ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/20 от 19.08.2020 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело № 12-58/2020

УИД 62RS0001-01-2020-000770-33

Р Е Ш Е Н И Е

г. Рязань 19 августа 2020 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Кураев О.В.,

с участием: должностного лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания - заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала «Рязаньэнерго» публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» Воронкова В.С.,

защитника Седых А.Ю., действующего на основании доверенности от 08.06.2020 года,

при секретаре Борисовой К.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда дело по жалобе Воронкова Владимира Сергеевича на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области Кошелевой И.А., которым Воронков В.С. в качестве должностного лица - заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала «Рязаньэнерго» публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Проверив представленные материалы,

у с т а н о в и л:

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области Кошелевой И.А., Воронков В.С. в качестве должностного лица - заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала «Рязаньэнерго» публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему, как должностному лицу, которое, являясь субъектом естественной монополии допустило нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В установленный для обжалования срок Воронков В.С. обратился в Железнодорожный районный суд г. Рязани с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить данное постановление.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило заявление СНТ «<данные изъяты>», которое посчитало, что филиал «Рязаньэнерго» публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», являясь субъектом естественной монополии, злоупотребляет своими правами при заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и навязывает завышенный размер платы за технологическое присоединение.

В обоснование жалобы заявитель указал, что расчет стоимости договора технологического присоединения произведен в точном соответствии с Правилами технологического присоединения, привел следующие доводы.

Пунктом 2 Правил определено, что их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пунктом 8 Правил определено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Пунктом 9 Правил определено, какие сведения должны быть указаны заявителем при направлении заявки.

Пунктом 10 Правил установлено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, прилагается - справка о количестве земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации - кадастровые номера земельных участков и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Пунктом 15 установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде через официальный сайт в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" с заявкой на новое технологическое присоединение садовых и дачных участков домов с максимальной мощностью 104 кВт в адрес филиала «Рязаньэнерго» обратилось СНТ «<данные изъяты>».

Рассмотрев заявку филиал «Рязаньэнерго» подготовил и письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заявителя (Воронкова В.С.), направил в адрес СНТ «<данные изъяты>» проект договора. При этом стоимость договора определялась исходя из количества участников СНТ, равного <данные изъяты> человекам, помноженного на <данные изъяты> рублей, что составило <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес филиала «Рязаньэнерго» поступила жалоба о несогласии со стоимостью платы за технологическое присоединение в соответствии с направленным проектом договора. Ответным письмо от ДД.ММ.ГГГГ филиалом «Рязаньэнерго» отказано в удовлетворении жалобы.

В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 17 Правил технологического присоединения в отношении садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов этих объединений, при условии присоединения каждым членом такого объединения не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединений на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

Аналогичная норма содержится в абзаце девятом пункта 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 года № 1135/17.

Заявитель полагал, что с учетом изложенного в его действиях отсутствует противоправные действия, указанные в обжалуемом постановлении, а филиалом «Рязаньэнерго»обоснованно рассчитана стоимость договора в соответствии с п. 17 Правил технологического присоединения.

Заявитель считает, что УФАС не верно трактует процедуру определения цены.

Заявитель указал, что правилами технологического присоединения не предусмотрено детальное расписание мероприятий со стороны сетевой организации.

Пунктом 16 Правил определено, что договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе: право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре; обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренному договором, в случае если плата за технологическое присоединение по договору составляет 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 5 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки (а в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента от указанного общего размера платы за каждый день просрочки), при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики;

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

МРСК подготовлен и направлен в адрес СНТ «<данные изъяты>» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 18 Правил определены мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 10.1 ТУ от ДД.ММ.ГГГГ определено, что мероприятия по реализации технических условий до точки присоединения, которая располагается не далее 25 метров вглубь участка заявителя, на котором располагаются присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В состав мероприятий выполняемых филиалом по строительству ответвлений к вводу объектов заявителя до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства объекта (строения) фактически входили:

- монтаж на опоре ВЛ узла крепления ответвления от ВЛ к вводу 0,23 - 0,4 кВ в составе: крюка (кронштейна) натяжного зажима, на высоте позволяющей обеспечить расстояние от ВЛ до поверхности земли и проезжей частью улиц на ответвлениях к вводу не менее 6 м;

- монтаж на опоре ВЛ ответвления от ВЛ к вводу от опоры до ВЩУ(ВПУ) 0,23 - 0,4 кВ изолированным проводом, на расстояние не далее 25 м вглубь участка заявителя;

- фактические действия на опоре ВЛ по соединению проводов ответвления к вводу 0,23 - 0,4 кВ в пролётах ВЛ.

Заявитель указывает, что необходимо также учесть что условиями п. 1 Договора определено, что сетевая организация принимает на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства).

