Дело № 12-58/2013
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
ФИО1
03 декабря 2013 года
Судья Увельского районного суда Челябинской области Фирсова Галина Николаевна, адрес суда: Челябинская область, Увельский район, п.Увельский, ул.30 лет ВЛКСМ, 12, при секретаре Лейба Т.П.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2
его защитника Пищальникова С.Н.
в открытом судебном заседании рассмотрев апелляционную жалобу начальника отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Увельского муниципального района ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Увельского района Челябинской области от 24 сентября 2012 года о назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ на начальника отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Увельского муниципального района Косарева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, работающего <данные изъяты>, ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекавшегося, привлечённого к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Увельского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола об административном правонарушении N 419/4 от 06 августа 2012 года начальник отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Увельского муниципального района ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В жалобе ФИО2 просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку внеплановая проверка проведена по распоряжению начальника ОНД № 11 ГК МЧС России по Челябинской области № 343 от 31 июля 2012 года на основании Указа Президента Российской Федерации № 1015 от 17 июля 2012 года «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае». Издавая распоряжение, начальник ОНД № 11 ГУ МЧС России по Челябинской области основывался на поручении Президента РФ, выраженном в названном указе, однако в силу п.11 Указа было постановлено по всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012 года проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование. По смыслу указанной нормы она распространялась на зоны возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации и давало право провести проверку в отношении ответственных лиц, на чьей территории имеются такие зоны. Территория Увельского района не подвержена катастрофическому затоплению, в период весеннего паводка возможно подтопление отдельных домов, расположенных в пониженном рельефе местности в населённых пунктах Увельского, Хуторского и Половинского сельских поселений. В отношении администраций и должностных лиц указанных сельских поселений также проводились аналогичные проверки и были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ. Оснований для проведения внеплановой проверки в отношении администрации Увельского муниципального района не имелось, согласно п.1 ч.2 ст.20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании ФИО2, которому были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, пожелал воспользоваться помощью защитника Пищальникова С.Н., доводы жалобы поддержал и дополнил, пояснив, что допущенное им правонарушение не должно влечь такое суровое наказание. Почти все документы, на которые ссылается протокол об административном правонарушении, им были представлены проверяющим, но не приняты ими во внимание. Фактически не имелось только плана эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, но территория Увельского района является территорией, куда в случае чрезвычайных ситуаций будет эвакуироваться население из других районов области. Допущенные нарушения не представляют угрозы безопасности жизни или имуществу людей и являются малозначительными, тем более, что все остальные нарушения при повторной проверке не были выявлены, хотя документы остались прежними. Просит прекратить дело за малозначительностью.
Защитник Пищальников С.Н. доводы жалобы поддержал, полагал, что оснований к проведению внеплановой проверки не имелось, поскольку территория Увельского района не подвержена катастрофическому затоплению, на ней не имеется рек и водоёмов, которые бы угрожали разливом. Администрация Увельского района была проверена повторно, и никаких нарушений в области ГО и ЧС не было выявлено, хотя документы представлялись те же, что представлены с жалобой. На момент проверки они уже имелись, за исключением тактико-специального учения, которое по плану должно было проводиться в декабре 2012 года, вообще проводится раз в три года. Фактически реально не было только плана эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, но с учётом определения территории района как территории, которая может принять эвакуируемое население, это нарушение является малозначительным, никакой опасности для жизни или здоровья людей не представляющим. Просит постановление отменить, дело прекратить.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что постановление мирового судьи судебного участка № 1 Увельского района Челябинской области от 24 сентября 2012 года подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению за малозначительностью совершённого правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из материалов дела об административном правонарушении, протокола N 419/4 от 06 августа 2012 года следует, что при проведении в период с 02 августа 2012 года по 06 августа 2012 года внеплановой проверки с целью исполнения Указа Президента РФ от
17 июля 2012 года № 1015 «О мерах по ликвидации последствий
стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае», поручения Председателя Правительства РФ от 18 июля 2012 года № ДМ-П4-4073 об устранении нарушений требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Администрацией Увельского муниципального района Челябинской области установлено, что начальник отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Увельского муниципального района Челябинской области ФИО2 не выполнил законных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Администрации Увельского муниципального района Челябинской области по адресу: <адрес>, а именно:
1. Проведение обучения с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население):
-отсутствует постановление главы об организации обучения в 2012 году (учебные группы 20-25 чел., руководители учебных групп, состав групп); - в журналах учета занятий отсутствуют сведения о проведенных занятиях, что является нарушением п.п. «а» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», абзаца 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
2. Проведение обучения с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население):
-отсутствует постановление главы об организации обучения в 2012 году;
-не организовано проведение бесед, лекций, просмотров учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
-в журнале учёта проведённых мероприятий отсутствуют отметки о выполнении мероприятий;
-отсутствуют отчетные документы проведения учений и тренировок; что является нарушением п.п. «а» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», абзаца 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
3. Проведение командно-штабного учения (штабной тренировки) по действиям при возникновении ЧС. (в органах местного самоуправления – 1 раз в 3 года): не представлены отчетные документы о проведении командно-штабного учения, что является нарушением пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
4. Проведение тактико-специального учения с участием аварийно-
спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (с участием
формирований постоянной готовности - 1 раз в год): не представлены отчетные документы о проведении тактико-специального учения", что является нарушением пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
5. Проведение комплексного учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС. (1 раз в 3 года в муниципальных образованиях): не представлены отчетные документы о проведении комплексного учения, что является нарушением пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
Из представленных с жалобой документов следует, что на момент проведения проверки были фактически проведены: подготовка и обучение населения Увельского муниципального района в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», что следует из Постановления Администрации Увельского муниципального района № 1099 от 27.09.2011 года, вынесенного до проверки. Из пояснений ФИО2 следует, что сельские поселения обеспечены необходимыми материалами в части ГО и ЧС, везде имеются стенды с информацией, а обучение проводится по желанию граждан.
