Дело № 12-58/2019 29RS0003-01-2019-000410-70 РЕШЕНИЕ 02 июля 2019 года с. Ильинско-Подомское Судья Вилегодского районного суда Архангельской области Якимов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Группа «Илим» на постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах, № 656/5 от 05 июня 2019 года о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, установил: Постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора Архангельской области, государственный пожарный инспектор в лесах ФИО1 № 656/5 от 05 июня 2019 года акционерное общество (далее - АО) «Группа «Илим» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, АО «Группа «Илим» в лице Лесного филиала АО «Группа «Илим» подало жалобу, в которой указали, что между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и АО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 1610 от 12 декабря 2013 года. По условиям данного договора арендатору (АО «Группа «Илим») переданы лесные участки для заготовки древесины. В соответствии с пунктом 3.4.1 данного договора АО «Группа «Илим» приняло на себя обязанность использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором. В соответствии с «Видами лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения», утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 367 от 27 июня 2018 года, все лесосечные работы производятся в соответствии с технологической картой. Разработка лесосек без технологической карты не допускается. Работы по разработке лесосек АО «Группа «Илим» производится лесозаготовительными комплексами. В соответствии с п. 9 «Видами лесосечных работ» и технологическими картами, одновременно с рубкой и трелевкой лесных насаждений проводится очистка мест рубок от порубочных остатков следующим способом: укладкой порубочных остатков на волока, с целью их укрепления. Таким образом, технология укладки порубочных остатков на волока АО «Группа «Илим» была соблюдена, что подтверждается записью в технологической карте. В актах осмотра лесосек от 24 мая 2019 года вышеперечисленных делянок отсутствует указание на нарушение за то, что в результате лесосечных работ летнего периода 2018 года АО «Группа «Илим» проводило трелевку древесины по волокам, не укрепленными порубочными остатками. АО «Группа «Илим» в лесах с влажными почвами любого механического состава, а также свежими суглинистыми почвами трелевку древесины в весенний, летний, осенний периоды проводит только по волокам, укрепленными порубочными остатками, работы по укреплению волоков были проведены и данный вид работ проводится постоянно в соответствии с технологией разработки лесосек. Поэтому считает, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО «Группа «Илим» проводило трелевку без укрепления волоков. Также указывают на то, что административным органом был нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении от 31 мая 2019 года, чем нарушено право АО «Группа «Илим» на защиту, поскольку составлен он был в отсутствие законного представителя общества и поэтому не может быть признан доказательством по делу. В связи с чем просят постановление по делу об административном правонарушении 656/5 от 05 июня 2019 года отменить и производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Группа «Илим» прекратить. Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - АО «Группа Илим», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего защитника не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Административный орган - государственное казенное учреждение Архангельской области «Вилегодское лесничество» представило отзыв по жалобе, в котором указали, что доводы изложенные в жалобе являются необоснованными, так как при составлении и рассмотрении протокола об административном правонарушении, нарушение прав АО «Группа «Илим» не допущено, поскольку протокол рассмотрен был в присутствии представителя АО «Группа «Илим» ФИО2, которой, как защитнику юридического лица, также лично было вручено постановление от 05 июня 2019 года. Кроме того, в жалобе указано, что в процессе лесосечных работ была проведена проминка порубочных остатков на волоках и частичное измельчение с разбрасывание, однако это и подтверждает факт того, что не все порубочные остатки использовались для укрепления трелевочных волоков, хотя возможность для этого имелась. Исследовав письменные материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с ее доводами и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Согласно п. 8 Приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» к основным лесосечным работам относятся процессы, связанные с осуществлением рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах), определенные частью 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации: валка (в том числе спиливание, срубание, срезание) лесных насаждений; трелевка древесины; частичная переработка древесины; хранение древесины в лесу; иные процессы, технологически связанные с рубкой лесных насаждений. В лесах с влажными почвами любого механического состава, а также свежими суглинистыми почвами трелевка древесины в весенний, летний, осенний периоды допускается только по волокам, укрепленным порубочными остатками. Для проведения рубок обновления насаждений разрабатываются и применяются технологии и технические средства, обеспечивающие возможность осуществления равномерного и неравномерного разреживания приспевающих, спелых и перестойных древостоев, изъятия и обработки деревьев различных размеров (от мелких до очень крупных) при максимальном сохранении оставляемых частей насаждений и экологических условий. Рубки ведутся в зимний период при промерзшем грунте и снежном покрове, а также в сухой летний период в группах типов леса с дренированными почвами. При проведении рубок обновления в летний период принимаются меры для предотвращения повреждения почвы за счет покрытия волоков порубочными остатками. Образование колеи не допускается (п. п. 2.6.1., 2.6.2 Лесоводственных требований к технологическим процессам рубок ухода, утверждены Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29.11.1993 № 314). Из материалов дела следует, что постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах, № 