Вышеуказанными нормами не предусмотрено детальное расписание мероприятий, что фактически указывает на необоснованность привлечения его (заявителя Воронкова В.С.), как должностного лица к административной ответственности.

В технических условиях к направленному в адрес СНТ «<данные изъяты>» обоснованно устанавливались требования к обязанности по установке устройств релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Пунктом 25(1) Правил определено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств, требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

Отсутствие автоматического выключателя может привести к выходу из строя энергопринимающих устройств потребителя в связи с перепадом напряжения в сети, а также создает риск отбора потребителем (у которых не осуществляется контроль максимальной мощности) мощности, что нарушает права иных потребителей (несанкционированный отбор мощности).

Контроль мощности может осуществлять как определенные виды приборов учета, так и совокупность нескольких устройств (обычный прибор учета плюс устройства, позволяющие контролировать мощность).

Заявитель указывает, что обязанность по сохранности и сбережению прибора учета возлагались на СНТ «<данные изъяты>», как следствие возложение обязанности по установке автоматического выключателя. Следовательно, соответствующее условие в проекте договора не является нарушением законодательства, в связи с чем УФАС необоснованно привлек его (Воронкова В.С.), как должностное лицо к ответственности за необоснованные действия по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Пунктом 136 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.

Пунктом 137 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

П. 138 Основ определено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

П. 144 Основ прямо указывает, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, - на границах земельных участков).

Таким образом, Основами определено место установки приборов учета, что также указано в направленном Договоре, в связи с чем должностное лицо не может быть привлечено к ответственности за выполнение прямого указания правовых норм.

Заявитель Воронков В.С. отмечает, что устанавливаемые в настоящее время приборы учета в значительной мере адаптированы для установки на фасадах зданий, не требуется дополнительных мероприятий по их обогреву и сохранности, что подтверждается представленными в материалы административного дела паспортами на приборы учета, в связи с чем довод УФАС об увеличении стоимости технологического присоединения не обоснован.

Заявитель считает, что его действиями не нарушены требования Правил технологического присоединения, мероприятия для СНТ «<данные изъяты>» и сетевой организации, указанные в технических условиях, разработаны в соответствии с требованиями законодательства, постановление о назначении административного наказания филиалу «Рязаньэнерго» за совершение при тех же обстоятельствах правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и представление Рязанского УФАС России обжалованы, не вступили в законную силу и действия данных актов приостановлены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель Воронков В.С. указывает, что оснований для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.212 КоАП РФ не имеется.

При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценивая положения КоАП РФ, заявитель указывает, что критерии малозначительности совершенного административного правонарушения действующим законодательством Российской Федерации не определены, вопросы применения ст. 2.9 КоАП уполномоченному на то должностному лицу следует рассматривать в каждом конкретном случае исходя из материалов дела об административном правонарушении, собранных по делу доказательств, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, а также отсутствия существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Заявитель также просит рассмотреть вопрос об освобождении его, как должностного лица, от ответственности в связи с малозначительностью в случае, если суд не согласится с его доводами об отсутствии состава административного правонарушения.

В судебном заседании 15 июня 2020 года заявитель Воронков В.С. поддержал доводы жалобы в полном объеме, после чего свое участие в судебном разбирательстве прекратил.

В судебном заседании защитник Седых А.Ю. доводы жалобы поддержал в части рассмотрения судом вопроса об освобождении Воронкова В.С. от ответственности в связи с малозначительностью, обратил внимание суда на то, что Воронков В.С. к административной ответственности привлекается впервые, при составлении проекта договора с СНТ «<данные изъяты>» в августе 2019 года действовал в рамках установленного в филиале «Рязаньэнерго» порядка и условий заключения аналогичных договоров. Кроме того, после признания арбитражными судами законности привлечения филиала «Рязаньэнерго» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ им (Воронковым В.С.) в августе 2020 года СНТ «<данные изъяты>» был направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на условиях, удовлетворяющих СНТ.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров, услуг в условиях естественной монополии.

ПАО "МРСК Центра и Приволжья" является сетевой организацией, то есть осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии.

Приказом директора филиала «Рязаньэнерго» -лс от ДД.ММ.ГГГГ Воронков В.С. назначен на должность заместителя директора по реализации и развитию услуг.

Приказом директора филиала «Рязаньэнерго» № от ДД.ММ.ГГГГ определены полномочия заместителей директора филиала.

Так, в соответствии с приложением к названному приказу на заместителя директора по реализации и развитию услуг возложены обязанности по подготовке заявок на технологическое присоединение объектов к сетям вышестоящей организации, разработка технических условий в соответствии с заявкой на технологическое присоединение, согласование проектной документации заявителей, подготовка проекта договоров на технологическое присоединение и другие.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также Правила технологического присоединения (далее – Правила).

