ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/2016 от 17.05.2016 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Новокузнецк 17 мая 2016 года

Судья Новокузнецкого районного суда Кемеровской области Бычкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на постановление о назначении административного наказания от 24.11.2015 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В жалобе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» просит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО2 от 24.11.2015г. о наложении административного штрафа отменить, полагая его незаконным.

В судебном заседании представитель ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» ФИО3 доводы жалобы поддержала, просила суд постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО2 от 24.11.2015г. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив письменные материалы дела, доводы жалобы, суд находит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене, производство по делу подлежащим прекращению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.5, ч.6 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», определен порядок ведения государственного кадастра отходов, который предусматривает порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 16 Порядка государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 16796), документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях:

а) изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя и юридического лица, в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 настоящего Порядка, в том числе:

изменения наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования;

изменения организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица;

изменения фамилии индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

б) изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как следует из обжалуемого постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 10 минут ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» допустило несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами, поскольку в нарушение п.п. «б» п. 14 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", в период с 3-го квартала 2014 года по 3-ий квартал 2015г. не переоформило в установленном порядке Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с изменением данных об объекте размещения отходов, эксплуатируемом другим хозяйствующим субъектом. ООО «Полигон-М» не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов с ДД.ММ.ГГГГ, на который отходы юридического лица передаются для размещения.

Согласно пункту 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - ПНООРЛ, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Соответствующие Методические указания утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 5 Методических указаний основной задачей при разработке ПНООЛР является, в том числе, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов. При этом, в соответствии с пунктом 6 Методических указаний при принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются, в том числе, такие сведения, содержащиеся в ПНООЛР, как: наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности.В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов (далее - ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минприроды России от 30.09.2011г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок ), который предусматривает порядок ведения Росприроднадзором, в том числе, ГРОРО с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 16 Порядка ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объект размещения отходов – это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); размещение отходов – это хранение и захоронение отходов; хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В силу положений ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ запрещено размещать отходы производства и потребления на объектах, не включенных в ГРОРО.

Согласно п.п. «б» п. 14 «Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случае изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

Сведения об объектах размещения, зарегистрированных в государственном реестре объектов размещения отходов, находятся в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в связи с чем природопользователь имеет возможность беспрепятственно получить информацию о наличие либо отсутствии объекта размещения в ГРОРО.

ООО «Полигон-М», как отмечено судом выше, с ДД.ММ.ГГГГ не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» должно было в установленном порядке осуществить переоформление Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласно требованиям пл. б п. 14 «Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГг. , однако, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» не предприняло мер по переоформлению данных документов.

Вместе с тем, согласно ч.2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет доказано, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно требованиям п.п. б п. 14 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке разработки и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случае изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

Обществу вменяется нарушение п.п. б п. 14 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке разработки и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», выразившегося в непереоформлении Документа об образовании отходов и лимитов на их размещение в связи с изменением данных об объекте размещения отходов, эксплуатируемого другим хозяйствующим субъектом (ООО «Полигон-М»), на который обществом в 3 и 4 квартале 2014 года передавались для размещения отходы.

Требование о переоформлении документов, предусмотренное п.п. б п. 14 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке разработки и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» было введено Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010г. и начал действовать с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно доводам ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», передача и захоронение отходов обществом осуществлялось с участием ООО «Полигон-М» до конца 2014 года, с 2015 года подрядчиком указанная организация не числится. Указанные доводы заявителя не опровергнуты в судебном заседании; сведений, подтверждающих осуществление обществом размещения отходов на территории ООО «Полигон-М» на момент вступления изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и, соответственно, возникновение предусмотренной законом обязанности по внесению изменений в соответствующие документы, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд считает, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, должностным лицом не были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КРФобАП.

Согласно протоколу об административном правонарушении, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КРФобАП, в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» возбуждено именно по факту нарушения требований п.п. б п.14 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке разработки и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Из обжалуемого постановления усматривается, что вина общества в совершении вмененного правонарушения заключалась именно в непереоформлении Документа об образовании отходов и лимитов их размещения в связи с изменением данных об объекте размещения отходов, эксплуатируемого другим хозяйствующим субъектом. Сведений, подтверждающих фактическое размещение обществом отходов на ООО «Полигон-М», а также на иных объектах, суду представлены не были.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах, оснований для привлечения ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об АП, не имеется в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, суд считает постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» подлежащим отмене, производство по делу подлежащим прекращению по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 24.5 КРФобАП.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.6 КРФобАП, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КРФобАП, в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КРФобАП, в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» прекратить по п. 2 ст. 24.5 КРФобАП.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: (подпись)

Копия верна. Судья: ФИО1