ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/2017 от 10.04.2017 Псковского областного суда (Псковская область)

1 инстанция: судья <данные изъяты> дело № 12-58/2017

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

10 апреля 2017 г. г. Псков

Судья Псковского областного суда Архипов Е.В.,

при секретаре Шамовой Н.А.,

рассмотрев жалобу UAB «ROSLITAUTO» (<данные изъяты>(****); (****)) на постановление Псковского городского суда Псковской области от 1 марта 2017 года по административному делу о совершении правонарушения, предусмотренногоч.3 ст. 16.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Обжалуемым постановлением Псковского городского суда от 1.03.2017 года UAB «ROSLITAUTO» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе на данное постановление представитель UAB «ROSLITAUTO» указал о незаконности и необоснованности судебного решения, поскольку суд неправильно оценил положения действующего таможенного законодательства, регулирующего ряд таможенных процедур и принял не соответствующее закону решение о виновности фирмы-перевозчика, тогда как в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В суде представитель фирмы-перевозчика поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Псковской таможни в отзыве на жалобу и в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, нахожу постановление Псковского городского суда подлежащим отмене по следующим основаниям:

Из материалов дела следует, что (дд.мм.гг.) в 23:16 на т/п МАПП <данные изъяты> Псковской таможни прибыло транспортное средство per. № (****)перевозчик UAB «ROSLITAUTO»). Должностное лицо UAB «ROSLITAUTO» - водитель ФИО представил товаросопроводительные документы: CMR № (****) от (дд.мм.гг.), инвойс № (****) от (дд.мм.гг.), упаковочный лист № (****) от (дд.мм.гг.), согласно которым в транспортном средстве перемещался товар: «сборный груз» (330 грузовых мест, вес брутто 17539.89 кг). Отправитель товара - <данные изъяты> (<****>) по контракту компании <данные изъяты> (<****>); получатель ООО «<данные изъяты>» (<****>). В ходе проведенного таможенного досмотра товара (акт таможенного досмотра № (****)), было установлено, что вес брутто товара «сборный груз» составляет 17905 кг, что на 365.11 кг., больше чем указано в товаросопроводительных документах. Жалоб и замечаний со стороны водителя не поступало.

Какие-либо изменения (в части несоответствия веса брутто товара) или обоснованные оговорки об отсутствии контроля со стороны перевозчика за погрузкой товара в транспортное средство, в указанные выше транспортные документы внесены не были.

В соответствии с п. 21 ч.1 ст. 4 ТК ТС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

На основании п. 35 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза товаром является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество.

В силу п.1 и п. 2 ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно ч.1 ст. 159 ТК ТС, при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик предоставляет следующие сведения: о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах). Данные сведения перевозчик сообщает путем представления таможенному органу: международной транспортной накладной; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары (инвойсы).

На основании п. 19 ст.4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что вина перевозчика UAB «ROSLITAUTO» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ -сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза (в Российскую Федерацию) путём предоставления недействительных документов, установлена.

Вместе с тем суд, признавая наличие в действиях фирмы-перевозчика состава административного правонарушения, в качестве доказательства указал на акт досмотра транспортного средства, при котором произведено взвешивание товара. Однако при этом суд в должной мере не исследовав доводы жалобы не принял во внимание обстоятельства, при которых полученны данные о взвешивании товара, нашедшие свое отражение в акте таможенного досмотра, положенного в основу обвинения фирмы-перевозчика.

Так из материалов административного дела следует, что (дд.мм.гг.). на ТП МАПП <данные изъяты> Псковской таможни прибыло транспортное средство принадлежащее Обществу. Для открытия процедуры таможенного транзита должностному лицу таможенного органа были представлены товаросопроводительные документы. В <данные изъяты>(дд.мм.гг.) должностным лицом таможенного органа составлен Акт таможенного осмотра №(****) ( лист дела №(****) ), из содержания которого следует, что в результате изучения снимка ИДК - «... возможно несоответствие параметров товара». На этом основании, уполномоченное должностное лицо ТП МАПП <данные изъяты><данные изъяты>(дд.мм.гг.). оформляет поручение на проведение таможенного досмотра №(****) (лист дела №(****) ). Проведение таможенного досмотра поручено инспектору ОТД ( отдела таможенного досмотра МАПП) - ФИО В этот же день - (дд.мм.гг.) таможенный орган по установленной форме выставляет Обществу ( водителю ) уведомление о проведении таможенного досмотра (лист дела № (****) ). (дд.мм.гг.) в <данные изъяты>ФИО составляет Акт таможенного досмотра № (****) (лист дела № (****) ), из содержания которого следует, что провести таможенный досмотр в объеме, указанном в Поручении, не представляется возможным, так как «... необходимо разделение товаров». В связи с этим таможенный орган выставляет перевозчику Требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств ( приложение №5 к приказу ФТС РФ от 25.10.2011 г. № 2199). Согласно данного требования, водитель (лицо обладающее правами в отношении товаров), под таможенным контролем, обязан выполнить следующие операции в отношении товаров и транспортных средств: транспортировка, взвешивание, погрузка, выгрузка, вскрытие упаковки. При заполнении бланка требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств установлена обязанность должностных лиц таможенных органов давать пояснения к проводимым операциям и/или детальное описание конкретных действий, которые требуется провести. В Требовании выставленном Обществу данная информация отсутствует. В целях выполнения выставленного таможенным органом Требования, водитель Общества (дд.мм.гг.) заключил коммерческий договор с подрядной организацией (ЗАО «<данные изъяты>») на проведение погрузочно-разгрузочных работ. Как следует из содержания Актов таможенного наблюдения ( листы дела № (****) ) в период с (дд.мм.гг.) до <данные изъяты>(дд.мм.гг.) г. - «производится выгрузка товаров и разделение по товарным партиям». Таким образом, до <данные изъяты>(дд.мм.гг.) все действия с товаром, находящимся под таможенным контролем, выполняются в строгом соответствии с таможенным законодательством. С <данные изъяты>(дд.мм.гг.). таможенное наблюдение за проведением операций в отношении товаров и транспортного средства осуществляет инспектор ОТО и ТК ФИО

