допускается устройство воздушной линии электропередачи. Основание: ч. 4 ст. 4 ФЗ-123, п. 6.33 СП156.13130.2014; п. 42 НПБ 111-98*);

-заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не оснащен не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). Площадка для автоцистерны не оснащена не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации огнетушителей) либо 1 покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). (Основание: п. 457 ППР в РФ);

-на покрытии дорог автозаправочной станции отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели (указывающие на расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, при этом обеспечивающие для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции) (Основание: ППР в РФ п. 450 в);

-руководитель организации не утвердил инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ (Основание: ППР в РФ п. 2);

-руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (Основание: ППР в РФ п. 4);

-АЗС не обеспечено системой громкоговорящей связи (Основание: ст. 4 Федеральный закон №123-ФЗ; п. 6.34 СП 156.13130.2014; п. 43 НПБ 111-98*); не обеспечено размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". (Основание: п. 14 ППР в РФ);

-на объект защиты (АЗС) не разработана декларация пожарной безопасности (Федеральный закон №123-ФЗ ст. 6, ст. 64; Приказ МЧС России от 21.06.2009 г. № 91);

- не предоставлена технико-эксплуатационная документация, подтверждающее применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС. Техническая документация на технологическую систему АЗС должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. 23. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования. (Основание: п. 6.1, п. 6.2 СП156.13130.2014; п.3*, п. 4 НПБ 111-98*);

-на АЗС отсутствуют металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении (ППР в РФ п. 450 (б));

-пожарный щит установленный на территории АЗС не укомплектован согласно приложению №6 ППР в РФ (отсутствует асбестовое полотно, 2 огнетушителя (пенный или водяной вместимостью 10л/9 кг), лопата совковая) (Основание: ППР в РФ п. 482);

-лица допускаются к работе на объекте не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж) (Основание: ППР в РФ п. 3); планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (Основание: ст.4 Федеральный закон №123-ФЗ; п. 6.21 СП 156.13130.2014, п. 9 НПБ 111-98*).

Согласно договору аренды земельного участка от 1 сентября 2017 года Л.Р.С. передан Серебрякову С.П. в безвозмездное пользование по целевому назначению под торговлю земельный участок сроком до 31 декабря 2017 года. Серебряков С.П., как арендатор, обязан соблюдать правила пожарной безопасности ( п. 2.32 Договора).

Выявленные в ходе проверки вышеуказанные нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении заместителем прокурором Советского района г. Орска от 7 декабря 2017 года по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

26 декабря 2017 года главным инспектором г. Орска и г. Новотроицка по пожарному надзору, начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г.Новотроицку вынесено постановление о признании Серебрякова С.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

Вина Себерякова С.П. в нарушении требований пожарной безопасности подтверждена:

-постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, из которого следует, что Серебряков С.П. присутствовал при его составлении, согласен с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности;

-актом проверки от 7 декабря 2017 года, согласно которому проверка проведена прокуратурой Советского района г. Орска совместно с инспектором С.Р.С., установлены нарушения при эксплуатации АСЗ по адресу: г. Орск, ул. ***, ***;

-договором аренды земельного участка по указанному адресу между ИП Серебряковым С.П. и Л.Р.С..;

-протоколом осмотра территории АЗС по адресу Г. Орск, ул. ***,***;

-журналами учета инструктажей по пожарной безопасности;

-выпиской из ЕГРИП, из которой следует, что основным видом деятельности Серебрякова С.П. является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.

Представленные доказательства составлены надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что о проведении проверки Серебрякова С.П. был уведомлен в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что представленные доказательства являются допустимыми, и обоснованно положены в основу обжалуемого постановления.

С нарушениями требований пожарной безопасности, которые были установлены в ходе проверки Серебрякова С.П., согласился. Вместе с тем считает, что им выполнена большая часть установленных нарушений на момент привлечения его к ответственности, что не принято во внимание должностным лицом. Однако доказательств указанных доводов Серебряковым С.П. не представлено, в материалах дела также отсутствуют доказательства, что на момент привлечения к административной ответственности 26 декабря 2017 года, Серебряков С.П. устранил часть нарушений пожарной безопасности.

Доводы жалобы, о том, что за одни и те же выявленные прокуратурой нарушения требований пожарной безопасности, он дважды привлечен к ответственности несостоятельны.

Согласно ч.3 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества (часть первая указанной статьи). Лица, указанные в части первой данной статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, предусматривает административную ответственность по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно оспариваемому постановлению от 26 декабря 2017 года, Серебряков С.П. привлечен за нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки 7 декабря 2017 года. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении главным государственным инспектором вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, что соответствует требования ст.29.13 КоАП РФ.

Решением Советского районного суда г. Орска от 28 марта 2018 года, удовлетворен иск прокурора о понуждении Серебрякова С.П. выполнить требования законодательства пожарной безопасности и о страховании опасных объектов.

Обязание Серебрякова С.П. устранить выявленные в ходе проверки 7 декабря 2017 года нарушение законодательства о пожарной безопасности, не является двойной ответственностью, а является мерой защиты интересов по восстановлению прав о пожарной безопасности неопределенного круга лиц.

Таким образом, привлечение Серебрякова С.П. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении главным государственным инспектором в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Постановление о привлечении Серебрякова С.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований к отмене или изменению постановления главного государственного инспектора г. Орска и г. Новотроицка по пожарному надзору от 26 декабря 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Серебрякова С.П. и удовлетворении его жалобы.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 26 декабря 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Серебрякова С.П., - оставить без изменения, а его жалобу, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья Н.В. Смирнова