Указание в протоколе и акте проверки об отсутствии постановления главы об организации обучения в 2012 году в качестве нарушения федеральных законов в части требований по ГО и ЧС, является необоснованным, поскольку Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, Федеральный закон № 28-ФЗ от 12.02.1998 года, Постановление Правительства РФ № 547 от 4.09.2003 года, Постановление Правительства РФ № 841 от 2.11.2000 года не обязывают местные органы власти издавать нормативные акты в части обучения населения ежегодно. При этом Приказ руководителя гражданской обороны Увельского муниципального района № 1 от 08.02.2012 года имелся, проверяющими лицами не принят.
Разбор по итогам командно-штабного учения, проведённого с органами управления звена РСЧС и ГО Увельского муниципального района от 02.11.2010 года № 5702-4-11, был направлен начальником ГУ МЧС России по Челябинской области в администрацию Увельского муниципального района 02 ноября 2010 года, о чём не мог не знать руководитель ОНД № 11 ГУ МЧС России по Челябинской области.
Тактико-специальное учение проводилось с 06.12.2012 года по 08.12.2012 года, согласно плану, в установленные законодательством сроки раз в три года. Отсутствие такого учения на момент проверки нарушением не являлось, в связи с чем не могут быть признаны нарушением непредставление отчётных документов о проведении тактико-специального учения и комплексного учения.
Таким образом, на момент проверки следует признать нарушением то обстоятельство, что не были заполнены данные в журнале обучения работающего населения администрации Увельского муниципального района, однако данное нарушение не может быть признано грубым, влекущим реальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем наложение штрафа в размере 10000 рублей за данное нарушение явно несоразмерно существу и последствиям нарушения.
Указанное нарушение является малозначительным, доказательств создания этим нарушением опасности для жизни или здоровья людей дело об административном правонарушении не содержит, поэтому суд считает возможным отменить обжалуемое постановление, ограничившись устным замечанием.
Оснований к признанию акта проверки № 343 от 6 августа 2013 года недопустимым доказательством суд не усматривает, поскольку проверка проведена в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы о том, что внеплановая проверка проведена без согласования с органами прокуратуры, не влечет за собой признание проверки необоснованной, поскольку указанное не влияет на основание и результат ее проведения, при проведении проверки органы МЧС действовали в пределах своих полномочий.
Доводы жалобы о том, что Увельский район не относится к зоне катастрофического затопления, в связи с чем Указ Президента РФ от 17.07.2012г. № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае» не может распространяться на администрацию, а органы местного самоуправления проверены по данным фактам и привлечены к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае» президент постановил Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012 г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
В силу пунктов 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) опасными гидрологическими явлениями и процессами являются следующие. Затопление: покрытие территории водой в период половодья или паводков; подтопление: повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов. Зона затопления: территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды. Зона вероятного затопления: территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления. Зона катастрофического затопления: зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
Как следует из Проекта корректировки схемы территориального планирования Увельского муниципального района Челябинской области, представленного с жалобой, территория района не подвержена катастрофическому затоплению, однако в период весеннего паводка возможно подтопление отдельных домов, расположенных в пониженном рельефе местности в населённых пунктах: п<адрес> – 12 частных домов<адрес> – 18 домов, <адрес> – 11 домов, <адрес> – 6 домов. (л.д. 126-129).
Из представленной защитником Пищальниковым С.Н. статистической информацией ГУ МЧС России по Челябинской области обо всех слу4чаях затопления (подтопления) на территории Увельского муниципального района в период с 2000 по 2012 годы, в <адрес> в 2003-2005 годы имело место подтопление частных домов, огородов и улиц талыми и паводковыми водами, аналогичные случаи отмечались в <адрес> и <адрес> сельском поселении. ( л.д.156)
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на территории Увельского муниципального района имеются отдельные населённые пункты, которые входят в зону потенциального подтопления и затопления, в связи с чем внеплановая проверка проведена обоснованно в соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае».
Руководствуясь ст.ст. 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Увельского района Челябинской области от 24 сентября 2012 года о назначении административного наказания начальнику отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Увельского муниципального района Косареву <данные изъяты> по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей отменить.
Прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения в отношении начальнику отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Увельского муниципального района Косареву <данные изъяты> по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, объявив ему устное замечание.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке надзора в Челябинский областной суд.
Судья
Копия верна:
Судья Г.Н.Фирсова