ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/2016 от 16.03.2016 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-58/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Волгоград «16» марта 2016 года

Судья Тракторозаводского районного суда города Волгограда Щербинин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда на постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду от 17 декабря 2015 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ, в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, юридическое лицо Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.

Представитель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда – ФИО1 не согласившись с данным постановлением, просила постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ отменить, производство по делу прекратить, а в случае отклонения доводов жалобы ходатайствовала об уменьшении суммы штрафа.

В судебное заседание представитель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда – ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уважительность причин неявки в судебное заседание не сообщила, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие, либо об отложении рассмотрения дела не представила, что дает основание рассмотреть дело в ее отсутствие.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - государственный инспектор дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД Управления МВД России по АДРЕС ИЗЪЯТ – ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительность причин неявки в судебное заседание не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Поверив представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В судебном заседании установлено, что ДАТА ИЗЪЯТА, в 14 часов 30 минут, на АДРЕС ИЗЪЯТ «А» не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, а именно: в ходе надзора за дорожным движением в г. Волгограде выявлено:

- на автомобильной дороге по ул. Атласова имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дороги, в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, обочины, не отделенные от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4.0см, в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93, отсутствует схема дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, отсутствует уличное освещение;

- на автомобильной дороге ул. Салтыкова-Щедрина имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дороги, в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1,2 ГОСТ Р 50597-93, отдельные бортовые камни имеют разрушения более чем на 20% площади, местами полностью отсутствуют в нарушение п,4.4.5 ГОСТ Р 50597-93, отсутствует схема дислокации дорожных знаков и дорожной разметки;

- на участке от дома № 28 до ул. Тарифная отсутствует уличное освещение:

- на автомобильной дороге по ул. Демьяна Бедного имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дороги, в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, отдельные бортовые камни имеют разрушения более чем на 20% площади, местами полностью отсутствуют в нарушение п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93, отсутствует схема дислокации дорожных знаков и дорожной разметки;

- на участке от ул. Батова до жилого дома № 14 отсутствует уличное освещение;

- на проезде пр. Ленина (от ул. Тарифная до дома № 195А пр. Ленина) отсутствует схема дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует уличное освещение;

- на автомобильной дороге по ул. Шурухина 59 в нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт автобуса «Экономико-Технический колледж» размещен перед наземным пешеходным переходом, имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дороги, в нарушение пунктов 3,1.1, 3,1,2 ГОСТ Р 50597-93, отдельные бортовые камни имеют разрушения более чем на 20% площади, местами полностью отсутствуют в нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 50597-93, отсутствуют дорожные знаки приоритета на пересечении с ул. Восстания:

- на автомобильной дороге З-я продольная магистраль (от ул. Менделеева до ул. Проезд Дорожников) обочины и разделительные полосы не отделенные от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0см, возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра, в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93.

- на автомобильной дороге по ул. Тарифная имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дороги, в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, на поверхности бортовых камней имеются сколы глубиной более 3.0см. в нарушение п. 4,4,5 ГОСТ Р 50597-93. отсутствует горизонтальная дорожная разметка, в том числе 1.14.1.. отсутствуют дорожные знаки, в том числе 5.19.1. 5.19.2. дорожные знаки 5.19.1. 5.19.2 применены с нарушением требований п. 5.1.6. 5.1.17. 5.6.24. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения, информирующие водителей об опасности, отсутствуют.

Факт допущенных нарушений несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании указанных выше дорог подтверждается материалами дела.

В соответствии со ст. 12.34. КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения является дорожное движение. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Субъектами данного правонарушения являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий: под организацией дорожного движения - комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно- эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

При этом в соответствии со ст. 15 этого же Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Указанные же органы в соответствии со ст. 13.1 обеспечивают муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Вышеуказанные улицы включены в реестр автомобильных дорог Волгограда, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16 октября 2008 № 2143.

