ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/20 от 25.05.2020 Орловского районного суда (Орловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

25 мая 2020 года город Орел

Судья Орловского районного суда Орловкой области Постникова П.В.,

рассмотрев протест заместителя прокурора Орловского района на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Орловского района Орловской области от Дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя главы городского поселения Знаменка ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Орловского района обратился в суд с протестом на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Орловского района Орловской области от Дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя главы городского поселения Знаменка ФИО1, указав в обоснование, что в ходе рассмотрения административного дела при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств судьей были нарушены требования о необходимости всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом. Полагает, что допущенное бездействие заместителя главы городского поселения Знаменка образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, в связи с чем постановление мирового судьи подлежит отмене.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Орловского района Орловской области Мерцалова Т.И. доводы протеста поддержала.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, заместитель главы городского поселения Знаменка ФИО1 считает постановление мирового судьи законным и обоснованным, просила в удовлетворении протеста отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Установлено по делу, что Дата по адресу электронной почты прокуратуры Орловского района Орловской области поступило письмо ФИО3 следующего содержания: «Добрый день! Ожидаем ответ по нашему вопросу», зарегистрированное Дата

Согласно письма прокуратуры Орловского района Орловской области от 27 декабря 2019 г. №2104ж-19, данное обращение в соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации №45 от 30.01.2013 направлено для рассмотрения по существу в пределах компетенции, в том числе главе администрации городского поселения Знаменка Орловского района.

Дата вышеуказанное обращение посредством почтовой связи поступило в администрацию городского поселения Знаменка Орловского района, зарегистрированное за №1.

В соответствии с резолюцией главы администрации городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области ФИО2 указанное обращение передано для исполнения заместителю главы администрации городского поселения Знаменка ФИО1

Дата и.о. заместителя прокурора Орловского района Орловской области вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главы городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области ФИО1, выразившееся в не рассмотрении обращения ФИО3, зарегистрированного Дата, и не направлении ответа по существу поставленного вопроса или уведомления о невозможности дачи ответа.

Административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 59-ФЗ, данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно части 4 указанной статьи Закона N 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Рассмотрев настоящее дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в деянии указанного лица состава вмененного административного правонарушения и вынес постановление о прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В своем Постановлении мировой судья указал, что письмо ФИО3, поступившее на адрес прокуратуру Орловского района в последствии переадресованное в администрацию городского поселения Знаменка, по сути не является обращением.

Между тем, данные выводы не основаны на законе и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Так, в силу части 1 статьи 2 данного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ).

Статьей 11 Федерального закона №59-ФЗ установлен порядок рассмотрения отдельных обращений, не требующих ответа заявителем, но при этом устанавливающий порядок их обязательного уведомления о невозможности рассмотрения обращения.

В силу ч.4.1 ст. 11 Федерального закона №59-ФЗ в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

Согласно ч.5 ст. 11 Федерального закона №59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенными выше нормами заместитель главы администрации городского поселения Знаменка ФИО1 является должностным лицом, имеющим полномочия по рассмотрению обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов.

В то же время, учитывая, что обращение по существу не рассмотрено, а ответ на обращение не дан, судья не соглашается с выводом мирового судьи об отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.

При этом судья принимает во внимание, что, исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Кроме того, согласно части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, не допускается.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Срок давности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет 3 месяца со дня его совершения.

При таких обстоятельствах, отмена принятого решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении невозможна, поскольку установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возобновления производства по настоящему делу и правовой оценки действий заместителя главы городского поселения Знаменка утрачена, а потому правовые основания для отмены постановления мирового судьи отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.1- 30.8.КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Орловского района Орловской области от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а протест прокурора Орловского района Орловской области - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента вынесения.

Судья: П.В. Постникова