ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/19 от 17.07.2019 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 12-58/2019

Р Е Ш Е Н И Е

17 июля 2019 года г.Новотроицк

Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области Ершова Н.Г., при секретаре Базарбаевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Новотроицкого предприятия промышленного железнодорожного транспорта» ФИО1 на постановление от 20 мая 2019 заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области начальником отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей П.Л.Ю. от 20 мая 2019 года генеральный директор АО «НППЖТ» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит постановление от 20 мая 2019 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения и отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании генеральный директор ФИО1 поддержал доводы своей жалобы в полном объеме, поскольку протокол о его привлечении составлен без законных оснований, нарушения антимонопольного законодательства со стороны АО «НППЖТ» не допущены, все счета и фактуры, выставленные в период с 31 марта 2017года по 30 апреля 2018 года в рамках заключенного договора с ООО «Металекс» от 01 января 2012 года по оказанию дополнительных услуг на путях необщего пользования были подготовлены в рамках выполненных работ и по соглашению сторон двух хозяйствующих субъектов. Решение УФАС от 18 декабря 2018 года о нарушении антимонопольного законодательства и предписание, вынесенное в адрес АО «НППЖТ» от 14 декабря 2018 года признано решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11 июня 2019 года незаконным. Просил производство по делу прекратить, поскольку УФАС незаконно вторглось в деятельность двух самостоятельных хозяйствующих субъектов, АО «НППЖТ» не является монополистом в указанной сфере, дополнительные услуги на путях необщего пользования оказываются сторонним организациям на основании заключенных договоров и согласованных тарифов.

Представитель лица привлекаемого к административной ответственности ФИО2 настаивала на удовлетворении жалобы, просила постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях генерального директора состава вмененного правонарушения.

Представитель УФАС по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, производство по делу приостановить до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-1904/2019.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав объяснения участников судебного заседания, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, ООО «Металекс" (далее - общество) в июле 2017 года обратилось в управление ФАС по Оренбургской области с просьбой проверить на соответствие требованиям антимонопольного законодательства действия АО «НППЖТ», выразившиеся в неправомерности действии АО «НППЖТ» по направлению писем о расторжении договора на подачу уборку вагонов, выставлению платы за услуги по перевозке порожних вагонов, подбор вагонов, перевод стрелок, подгруппировку вагонов в размере тарифов, установленных в отношении иных организаций (ОАО «РЖД», АО «Уральская Сталь»), а также в отсутствие документального подтверждения оказания таких услуг третьими лицам. Кроме того, ООО «Металекс» просило проверить законность действия АО «НППЖТ» по выставлению счетов-фактур за осуществление перевода стрелок, подгруппировку вагонов, закрепление вагонов, поскольку оплата за данные работы входит в оплату маневровых работ.

Изложенные в заявлении общества обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении акционерного общества дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела управлением ФАС по Оренбургской области принято решение от 18 декабря 2018 года о нарушении АО «НППЖТ» положений пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

При его вынесении управлением сделан вывод о том, что на деятельность АО «НППЖТ» распространяются положения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, отметив в решении, что АО «НППЖТ», осуществляя свою деятельность при выполнении дополнительных работ для ООО «Металкс» выставляла счета на оплату стоимости за осуществление перевода стрелок, подгруппировку вагонов, закрепление вагонов в условиях естественной монополии, незаконно направило в адрес ООО «Металекс» уведомление о расторжении вышеупомянутого договора с обществом от 01 января 2012 года, помимо изложенного, нарушил установленный нормативными актами порядок ценообразования по тарифам утвержденный Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением 25 апреля 2019 постановления о привлечении АО «НППЖТ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обжалуемого по настоящему делу постановления от 20 мая 2019 года о привлечении должностного лица - генерального директора ФИО1 к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.

Между тем выводы, содержащиеся в постановлении управления от 20 мая 2019 года нельзя принять обоснованными, представленные в материалы дела документы, подтверждающими состав вмененного административного правонарушения.

В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со стороны генерального директора ФИО1 отрицался, при этом указывалось на то, что решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-1904/2019, решение УФАС Оренбургской области от 18 декабря 2018 года признано незаконным и отменено.

В судебном акте по названному делу Арбитражного суда Оренбургской области отмечено, что субъектом естественной монополии АО «НППЖТ» не является, с учетом заключенного между сторонами договора на подачу-уборку вагонов от 01 января 2012 года между ООО «Металекс» и АО «НППЖТ» согласованы виды и стоимость услуг, расходы по переводу стрелок на путях необщего пользования являются самостоятельной услугой, оказываемой на основании соответствующего договора, между перевозчиком и владельцем, действия АО необоснованно квалифицированы управлением как нарушающие пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, признано незаконным как не соответствующее Закону о защите конкуренции и отменено решение управления от 18 декабря 2018 года , которым установлен факт нарушения АО антимонопольного законодательства Российской Федерации, послужившее основанием, в частности, для вынесения управлением обжалуемого по настоящему делу постановления о привлечении генерального директора ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение которых вменяется ФИО1 в вину по настоящему делу, устанавливают административную ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с часть. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Между тем в рассматриваемом случае решение управления от 18 декабря 2018 года о нарушении АО положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции признано незаконным арбитражным судом по вышеуказанному делу, следовательно, основания для вывода о совершении генеральным директором АО «НППЖТ» ФИО1, действий, связанных с злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке, за что частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, отсутствуют.

Доводы представителя УФАС по Оренбургской области о необходимости приостановления рассмотрения настоящей жалобы до момента вступления решения Арбитражного суда в законную силу, признаю не состоятельными, поскольку положениями КоАП РФ не предусмотрена возможность приостановления рассмотрения дела по жалобе лица, привлекаемого к ответственности. Кроме того, из представленных в настоящее дело документов следует, что все счета-фактуры выставленные со стороны АО «НППЖТ» в период с 31 марта 2017 года по 30 апреля 2018 года для оплаты ООО «Металекс» подготовлены в соответствии с п. 4.1 договора от 01 января 2012 года и с учетом подписанных сторонами сводных ведомостей, подтверждающих выполнение работ по тарифам согласованным сторонами.

При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с выводом Комиссии УФАС о том, что в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, имеются признаки состава вменяемого ему административного правонарушения.

Помимо изложенного, согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное, в частности, статьей 14.31 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Приведенные положения закона, помимо прочего, означают, что в отсутствие вступившего в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения юридическим лицом антимонопольного законодательства Российской Федерации, привлечение к административной ответственности его генерального директора на основании статьи 14.31 Кодекса не может быть признано правомерным.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 мая 23019 года , вынесенное в отношении генерального директора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области начальником отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей П.Л.Ю. от 20 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности генерального директора АО «НППЖТ» ФИО1 по ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.Г. Ершова