Данные дороги входят в состав муниципальной имущественной казны г. Волгограда, а согласно статье 5 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июля 2005 года № 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 39 Устава Администрация Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи обладает следующими полномочиями:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- формирование и использование муниципального дорожного фонда Волгограда в порядке, установленном городской Думой, для обеспечения дорожной деятельности;

- организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.

Администрация в силу своих властно-организационных полномочий установила уполномоченный орган в сфере обеспечения дорожной деятельности в пределах административных границ городского округа город Волгоград - Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, которому переданы полномочия по содержанию дорог и определен круг полномочий указанного органа.

Решением Волгоградской городской Думы от 24 июня 2015 года № 31/967. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание мостов и иных искусственных дорожных сооружений в границах муниципального образования город-герой Волгоград, благоустройство территории городского округа в части освещения улиц.

Полномочиями Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда в соответствии с положением являются:

- в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

- осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- обеспечивает безопасность дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград;

- осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград;

- проводит в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, оценку технического состоянияавтомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград на соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город -герой Волгоград требованиям действующего законодательства Российской Федерации;

- в целях обеспечения безопасности дорожного движения принимает решение о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград в случаях, предусмотренных. Порядком осуществления временныхограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 08 августа 2011г. № 408-п «Об утверждении Порядка осуществления временных ограниченияили прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Волгоградской области;

- организует и контролирует в пределах своих полномочий работы по капитальному ремонту, реконструкции, строительству и текущему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград;

- осуществляет контроль за освещением улиц в части соблюдения законодательных и иных нормативно-правовых актов, касающихся освещения улиц муниципального образования город-герой Волгоград.

Выявленные нарушения в содержании улично-дорожной сети, свидетельствуют о ненадлежащей организации работы по текущему содержанию автомобильных дорог со стороны Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей средыадминистрации Волгограда, отсутствию контроля за ремонтом и содержанием дорог, непринятии мер к устранению недостатков.

Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, в том числе и на территории Тракторозаводского района г. Волгограда является Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей средыадминистрации Волгограда.

При таких обстоятельствах, должностное лицо, вынося оспариваемое постановление, пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.

Доводы жалобы о недоказанности вины юридического лица подлежат отклонению как несостоятельные и опровергаются представленными материалами дела об административном правонарушении.

Данных о том, что со стороны Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда были предприняты все зависящие от него меры по обеспечению безопасного движения транспортных средств и пешеходов, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, судье не представлено.

При таких обстоятельствах, судья не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Обжалуемое постановление в полной мере соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, так как оно мотивировано, вынесено полномочным лицом и в установленные законом сроки.

Оснований полагать, что совершенное правонарушение можно признать малозначительным из материалов дела не усматривается, имущественное положение привлекаемого к ответственности юридического лица, согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 205 года № 5, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Порядок привлечения Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда к административной ответственности соблюден, существенных процессуальных нарушений не допущено. Наказание назначено в пределах санкции статьи 12.34 КоАП РФ в минимальном размере.

Вместе с тем, согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С целью обеспечить индивидуализацию наказания лица, виновного в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения его имущественных прав и интересов, судья считает необходимым признать исключительными обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и отсутствием тяжких последствий, принятие мер по устранению выявленных нарушений, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, привлечение к ответственности отраслевого структурного подразделения органа местного самоуправления, и снизить размер назначенного наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, поскольку минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет более ста тысяч рублей.

Таким образом, с учетом объективных обстоятельств дела, судья считает возможным снизить размер наложенного штрафа с трехсот тысяч рублей до ста пятидесяти тысяч, который, по мнению судьи, в полной мере обеспечит достижение целей административной ответственности, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит изменению.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, судья считает необходимым изменить постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду от 17 декабря 2015 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в части назначенного административного наказания в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду от ДАТА ИЗЪЯТА № 18810334140010426329 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ, в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда изменить в части размера назначенного наказания, снизив его до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу представителя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Щербинин