Согласно п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 (физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно) и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Из системного анализа пунктов 12.1, 14 и 34 Правил следует, что сетевая организация обязана заключить договор технологического присоединения с физическими лицами, обратившимися с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, и мощность которых составляет до 15 кВт.

Пунктом 16.3 Правил предусмотрено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям возлагается на сетевую организацию.

Нормы, изложенные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.Как указано в п. 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии). При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

Согласно материалам дела председатель СНТ "<данные изъяты>" ФИО7ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес филиала «Рязаньэнерго» ПАО "МРСК Центра и Приволжья" с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям объектов, расположенных в СНТ "<данные изъяты>" в количестве 13 единиц по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 15 Правил, в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации; в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств). Договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Согласно п. 16 Правил, договор технологического присоединения должен содержать, в том числе, следующие существенные условия: размер платы за технологическое присоединение; перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что в отношении садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, при условии присоединения на каждом земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

Рассмотрев заявку СНТ, заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала «Рязаньэнерго» Воронков В.С. подготовил и письмом от ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес СНТ «<данные изъяты>» проект договора и технические условия для присоединения к электрическим сетям. При этом стоимость договора определялась исходя из общего количества участников СНТ, равного <данные изъяты> человекам, помноженного на <данные изъяты> рублей, что составило <данные изъяты> рублей. При этом в п. 10 проекта договора было указано, что размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановлений от 29.04.2011 № 68, от 19.05.2014 № 39) и составляет <данные изъяты> рублей, в том числе НДС 20% - <данные изъяты> копеек.

После обращения СНТ «<данные изъяты>» в филиал «Рязаньэнерго» за разъяснениями условий договора письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала «Рязаньэнерго» Воронков В.С. сообщил СНТ, что расчет платы произведен в соответствии с абзацем 11 п. 17 Правил № 861, п. 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, а именно: из расчета <данные изъяты> рублей, умноженных на количество членов (абонентов) этой организации. Согласно предоставленным данным в СНТ <данные изъяты>" состоят <данные изъяты> человека, поэтому размер платы за технологическое присоединение правомерно указан <данные изъяты>.).

В жалобе заявитель Воронков В.С. настаивал на том, что условия предложенного им СНТ «<данные изъяты>» проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям соответствовали требованиям Правил.

Однако суд приходит к выводу о том, что Воронков В.С., как должностное лицо, неправомерно выдвинул условия об установлении размера платы за технологическое присоединение из расчета <данные изъяты> рублей, умноженных на общее количество членов (абонентов) этой организации, а не 13 единиц, указанных в заявке СНТ «<данные изъяты>».

Так, пункт 17 Правил предусматривает, что размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, при условии присоединения на каждом земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств.

Таким образом, при расчете платы должно учитываться не только количество земельных участков товарищества, но и количество ранее присоединенных устройств. Умножение платы <данные изъяты> рублей на общее количество земельных участков СНТ «<данные изъяты>» было возможно только при условии присоединения на каждом земельном участке.

Между тем 241 член СНТ "<данные изъяты>" уже были подключены к электрическим сетям в 2012-2018 г.г. В данном случае повторное взимание платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств данных земельных участков является незаконным.

При таких условиях, суд считает, что заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области, рассмотревшим дело об административном правонарушении в отношении Воронкова В.С., сделан правильный вывод о том, что указанным должностным лицом филиала «Рязаньэнерго» при определении платы за технологическое присоединение нарушены требования п. 17 Правил, а надлежащая плата по договору должна быть рассчитана исходя из расчета <данные изъяты> рублей, умноженных на количество членов (абонентов) такого объединения, фактически присоединяющихся к электрическим сетям. Таким образом, размер платы должен составлять <данные изъяты>

Кроме того, антимонопольный орган указал, что п. 10 технических условий в нарушение п.п. "а" п. 16 Правил №861 не содержит конкретный перечень мероприятий, который обязана выполнить сетевая организация; информация о том, в чем именно заключаются обязательства сетевой организации, технические условия не содержат.

Пунктом "а" п. 16 Правил предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

Как следует из текста п. 10 технических условий для присоединения к электрическим сетям, сетевая организация осуществляет: мероприятия по реализации технических условий до точки присоединения, которая располагается не далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Однако, как верно отмечено антимонопольным органом, конкретные мероприятия, которые подлежат выполнению обществом, п. 10 технических условий не содержит.

Также в технические условия включены требования об установке потребителями 13 выносных щитов учета (выносных пунктов учета) вне помещений, что является, нарушением п.п. 137, 138, 147, 148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее по тексту - Основные положения), п. 1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003), а также об установке устройств контроля величины максимальной мощности.

