дело № 12-58/2017 копия
Р Е Ш Е Н И Е
г. Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Судья Александровского городского суда Пермского края суда Шерстобитова Е.Н.,
при секретаре Ефимовой И.Л.,
с участием защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Мелик-Казаровой Н.Я., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на постановление № начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указным постановлением, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» обратилось в суд с жалобой, в которой просят отменить данное постановления с прекращением производства по делу, указав в обоснование, что вина Общества не выяснена, субъективная сторона правонарушения не установлена, административным органом не представлено надлежащих доказательств совершения Общество правонарушения. Нарушение норм договора без осуществления конкретных действий, направленных на непосредственное использование лесов, не образует состав вмененного правонарушения. Само по себе заключение договора аренды еще не указывает на использование Обществом лесного участка в целях, установленных договором. Объективная сторона правонарушения состоит в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. Квалифицирующим признаком вменяемого нарушения является факт использования лесов с нарушением условий договора лесного участка. Само по себе нарушение договора аренды лесного участка в отсутствие фактов использования лесов не охватываются диспозицией ч.4 ст.8.25 КоАП РФ. Поскольку объективную сторону вменяемого правонарушения образует осуществление строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов под объект «Капитальный ремонт нефтепровода «Чашкино-Каменный Лог» с нарушением условий договора аренды лесного участка, то доказыванию подлежит факт осуществления таких действий. Вывод об использовании лесного участка в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов сделан на основании акта осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который не может быть признан надлежащим доказательством. Приложенные к акту фотографии опровергают утверждение об эксплуатации участка, т.к. на фотографиях не зафиксированы какие-либо работы. На снимке изображен берег водоема, не содержащий лесных насаждений и объектов нефтедобычи. Пространственный ориентир на север и границы лесного участка не указаны, что не позволяет определить его принадлежность Обществу. По ходатайству Общества рассмотрение дела перенесено с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ организован повторный осмотр лесного участка. Составленный ДД.ММ.ГГГГ акт подтвердил позицию Общества о том, что лесной участок не используется. Общество при соблюдении требуемой степени заботливости и осмотрительности предприняло все зависящие от него действия, связанные с выполнением условий договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Проект освоения лесов к Договору прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение. Срок договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По истечении срока договора Общество не возвратило земельный участок арендодателю, при этом возражений от арендодателя не поступало, ежемесячно производилась арендная плата, в связи с чем договор на основании п.2 ст.621 ГК РФ, ч.3 ст.72 Лесного кодекса РФ считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Факт возобновления договора подтвердило Агентство по природопользованию Пермского края. Договор аренды недвижимого имущества, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации. Ввиду того, что, сохраняя временное владение земельным участком по договору, общество имеет действующий проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы согласно Приказу Министерства Природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№, событие административного правонарушения, вмененного обществу, отсутствует. Считают, что действия ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, событие вменяемого правонарушения отсутствует.
В судебном заседании защитник ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Мелик-Казарова Н.Я. доводы жалобы поддержала, просит прекратить производство по делу, пояснила суду, что полагают, что ДД.ММ.ГГГГ сделан не правильный вывод о виновности Общества, что допущено использование земельного участка без договора. Ими было получено положительное заключение государственной экспертизы. После истечения срока договора Общество оплачивало все установленные по договору платежи, что подтверждается представленными платежными документами. В соответствии с законом срок действия договора возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок. Считает, что требование о разработке нового проекта освоения лесов и дальнейшее использование земельного участка, не основаны на законе. На день осмотра земельного участка никаких работ на нем не ведется. Наказание Обществу назначено необоснованно.
Должностное лицо - начальник лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО4 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, каких-либо возражений, пояснений не представил.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании мнение защитника, исследовав материалы дела, обозрев административный материал, судья приходит к следующему выводу.
Частью 4 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с использованием лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки. Порядок заключения и содержание перечисленных в тексте данной статьи договоров определены ст.ст.74,75,77 и других статьях Лесного кодекса РФ.
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает установленные заключенным договором условия использования леса.
В соответствии с п.4.1 ст.3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Согласно ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст.9 Лесного кодекса РФ, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, в том числе на правах аренды.
В соответствии со ст.88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
На основании ч.ч.1, 3 ст.89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания п. 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства № 69 от 29.02.2012 года «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 года за №24075) проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Согласно п.14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства №545 от 22.12.2011 года «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
В силу ч.4 ст.71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Исходя из положений п.1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу положений п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Однако в соответствии с ч.3 ст.71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 ст.72 Лесного кодекса РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет в случае, если лесной участок используется арендатором для выполнения на нем работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодателем) и ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» (арендатором) заключен договор аренды № лесного участка, общей площадью 11,032 га, с целью использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов под объект «Капитальный ремонт нефтепровода «Чашкино-Каменный Лог (ПК0-ПК44)», расположенный по адресу: <адрес>); <адрес>); <адрес>.
Согласно п.12.1 договора аренды лесного участка арендатор имеет право приступить после подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями данного договора.
В соответствии с п. 13.1 договора аренды лестного участка арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными правовыми актами РФ и настоящим Договором.
В силу п. 13.3 договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в двухмесячный срок с момента заключения договора.
Пунктом 22 договора срок его действия сторонами определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В письме Агентства по природопользованию Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» указано, что в соответствии со ст.621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст.610 ГК РФ). Агентство не возражает в использовании лесного участка ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» для указанных целей, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Во исполнения требований Лесного кодекса РФ и условий договора аренды ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» разработало проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду, срок действия указанного проекта определен сроком действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на «Проект освоения лесов на лесном участке, представленном в аренду ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» для строительства, реконструкции, эксплуатации трубопроводов (капитальный ремонт нефтепровода «Чашкино-Каменный Лог» (ПК0-ПК44) на территории Яйвинского лесничества дано положительное заключение №, утвержденное Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№
На государственную экспертизу экспертной комиссии был представлен проект освоения лесов со сроком действия проекта до 1 года (п.1.6 заключения №).
Судом установлено, что по истечении срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» продолжило использование лесного участка, ежемесячно оплачивая арендную плату. Таким образом, указанный договор аренды на основании п.2 ст.621 ГК РФ, ч.3 ст.72 Лесного кодекса РФ считается возобновленным на тех же условиях.
Признавая ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ должностное лицо исходило из того, что в случае возобновления действия договора аренды в порядке ст.621 ГК РФ, арендатор лесного участка обязан вновь разработать проект освоения лесов, а также получить положительное заключение государственной экспертизы. В виду того, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» использует лесной участок по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, указанным юридическим лицом допущено нарушение пункта 13.3 договора аренды.
Однако с данным выводом должностного лица согласиться нельзя.
Должностным лицом при вынесении постановления не учтено, что в соответствии с вышеизложенными нормами права срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого определяется сроком действия договора аренды лесного участка. Следовательно, сроки действия проекта освоения леса и положительного заключения государственной экспертизы на него производны от срока действия договора аренды лесного участка.
Учитывая, что в силу положений п. 2 ст. 621 ГК РФ договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ был возобновлен на тех же условиях, то сроки действия проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы на него, которые производны от срока действия указанного договора аренды, не являются истекшими, следовательно, оснований для разработки и представления арендодателю нового проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не имеется.
При таких обстоятельствах событие административного правонарушения, вмененного ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», отсутствует.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
На основании изложенного обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш ил:
Жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» удовлетворить.
Постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном, правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.Н. Шерстобитова