В <данные изъяты>(дд.мм.гг.)ФИО составляет Акт таможенного наблюдения №(****) ( листы дела №(****) ) в описательной части которого содержится информация о вскрытии упаковки грузовых мест, результаты определения наименования и пересчета товаров, находящихся как внутри грузовых мест после их вскрытия, так и в отдельной упаковке, а также приложены фотографии с результатами взвешивания товара. При этом, в Акте не указано кто конкретно и на каких весах производил взвешивание товара.

Статья 114 ТК ТС - «Таможенное наблюдение» - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

В отличии от таможенного досмотра (статья 116 ТК ТС) данная форма таможенного контроля не позволяет нарушать целостность товара, а также производить операции по фактическому определению его весовых параметров. В качестве технических средств при проведении таможенного наблюдения могут использоваться бинокли, приборы ночного видения, телекоммуникационные системы, установленные на ТП.

В суде первой инстанции ФИО сообщил, что вся информация в отношении товаров, записанная им в акте таможенного наблюдения, также как и фотографии с результатами взвешивания данных товаров, была им получена в результате наблюдения за действиями водителя и грузчиков. Именно они производили все операции с товаром, а сам ФИО только фиксировал результаты.

Указанные объяснения и сам факт проведения в ходе таможенного наблюдения указанных операций с товаром суд признал допустимыми, полагая, что при таможенном наблюдении, согласно положений приказа ФТС РФ от 21.12.2010 г. №2509, могут применяться любые таможенные средства контроля, в том числе и весы.

Данный вывод является ошибочным и противоречит положениям о проведении установленных форм таможенного контроля, изложенных в ТК ТС. Так, все весовое оборудование, установленное на ТП МАПП <данные изъяты> является собственностью ФГУП <данные изъяты> которая, в свою очередь, передана в оперативное управление Псковской таможне. К работе с весами допускаются только уполномоченные должностные лица ОТД ТП, прошедшие специальную подготовку по соблюдению техники безопасности, знающие технические характеристики весового оборудования и инструкции по его эксплуатации, а также нормативные документы, регламентирующие порядок проведения весовых операций ( Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102 - ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

Водитель и грузчики сторонней организации не могут являться должностными лицами, уполномоченными на проведение весовых операций и, тем более, допущенными к работе с весовым оборудованием, установленным в зоне таможенного контроля ТП МАПП <данные изъяты>

(дд.мм.гг.) водитель Общества предоставил начальнику ТП МАПП <данные изъяты> письменное заявление (лист дела №(****) ) в котором указано: «Сообщаю, что требование о проведений операций в отношении товаров и транспортных средств от (дд.мм.гг.) мною выполнено. Товар разгружен и разделен по наименованию и грузовым местам для проведения таможенного досмотра». Как видно из заявления, водитель не сообщает таможенному органу о том, что он производил вскрытие грузовых мест, пересчет находящихся в них товаров ( предметов ), а также о выполнении им операций по взвешиванию грузовых мест.

На заявлении водителя стоит резолюция должностного лица ТП МАПП «<данные изъяты>», согласно которой инспектору ОТД - ФИО было поручено провести таможенный досмотр в соответствии с Поручением на проведение таможенного досмотра от (дд.мм.гг.)(****)

Согласно ст. 116 ТК ТС «Таможенный досмотр» - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

В целях реализации статьи 116 ТК ТС, положений Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ФТС РФ разработаны Методические рекомендации по организации и проведению таможенного досмотра до выпуска товаров ( Письмо ФТС РФ от 04.02.2016 г. № 01-11/04772 ).

По результатам таможенного досмотра инспектором ФИО составлен АТД №(****), из содержания которого следует, что общий вес брутто товара составил 17905 кг.., что на 365,11 кг. больше, чем заявлено в ТСД.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении перевозчика дела об административном правонарушении по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Следовательно, акт таможенного досмотра №(****) является основным и единственным доказательством по делу об административном правонарушении, устанавливающим вину перевозчика в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто перемещаемого товара.

(дд.мм.гг.)ФИО докладной запиской ( лист дела №(****) ) сообщает начальнику ТП: « На основании поручения на таможенный досмотр №(****), проведен фактический контроль товара».

Однако, опрошенный в суде первой инстанции ФИО показал, что в ходе осуществления таможенного досмотра, фактическое взвешивание товара он не производил. Все весовые показания в АТД он внес на основании сведений полученных от инспектора ФИО

Таким образом, по делу не установлено, откуда получены сведения о несоответствии массы брутто перемещаемого товара товаросопроводительным документам. С учетом материалов дела и показаний сотрудников таможни и водителя Общества, сведения о весе товара, отраженные в акте таможенного досмотра №(****) получены с грубыми нарушениями закона, без фактического взвешивания.

В силу части 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля ( надзора ), если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Иных, кроме акта таможенного досмотра, доказательств виновности фирмы-перевозчика в материалах дела не имеется.

.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании п.2 ч.1 ст. 24.5 и п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ. Суд

РЕШИЛ :

Постановление Псковского городского суда Псковской области от 1 марта 2017 года по административному делу в отношении UAB «ROSLITAUTO» - отменить.

Производство по административному делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Псковского областного суда Е.В.Архипов

.

.

.