656/5 от 05 июня 2019 года АО «Группа «Илим» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей за то, что 24 мая 2019 года мастером участка ГКУ АО «Вилегодское лесничество» ФИО3, в присутствии представителя АО «Группа «Илим» мастера леса ФИО4, при осмотре делянок 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12 квартала 143 лесов участка колхоза «Им. Ленина» Ильинского участкового лесничества Вилегодского лесничества Архангельской области установлено, что в ходе лесосечных работ летнего периода 2018 года допущено значительное повреждение почв, выраженное копееобразовании на волоках и погрузочных площадках глубиной от 40 сантиметров до 60 сантиметров. Указанное, повреждение почв произошло в результате проведения лесозаготовительных работ при высокой влажности почв, в нарушение п. 8 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждений видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки». Часть 2 статьи 8.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений. Выводы заместителя старшего государственного лесного инспектора Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах ФИО1 о совершении АО «Группа «Илим» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актами осмотра лесосек от 24 мая 2019 года, другими доказательствами, представленными в материалы дела и у суда нет оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных в данных документах. Приведенные доказательства получены уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении. Доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. В силу п. 1 ч. 1 приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа. Технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. Выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления. Согласно п. 4 ч. 1 4. приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, при осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, лесосечные работы выполняются на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Как установлено судом между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и АО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка № 1610 от 12 декабря 2013 года. По условиям данного договора арендатору АО «Группа «Илим» переданы лесные участки для заготовки древесины. В соответствии с пунктом 3.4.1 данного договора АО «Группа «Илим» приняло на себя обязанность использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при осмотре места осуществления лесосечных работ в квартале № 143, лесотаксационном выделах 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12 - 24 мая 2019 года были составлены акты осмотра лесосек, согласно которому было выявлено повреждение почв, выраженное в колееобразовании на волоках и погрузочных площадках глубиной от 40 сантиметров до 60 сантиметров и данное нарушение почв произошло в связи проведением лесозаготовительных работ в летний период 2018 года при высокой влажности почв, чем нарушен п. 8 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждений видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки». Таким образом, суд приходит к выводу, что АО «Группа «Илим» при осуществлении лесозаготовительных работ в нарушение п. 8 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждений видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», а именно в лесах с влажными почвами любого механического состава, а также свежими суглинистыми почвами трелевка древесины в весенний, летний, осенний периоды допускается только по волокам, укрепленным порубочными остатками, допустило повреждение почв, что является основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ. Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, представителю АО «Группа «Илим» при составлении протокола об административном правонарушении, разъяснены. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом - заместителем старшего государственного лесного инспектора Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах ФИО1 не нарушен. Протокол об административном правонарушении в отношении АО «Группа «Илим» по ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ составлен в присутствии представителя АО «Группа «Илим» ФИО2, представлявшей интересы общества по доверенности 74/2018 от 28 мая 2018 года. Представитель юридического лица был ознакомлен с правами и обязанностями лица, опрошен в качестве представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Наряду с этим, в указанном протоколе об административном правонарушении № 1/362 от 31 мая 2019 года содержится уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (05 июня 2019 года в 10 часов 00 минут в Вилегодском обособленном подразделении, расположенном по адресу: <...>, Вилегодского района Архангельской области). Протокол № 1/362 от 31 мая 2019 года был рассмотрен должностным лицом в присутствии представителя АО «Группа «Илим» ФИО2 Отсюда доводы жалобы о том, что административным органом был нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении от 31 мая 2019 года, чем нарушено право АО «Группа «Илим» на защиту, поскольку составлен он был в отсутствие законного представителя общества и поэтому не может быть признан доказательством по делу, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Оснований для прекращения производства по делу не установлено, нарушений материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Административное наказание назначено АО «Группа «Илим» правильно в пределах санкции части 2 статьи 8.25 КоАП РФ и с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст.ст.4.1 - 4.3 КоАП РФ и сроков давности привлечения к административной ответственности. Правовых оснований влекущих отмену или изменение постановления не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.4. - 30.8. КоАП РФ, решил: Постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах, № 656/5 от 05 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Группа «Илим» оставить без изменения, а жалобу акционерного общества «Группа «Илим» - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии. Судья - подпись. По состоянию на 04 июля 2019 года решение не вступило в законную силу. |