ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/20 от 04.12.2020 Левокумского районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0022-01-2020-000702-24

№ 12-58/2020

Р Е Ш Е Н И Е

04 декабря 2020 г. с.Левокумское

Судья Левокумского районного суда Ставропольского края Филёва Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края ФИО1, поданную на постановление о назначении административного наказания №20-6967/01-15/Ф-207/5 от 31.07.2020 г. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6. КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

постановлением о назначении административного наказания №20-6967/01-15/Ф-207/5 от 31.07.2020 г. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 по делу об административном правонарушении, администрация МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.7.6. КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поступившей в суд 11.09.2020 г. представитель юридического лица администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края ФИО1 просит состоявшееся постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица события административного правонарушения. Полагает, что юридическое лицо незаконно признанно виновным за незаконный забор воды из Терско-Кумского канала с причинением крупного экологического ущерба в сумме 106 178 975 руб. 28 копеек, так как администрация не ведет предпринимательской деятельности, не имеет отношения к пользованию Терско-Кумским каналом, не ведет экономическую деятельность на водном объекте, не имеет необходимости и физической возможности для забора воды из Терско-Кумского канала, находящегося в нескольких километрах от администрации. Водоснабжение и водоотведение, а также обводнение не относятся к компетенции, вопросам ведения и полномочиям администрации. Отсутствует признак объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ в виде активных действий администрации по забору водных ресурсов из водного объекта, а также факультативные признаки объективной стороны административного правонарушения (способ, средства совершения правонарушения), имеются расхождения в месте совершения правонарушения, отсутствуют доказательства причиненного ущерба в виде достоверных данных об объеме забора воды из канала и не указана причинно-следственная связь между действиями администрации и наступлением ущерба, не приложен расчет ущерба. Администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ. Отсутствует субъективная сторона административного правонарушения, относимые и допустимые доказательства совершения административного правонарушения администрацией. Грубо нарушен процессуальный порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. Перемещение воды из Терско-Кумского канала в село Правокумское осуществляет ФГБУ Управление «Ставропольмелиоводхоз» по государственному заданию, федеральным или региональным программам, а не администрация села, которая не является заказчиком ФГБУ (л.д.2-17)

Истребованное судьей в соответствии с требованиями ч.1.1 ст.30.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении юридического лица администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края по ст.7.6. КоАП РФ поступило в суд от Северо-Кавсказского межрегионального управления Роспотребнадзора, 20.11.2020 г. (л.д.87,89,91)

Законный представитель юридического лица администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края ФИО3, действующий по доверенности, выданной 15.09.2020 г. на срок до 31.12.2020 г. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил жалобу рассмотреть в его отсутствие, её доводы поддерживает (л.д.156) Судья в соответствии с ч.3 ст.25.4., п.4 ч.2 ст.30.6. КоАП РФ сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица.

Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя юридического лица ФИО3, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6. КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, судья пришла к следующему.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 7.6. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения по ст.7.6 КоАП РФ состоит в следующих противоправных действиях: самовольном занятии водного объекта или его части, то есть в виде активных действий по фактическому завладению водным объектом или его частью, с целью последующего использования для удовлетворения хозяйственных, рекреационных и иных личных нужд и (или) получения коммерческой выгоды; использовании водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью. Пользование водным объектом без документов означает незаконное осуществление действий, в частности, по изъятию воды и сбросу сточных вод без оформления соответствующего разрешения и (или) без заключения договора; водопользовании с нарушением условий пользования водным объектом или его частью. Нарушение условий документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, состоит в деянии (действии или бездействии), которое может выражаться в превышении объемов забираемой воды, изменении места сброса сточных вод и т.п.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 названного Кодекса, составляет два месяца.

Частью 2 ст.4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения

Субъекты правонарушения - граждане, должностные лица юридические лица, которые являются: водопользователями, т.е. лицами, которым предоставлены права пользования водными объектами; водопотребителями, т.е. лицами, которые получают от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд.