Согласно п. 25(1) Правил, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности - для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков (п. 26 Правил).

Пунктом 137 Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 предусмотрено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны, соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше (п. 138 Основных положений).

Согласно п. 147 Основных положений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Сетевые организации обязаны размещать требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями настоящего раздела и законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в центрах очного обслуживания потребителей и на своих официальных сайтах в сети "Интернет" без указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.

За исключением случаев, указанных в пункте 148 настоящего документа, согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.

Таким образом, прибор учета должен быть класса точности 2,0 и выше, а также соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, а место его установки определяется заявителем самостоятельно (без согласования с сетевой организацией) исходя из требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании. Иных требований к приборам учета и местам их установки Правилами №861 и Основными положениями не предусмотрены.

В соответствии с требованиями п. 1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. С.

Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. С.

Судом установлено, что п. 11.2 технических условий для присоединения к электрическим сетям содержит обязанность заявителя (СНТ «<данные изъяты>») осуществить установку 13 выносных щитов учета (выносных пунктов учета) на границах земельных участков в составе: вводного коммутационного аппарата, оснащенного защитой от короткого замыкания и перегрузки в электрической сети, обеспечивающий контроль величины максимальной мощности и прибора учета электрической энергии.

Указанный пункт договора противоречит вышеприведенным нормам подзаконных актов, так как место установки прибора учета электрической энергии определяется заявителем самостоятельно (без согласования с сетевой организацией) исходя из требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании. Приборы учета могут быть установлены в помещениях.

Антимонопольным органом также обоснованно указано на то, что Воронковым В.С., как должностным лицом, на СНТ «<данные изъяты>» неправомерно возложена обязанность по установке устройств контроля величины максимальной мощности.

В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 7 Правил установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.

Заявитель, энергопринимающее устройство которого соответствует указанным в пункте 17 Правил требованиям, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.

Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил.

Пункт 19 Правил запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные данными Правилами.

Согласно пункту 25.1 Правил, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе, обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Абзацем 9 пункта 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, установлена обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учета.

Пунктом 8 (1) Правил на сетевые организации возложена обязанность по ведению учета резервируемой мощности с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств.

Учитывая положения пункта 8, подпункта "в" пункта 25 Правил, абзаца 9 пункта 40 Основных положений № 442, следует, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на потребителей электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности, необходимых для выполнения сетевой организацией своих обязанностей, а равно и обязанности контролировать максимальную мощность.

Кроме того, в пункте 5 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности).

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2018 № 522- ФЗ, пункт 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" вступили в силу с 01.07.2020 года.

Таким образом, должностным лицом филиала «Рязаньэнерго» Воронковым В.С. неправомерно возложена на СНТ "Овощевод" обязанность по установке устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности, необходимых для выполнения филиалом «Рязаньэнерго» своих обязанностей, а равно обязанности контролировать максимальную мощность.

В данном случае суд фактически соглашается с правовой оценкой действий филиала «Рязаньэнерго» публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в рамках возникших правоотношений с СНТ «<данные изъяты>», данной в решении Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Рязаньэнерго» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2019 года о назначении административного наказания обществу по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах заместитель руководителя административного органа пришел к обоснованному выводу о наличии вины в действия Воронкова В.С., т.к. он, являясь заместителем директора по реализации и развитию услуг филиала «Рязаньэнерго» публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», свои должностные обязанности исполнял ненадлежащим образом, а именно при наличии возможности не предпринял всех зависящих от него мер по недопущению со стороны филиала «Рязаньэнерго» нарушения Правил недискриминационного доступа.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении антимонопольным органом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

С учетом изложенного, суд считает, что административным органом доказан факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного должностным лицом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, на что обоснованно указано антимонопольным органом в обжалуемом постановлении. По настоящему делу отсутствуют исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения.

Ссылка защитника на предложенные в настоящее время филиалом «Рязаньэнерго» СНТ «<данные изъяты>» новые, недискриминационные условия договора технологического присоединения к электрическим сетям не исключает длительного предыдущего противоправного исключения доступа СНТ «<данные изъяты>» к электрическим сетям

Административное наказание назначено Воронкову В.С. в пределах санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ с учетом характера совершенного им административного правонарушения, данных о его личности, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Постановление о привлечении Воронкова В.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу положений КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области Кошелевой И.А. в отношении заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала «Рязаньэнерго» публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» Воронкова Владимира Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, – оставить без изменения, а жалобу Воронкова В.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение десяти суток.

Судья О.В. Кураев

Копия верна:

Судья О.В. Кураев