Субъективная сторона правонарушения может быть выражена как умышленной, так и неосторожной формой вины

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении, 20.07.2020 г. в 15 ч. 00 мин. на основании информации, предоставленной Кубанским бассейновым водным управлением от 03.06.2020 г. исх. №07-12/235 обнаружено, что юридическое лицо администрация МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края с мая по июнь 2020 г. осуществляла забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностного водного объекта - Терско-Кумского канала без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его участью (л.д.93-140)

На этом основании государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавсказскому округу ФИО4, ведущим специалистом-экспертом Ставропольского отдела государственного экологического надзора, 20.07.2020 г. в отношении юридического лица администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края был составлен протокол № 20-6967/01-15/Ф-207/1 об административном правонарушении, действия юридического лица квалифицированы по ст.7.6 КоАП РФ, за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (л.д.108-114)

31.07.2020 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавсказскому округу ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания № 20-6967/01-15/Ф-207/5 юридическому лицу администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, за совершение административного правонарушения по ст.7.6. КоАП РФ, за использование водного объекта Терско-Кумского канала без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его участью (л.д.97-102)

В мотивировочной части состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении от 31.07.2020 г. указано на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и назначении административного наказания юридическому лицу, должностное лицо выводы о виновности администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края сделал на основании протокола об административном правонарушении № 20-6967/01-15/Ф-207/1 от 20 июля 2020 года, письма ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» от 30.06.2020 вх.№ 7348/01-15, с приложением в виде Планов внутрихозяйственного водопользования на 2020 год и письма ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз», в адрес Администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края исх. №03-09/1 195 от 28.07.2020.

Определением судьи Левокумского районного суда Ставропольского края от 03.12.2020 г., заявление законного представителя юридического лица администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края ФИО3, об исключении доказательств по делу об административном правонарушении по ст.7.6. КоАП РФ в отношении юридического лица администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края, оставлено без рассмотрения (л.д.155)

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пунктам 4,6 ч.1 ст.29.10. КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивировано.

Однако, данные требования закона должностным лицом не выполнены, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не приняты были во внимание и не дана оценка письменным объяснениям представителей юридического лица ФИО3 и ФИО5, а также доказательства, предоставленные в их обоснование (л.д.103-107,111-112,115-139)

Как в протоколе №20-6967/01-15/Ф-207/1 об административном правонарушении от 20.07.2020 г., так и в постановлении № 20-6967/01-15/Ф-207/5 от 31.07.2020 г. о назначении административного наказания, квалификация действий юридического лица не конкретизирована, поскольку диспозиция ст.7.6. КоАП РФ предусматривает ответственность: за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

Кроме этого, должностное лицо при вынесении постановления по делу об административном правонарушении 31.07.2020 г. при квалификации действий юридического лица по ст.7.6. КоАП РФ за использование водного объекта Терско-Кумского канала без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его участью, фактически вышел за пределы предъявленного обвинения, поскольку в протоколе № 20-6967/01-15/Ф-207/1 об административном правонарушении от 20.07.2020 г., действия того же юридического лица были квалифицированы должностным лицом по ст.7.6. КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

Отсутствие квалификации действий юридического лица, доказанной в ходе рассмотрения административного дела, порождает неопределенность и нарушает права последнего на защиту.

В нарушение требований ч.3 ст.4.1., п.4 ст.26.1. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении от 31.07.2020 г. при назначении административного наказания юридическому лицу не учтен характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

При наличии в санкции ст.7.6. КоАП РФ альтернативных наказаний, должностным лицом наказание в виде административного штрафа не мотивировано.

В соответствии с пунктами 3,5,7 ч.1 ст.26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Вместе с тем, в вышеуказанном постановлении по делу об административном правонарушении данные требования не выполнены, виновность лица в совершении административного правонарушения установлена без учёта доказательств, на которые ссылались его представители, не указаны причины и условия совершения административного правонарушения.

Указанные обстоятельства являются существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, постановление подлежит отмене.

Учитывая, что в соответствии с ч.1 ст.4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения данной категории, частью 2 ст.4.5. КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, в данном случае дата обнаружения административного правонарушения – 20.07.2020 г., производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.6 ст.24.5 КоАП РФ, а не направлению на новое рассмотрение должностному лицу.

Руководствуясь ст.ст.30.7.,30.8. КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление №20-6967/01-15/Ф-207/5 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавсказскому округу ФИО2 о назначении административного наказания юридическому лицу администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края от 31.07.2020 г. в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, за совершение административного правонарушения по ст.7.6. КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения юридического лица администрации МО села Правокумского Левокумского района Ставропольского края к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток со дня его получения.

Судья